Дай бог нам возможности, а спрос будет

Оценить
Город в их руках – от дорог и фасадов до рекламных щитов

Они отвечают за город. За правильное новое строительство, за фасады старинных зданий. За справки. За расселение людей из аварийных домов. И даже за то, чтобы лозунги к праздникам были исполнены так, как надо, а не так, как хочется. Они – это комитет администрации Саратова по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству под председательством Виталия Желанова. В минувшую пятницу чиновники итожили дела минувшего года и делились планами на будущее.

Мы едем, едем, едем!

Виталий Анатольевич рассказал, что летом городской власти придется скорректировать Генеральный план развития Саратова. – «Необходимость корректировки Генерального плана вызвана тем, что за прошедшее время городом в основном достигнуты параметры, утвержденные Генпланом». Кроме собственного движения вперед в намеченном направлении, со множеством подсказок, как и куда строиться, выступал федеральный центр. Например, по инициативе федеральной власти в муниципалитетах теперь необходимо выделять земельные участки многодетным семьям. В городе решили, что такие участки логично выделять не по одному, а прямо микрорайонами. Но таких микрорайонов в действующем до настоящего времени Генплане не предусмотрено. Следующее новшество с подачи центра – освоение территории сельского назначения под цели жилищного строительства, в рамках действия федерального фонда жилищного строительства. Понятно, что «дальнейшее развитие города начинает отклоняться от параметров, установленных действующим планом»? Тогда пошли дальше.

Генеральный план – это не только расписанные зоны будущей застройки. Это еще и планирование, соответствующее букве Градостроительного кодекса РФ. Меняются буквы в кодексе – меняются и планировки вместе с подходом к ним и механизмом реализации. Депутаты Госдумы Градостроительный кодекс изменили, а это значит, что свои генпланы придется корректировать муниципалитетам. Изменения в Правила землепользования и застройки в Саратове уже подготовлены. В них предлагается, например, изложить в новой редакции карту зонирования муниципального образования. Новая карта напрямую затронет интересы многодетных семей, ожидающих предоставления бесплатных земельных участков.

А на февральском заседании Саратовской городской думы речь пойдет об утверждении нормативов градостроительного проектирования. В России эти нормативы дело пока еще новое. Они пришли на смену всяким отработавшим свой век советским СНиПам и должны определять множество деталей строительства, таких как плотность населения, доступность для проживающих в жилом массиве объектов инфраструктуры, транспорта, зон зеленых насаждений и парковочных мест. До последнего времени шли споры о том, насколько унифицированными должны быть эти правила и что первично – Генеральный план развития муниципального образования, под которые подстраиваются нормы, или наоборот. В Иркутске, например, при разработке норм учитывался уже существующий Генеральный план развития. Было заявлено, что «Генплан указывает задачи, а нормативы определяют, каким образом их следует выполнять». У нас, возможно, определяющим документом назовут нормы. По крайней мере на прошедшем заседании Виталий Желанов высказался достаточно четко: «Нормативы применяются при подготовке Генерального плана городского округа и при подготовке прочей документации».

Большой пласт работы комитета по градостроительной политике составляют проекты планировки. Проект планировки территории (ППТ) – это, грубо говоря, маленький генплан. Отходить от этого документа при строительстве нельзя. Он содержит обязательные «красные линии» и желательные объекты строительства в определенном квартале города. Чертёж, разрабатываемый в составе ППТ, является базой для дальнейших проектных работ застройщиков.

Чертежей в ходе доклада Желанова показали несколько. А всего в 2015 году было утверждено 13 проектов планировки.

– Наиболее значимые планировки – это проекты, пре­дусматривающие комплексное освоение территорий в сфере жилищного строительства. Самый характерный проект на площади в 42 и 35 гектаров – продолжение застройки микрорайона Солнечный-2 в Кировском районе. Это две территории через улицу Тархова, – подробно напоминал собравшимся достижения комитета председатель Желанов. – Это значимые проекты, которые в самое ближайшее время будут реализованы. Также проект на земельных участках в границах территории НИИ Юго-Востока. Это новый городской парк и 470 участков для многодетных семей, которые оснащены всей инфраструктурой. Есть и поликлиника, и школа, и детские сады.

