В режиме ожидания чего-то
Промышленность России завершила 2015 год в режиме стагнации с элементами рецессии. Это данные Росстата, опубликованные на минувшей неделе. Статистики сообщают, что все отрасли чувствовали себя по-разному, но несколько отраслей всё же закончили год в плюсе. Это производство пищевых продуктов, включая табак и напитки (2%); производство кокса и нефтепродуктов (0,3%) и химическое производство (6,3%). В остальных отраслях рост был точечным.
На прошлой же неделе стало известно, что правительство РФ определилось с отраслями, которым будет оказана государственная поддержка в текущем году. Деньгами точно помогут автопрому, легкой промышленности и сельскохозяйственному машиностроению. По данным Минпромторга РФ, им выделят 60 миллиардов рублей. Соответствующие документы уже подписаны.
Поддержат копеечкой. Без реформ
Поддержка промышленных предприятий в этих отраслях будет осуществляться в рамках реализации нового антикризисного плана. И хотя сам документ пока находится в разработке, кое-какие его детали уже известны, а некоторые пункты, как можно наблюдать, уже начали реализовываться.
Говорят, что антикризисный план правительства РФ на 2016 год предусматривает финансовую поддержку ключевых отраслей, к которым отнесены не только автопром, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, лёгкая и текстильная промышленность. Дать денег обещают ещё жилищному строительству и сельскому хозяйству. Кроме того, где-то в плане якобы предусматриваются меры по поддержке экспорта (в том числе высокотехнологичных и инновационных продуктов), а также по «снижению ограничений для развития перспективных технологий».
Запуск каких-то структурных, институциональных и управленческих реформ правительством не анонсируется. Хотя эксперты настаивают, что без этих реформ промышленность в России продолжит функционирование в прежнем режиме. А значит, в 2016 году есть «опасность пройти точку «невозврата». То есть все просто привыкнут, мол, к текущей ситуации, отложив на долгое «потом» решение проблем стратегического развития.
По мнению экспертов из Высшей школы экономики, для полноценного развития России необходимо в ближайшие 10–13 лет иметь темпы роста промышленности в 1,6–1,8 раза выше среднемировых, то есть 4–6%. Потенциала практически у всех видов промышленной деятельности достаточно.
Уже никого ничего не...
Со стороны, правда, кажется, что та самая точка «невозврата», которой пугают эксперты ВШЭ, на самом деле уже пройдена. По крайней мере в нашей Саратовской области. Судя по пассивности участников заседания коллегии регионального министерства промышленности и энергетики, которая состоялась неделей раньше, саратовские промышленники давно уже привыкли к текущему состоянию дел, и их уже ничего не впечатляет. При этом чиновники и прочие представители региональной власти привычно демонстрируют как осведомлённость о наличии «серьёзных проблем», так и непоколебимую уверенность в скором их разрешении.
Министр промышленности и энергетики Саратовской области Максим Шихалов в своём выступлении тогда справедливо отметил, что состояние промышленной отрасли нашего региона напрямую зависит от состояния экономики государства в целом. А положение вещей в этой самой экономике, мол, таково, что удержать и не ухудшить прошлогодние показатели промпроизводства в текущем году уже будет огромным достижением. Однако этот, можно сказать, трезвый взгляд саратовского министра (по крайней мере его сложно упрекнуть в излишнем оптимизме, свойственном практически всем саратовским чиновникам) не нравится его вышестоящему начальству. Александру Буренину, например, уже пару месяцев осваивающему должность заместителя председателя областного правительства.
Александр Григорьевич уверен, что областной минпром себя недооценивает, что в силах министерства и отдельно взятого министра Шихалова заставить саратовскую промышленность расти, цвести и колоситься. Только, мол, не нужно стесняться «обтаптывать» кабинеты федеральных министерств и ведомств.
Критиковать – это вам не обтаптывать
Ругали Максима Шихалова за пессимизм, хотя цифры его доклада, какими бы положительными их ни хотелось представить, никакого оптимизма не внушали. Несмотря на то что «промышленность Саратовской области закончила 2015 год с положительным результатом», в плюсе год закрыли только металлургия (35,3%), добыча полезных ископаемых (3,1%), производство табака (13,7%) и текстильная промышленность (6,2%). Всё. Падение индекса промышленного производства по остальным видам деятельности – машиностроение, электроника и электрооборудование, химия и нефтепереработка и другие – составило от двух до 20 и более процентов. Хоть там и наблюдался точечный рост.
Вообще надо сказать, что итоговые коллегии профильных министерств, на которых, по большому счёту, должна оцениваться не работа бригады чиновников, а состояние отрасли в целом, уже не дают практически никакой полезной информации. Ну вот не ответил доклад министра промышленности и энергетики Саратовской области Максима Шихалова на простой вопрос о том, как чувствуют себя промышленные предприятия сегодня и что будет с отраслью завтра.
Но никого из участников заседания коллегии областного минпрома это не смутило и не возмутило. Цифры не насторожили и не впечатлили, кажется, совсем. Никто в ужасе не хватался за голову, не призывал к немедленному поиску решения проблем. Да и вообще как-то не возникло там ощущения, что есть в саратовской промышленности какие-то серьёзные проблемы.
Некоторое опасение у экспертов, в частности у экс-главы областного минпрома Сергея Лисовского, вызвал прогноз министерства по объёму инвестиций на 2016 год. Лисовский обратил внимание, что в 2015 году в развитие промпредприятий в общей сложности было вложено 40 миллиардов рублей. А в 2016 году ожидается поступление только 28 миллиардов. То есть меньше на треть, что уже катастрофично, по мнению бывшего министра. А потому, мол, нужно в текущем году эти инвестиции усиленно искать.
А директора предприятий признали важность выполняемых государственной властью задач, таких как развитие импортозамещения и гособоронзаказа. Но позволили себе осторожно напомнить, что неплохо было бы так же усердно поддерживать народное потребление и «гражданку».
Сказать что-то более вразумительное никто не решился. Из опасений, вероятно, быть отлучённым от возможной будущей раздачи вероятных поддерживающих госсубсидий.