В числе 13 утвержденных планировок семь были на линейные объекты, то есть на изменение подхода к движению транспорта. В пример Виталий Анатольевич привел проект планировки трассы скоростного трамвая по направлению следования 3-го, 9-го и 11-го маршрутов. Проект транспортной развязки на пересечении проспекта 50 лет Октября и улицы Тракторной не просто утвержден, но уже, похоже, к лету станет реальностью. Ему на заседании было уделено особое внимание. Заместитель главы администрации муниципального образования «Город Саратов» по градостроительству и архитектуре Андрей Гнусин напомнил, что эта транспортная развязка – «знаковый вопрос, давно к нему подходили», но никак не могли справиться с частной заправкой, которая торчала как кость в горле и мешала любимым планам. И вот наконец все-таки добились изменений городские чиновники. Можно приступать к реализации планов.

– Когда мы увидим утвержденную документацию, чтобы можно было приступать к работе? – спросил Гнусин Желанова. Тот нервно хихикнул. Сказал, что с этим вопросом надо не к нему обращаться, а к директору Саратовгражданпроекта. Только он знает, за какой срок его специалисты сделают рабочий проект. Директор Роман Акимов и бровью не повел, как будто не заметил переадресовку.

– Не только про проект я спрашиваю, мне нужен срок с учетом всех мероприятий, всех согласований. – Гнусин явно задался целью вырвать из председателя комитета обещание, от которого тот потом не сможет отречься.

– Я думаю, середина года, – неуверенно сказал Желанов.

– Не устраивает. – Гнусин как будто знал, что ответ будет таким. Его реплики были похожи на домашнюю заготовку. Как будто он решил показать, что Желанов напрасно по старинке ищет причины, затягивающие процесс, вместо того чтобы думать над тем, как его ускорить. – Должно быть март, край апрель.

– Март, апрель со всеми процедурами? – удивился Желанов.

– Да, со всеми процедурами. Как только сходит снег, мы должны приступать к работе. Затраты там минимальные. Ничего нам не мешает.

Кстати, этот проект планировок вместе с распланированным проектом территории, ограниченной улицами Заводской, Чернышевского, Бабушкин взвоз, для размещения новой набережной Саратова, был недавно рассмотрен на областном градостроительном совете. Во всех отчетах, сделанных СМИ, они были поданы как результат мозгового штурма в правительстве области. А оказывается, что они целиком и полностью городское творчество, которое просто «получило очень высокую оценку» от вышестоящего уровня власти.

На всякий случай имейте в виду, что фонтаны «на акватории и территории в районе новой набережной» – это тоже работа специалистов комитета. И зимний спортивный комплекс в районе Маханного оврага. И детская железная дорога в парке Победы на Соколовой горе. И будущие пешеходные зоны на территории Ленинского и Заводского районов. И «Сквер детства» на пересечении улицы Исаева и улицы Муленкова в Юбилейном поселке.

2016 год объявлен в Саратове Годом дорог. И это значит, что комитет активизируется на этом направлении деятельности. «Запланированы проекты планировки на размещение линейных объектов. Это транспортная развязка на 3-й Дачной с организацией движения по территории торгового центра. Это соединение улицы Рабочей с Большой Садовой тоннелем под железной дорогой. Это автодорога от поселка Жасминный до поселка Поливановка с объездом железнодорожного переезда на Песчано-Умётском тракте. Это увеличение пропускной способности улицы Усть-Курдюмской за счет устройства дополнительных развязок», – анонсировал Виталий Желанов громадьё планов.

25 тысяч одних обращений

Работа комитета по градостроительной политике – это в первую очередь разрешения. На право застроить земельный участок или реконструировать уже существующий объект. На право ввести объект в эксплуатацию. На право перепланировать жилое помещение. На право получить адрес.

Еще одна часть рутинной работы – переписка. Знаете, сколько входящих обращений пришлось обработать работникам комитета? 25 тысяч. Писали в комитет суды, прокуратура, регистрирующие органы, граждане.

Более творческая часть деятельности – присвоение наименований улицам. Договорились о том, как будут называться 26 новых. Но еще были скверы, площадь, парк и целых 95 проездов. С улицами, надо отметить, не особо мудрили. В юбилейный год празднования победы в Великой Отечественной войне давали им имена героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы.

Во всех городах это по-разному происходит

Принятый в 2005 году Градостроительный кодекс РФ лишил местные власти возможности контролировать архитектурный облик новых зданий. Для таких городов, как Саратов, где сохранились дореволюционные здания, построенные по проектам великих архитекторов, это была просто беда. Застройщики, конечно, были рады тому, что из их пакета необходимой документации в принципе исчезло архитектурно-планировочное задание. Это как минимум сильно удешевляло проектную документацию, а как максимум, между прочим, позволяло застройщикам самостоятельно менять архитектурный облик города.

Однако недавно в кодекс внесли изменения. И теперь муниципальная власть, если захочет (и оформит это желание документами), сможет контролировать архитектурные изыски новостроек. По информации Виталия Желанова, в России уже в 10–15 городах пошли по этому пути. Тамошние чиновники и депутаты рискнули регламентировать для застройщиков вид будущего здания до начала его строительства. Мы, по словам Желанова, «имеем то, что имеем»: «Очень часто сталкиваемся с очень неприятными моментами: только когда здание начинает строиться, мы начинаем видеть, что получается».

Желание исправить существующую ситуацию у городских комитетчиков вроде есть. Но за то, чтобы документ, утверждающий внешний облик здания, выдавался вместе с градостроительным планом, должны проголосовать депутаты Саратовской городской думы. Реальных шансов на то, что документ будет принят нынешним составом, очень мало. Ведь сначала проект начнет ходить по кабинетам, собирая отзывы. Потом специалисты будут делать оценивать, как он отразится на субъектах коммерческой деятельности, то есть на застройщиках. Легко догадаться, что противодействие этой инициативе возможно с самых разных сторон. Реально оценивая все силы противодействия, работники комитета предполагают, что в лучшем случае «можно в третьем квартале где-то внести в думу» новое положение. Не нынешнего созыва депутатов это дело. А следующие, если, конечно, они никакой дружбой не будут связаны с застройщиками, может быть, и решатся поставить интересы городской среды выше коммерческих интересов.

Брендбук для Рождества Христова

У председателя СРО «Поволжская гильдия архитекторов и проектировщиков» Вячеслава Цоя был свой больной вопрос к председателю комитета. Он спросил его, кто согласовывает рекламу, которую вешают на здания-памятники. Ему не нравится, когда фасад прекрасного старинного дома закрывает не пойми что.

– Есть такое, – согласился Виталий Желанов.

– У нас есть охранные грамоты. Там есть собственники. Кто обязан за памятниками следить?

Выяснилось, что следить-то должна по идее администрация, то есть конкретно комитет, но «каждый памятник имеет несколько собственников, и у каждого из них свое представление, как должен дом выглядеть, что с ним делать и в какие сроки». У печально известного здания гостиницы «Россия», например, вообще пять-шесть собственников, «которых и найти невозможно». Даже удивительно, что после такой характерной росписи в бессилии у Цоя еще не пропал запал нападать.

– В Ленинграде, Москве как-то обязывают собственников делать благоустройство. А у нас всё заброшено, – сказал он. И получил в ответ улыбку от председателя комитета.

Андрей Гнусин переадресовал вопрос Вячеслава Цоя заведующей сектором наружной рекламы. Спросил, есть ли возможность демонтировать рекламные носители со зданий-памятников архитектуры. Получил в ответ справку о том, что только в прошлом году вступили в силу поправки в федеральный закон, которые запрещают рекламу на объектах, включенных в реестр памятников. Но до этого закона разрешения выдавались. И выданные разрешения действуют до истечения срока действия. А вот новые разрешения работники комитета выдавать уже не будут. И если рекламу не снимут добровольно, то ее демонтируют силами районной администрации с привлечением полиции. Нарушителям закона грозит штраф. Правда, он пойдет не в бюджет города, а в бюджет федерального уровня.

Начальник управления по размещению наружной рекламы города Саратова Татьяна Максимова пообещала, что в 2016 году в принципе большое внимание будет уделяться освобождению зданий от рекламных конструкций. Совместно с районными администрациями планируется обеспечить выполнение мероприятий по демонтажу рекламных конструкций с фасадов всех домов по улице Московская, а также с объектов культурного наследия, расположенных по всей территории Саратова. «Реклама искажает визуальное восприятие памятников архитектуры», – поделилась чиновница с коллегами своим наблюдением.

Свой отчетный доклад она начала с еще более значимых слов. «Основные задачи нашего управления – формирование единого художественного облика города», – сказала Татьяна Максимова.

Оказывается, в недрах комитета есть сектор художественного оформления, который «проводил в 2015 году существенную работу, направленную на изменение художественного облика Саратова, в целях улучшения его эстетического восприятия жителями». Из доклада все поняли, что специалисты сектора разрабатывали графический дизайн галереи Героев Советского Союза в сквере по улице Рахова, а еще приложили свои умелые руки к проекту места установки скульптурной композиции, посвященной творчеству Олега Табакова. Эскизы мемориальных досок тоже здесь разрабатывались. Но главное мое потрясение – брендбуки.

«Была проделана большая работа по оформлению городской среды в единой стилистике к празднованию знаменательных событий, что позволило сделать вклад в формирование положительного имиджа города. Так, к празднованию 70-летия победы в Великой Отечественной войне, к празднованию 425-й годовщины со дня основания Саратова, а также к новому, 2016 году и Рождеству Христову был разработан брендбук, представляющий собой пособие с рекомендациями по праздничному оформлению городской среды различными носителями и материалами, выполненными в едином стиле, – отчиталась Татьяна Максимова. И не надо думать, что всё это секторальная самодеятельность. – Все разработки были утверждены руководством города».

Справятся – заслужат уважение и признательность

Павел Мигачев, председатель управления капстроительства в комитете по градостроительной политике, рассказал о том, как продвигаются дела по самой сложной для Саратова программе переселения людей из аварийных домов. Настоящий чиновник – он не сказал ни одного критического слова в адрес вышестоящих властей, которые недофинансировали программу в прошлом году. Он вообще про деньги говорил скупо. Обозначил, что потребуется шесть миллиардов рублей, чтобы завершить программу. Продемонстрировал уверенность в том, что эти деньги уже как будто у него в кармане. Хотя по условиям программы переселение оплачивается на условиях софинансирования разными уровнями бюджетов, и основная часть должна прийти из федерального центра в том случае, если региональная власть выполнит все оговоренные условия.

Расселить предстоит 292 аварийных дома и почти 10 тысяч граждан. В 2015 году людей компактно переселяли в 10-й микрорайон поселка Солнечный-2. В конце года на аукционах приобретали уже помещения по всему городу – не только в 10-м микрорайоне, но и в Комсомольском поселке и Юбилейном. Этот фонд из 360 квартир пока не распределен. Но квартиры уже оформлены в муниципальную собственность. И новоселья реальны до конца первого квартала.

По плану президента Путина программу переселения людей из аварийного жилья, признанного таковым на 1 января 2012 года, необходимо закончить до 2017 года. А это значит, что в 2016 году Саратову придется совершить просто переселенческий подвиг. По словам Павла Мигачева, саратовские строители готовы построить жилье в нужном объеме. «Если будет бюджет в полном объеме выделен, то мы расселим жителей», – сказал он.

Андрей Гнусин еще раз уточнил, удастся ли набрать на рынке достаточно жилых помещений для реализации программы.

– У нас будут эти метры?

– Да, несмотря на низкую стоимость (по закону строители должны продавать квартиры со стоимостью квадратного метра в 26 тысяч рублей, и при этом квартиры эти должны быть уже с отделочными работами) и небольшой размер квартир (превышение метража по закону должно оплачиваться из городского бюджета, в котором имеется хроническая нехватка средств). Мы говорили с застройщиками. Они готовы даже переработать проекты. Только на площадках Солнечный-2 строители обещают построить 150 тысяч квадратных метров.

Потом уточнили, что переселяться люди будут не только в Солнечный. Некоторым повезет остаться в привычных краях. Дело в том, что в программе задействован «Саргоркапстройкомплект». Это муниципальное предприятие принадлежит комитету по управлению имуществом городской администрации. Оно занимается сносом расселенных домов и последующим строительством. По словам Павла Мигачева, необходимость соблюдать ценовые параметры лишает предприятие возможности зарабатывать. В лучшем случае работать придется без прибыли. Но Мигачев говорит, что главное в данном случае – «не зарабатывание, а переселение людей из аварийного жилья».

Андрей Гнусин предложил руководителям Горстройкапкомплекта быть похитрее. И теснее взаимодействовать с управлением архитектуры: «Можно же разное число подъездов и этажей построить». А архитекторам посоветовал не тупо смотреть в проекты по застройке, а творчески делать из девятиэтажных домов 12-этажные.

– Районные архитекторы Заводской и Ленинской администрации подготовили схемы, как сформировать участки, и даются предложения эскизные, что на этом месте можно построить, – успокоил Андрея Гнусина директор «Саргоркапстройкомплекта» Олег Князев.

Завершая мероприятие, Андрей Гнусин сказал, что работа сделана обширная, но не все планы выполнили: «Планку мы берем завышенную, и то же услышал на 2016 год. Это похвально, похвально. Теперь дай бог нам возможности всё это реализовать. А вопросы я не просто задавал. У нас пресса. Извините, коллеги – вы сказали, с вас будет спрос».