Снег, лёд и любовь к городу и горожанам
«Я люблю Саратов» – типовые стелы с признанием в любви, которые давно стали устанавливать в российских городах, наконец-то появились и в Саратове. Новый сити-менеджер Валерий Сараев даже сфотографировался на фоне одной из них в окружении свиты. Еще одну на днях раскурочили вандалы. Мы очень любим Саратов. Таким, какой он есть. Особенно зимой. Особенно в оттепель.
Каждое утро начинается с дороги на работу. Я иду пешком по проспекту Энтузиастов: кусок почищенного тротуара – короткий, кусок заваленного мокрым тяжелым снегом – длинный. Лужа на въезде во дворы, которую автолюбители объезжают прямо по тротуару. Ноги вязнут в жидкой снежной каше. Дворничиха у банка сметает свежевыпавший снег к обочине. Троллейбус подползает к остановке.
На углу улиц Чапаева и Белоглинской он открывает свои двери. К распахнутым дверям съезжает прямо по тротуарной плитке грузная пожилая женщина – скользя подошвами по льду. Следом мелкими шажками семенит юная девушка – шпильки у нее вместо ледоступов. Отец ловит поскользнувшегося сына за капюшон.
Поднимаюсь по Чапаева от Белоглинской до Киселёва. Узкая тропка тротуара кое-где вычищена дворниками, где-то лёд за пять теплых дней сошел сам (в самом начале, когда оттепель только началась, ходить по тротуарам на Чапаева было очень страшно – неровный лёд покрывал тонкий слой воды, и шансы свалиться в лужу были велики). Почти везде тротуары перегорожены защитной лентой – так управляющие компании заботятся о пешеходах, которым на голову запросто может прилететь глыба наледи с крыши. И вот ты стоишь, словно витязь на распутье: перед тобой чистый тротуар, загороженный ленточкой, автомобильная дорога с постоянным движением, а между ними – огромный длинный грязный сугроб. И так на протяжении всего пути.
Остановка «улица Рабочая» зажата в тисках таких сугробов. Подходит автобус, и пассажиры выпрыгивают в сугроб, а потом идут прямо по проезжей части до первого входа на тротуар – по узкой тропке мимо остановочного павильона. Надо передвигаться быстро, убегая от возможных сосулек. Но чтобы не поскользнуться и не упасть, идти надо медленно и осторожно. Что тут говорить – за такие драйвовые квесты люди деньги платят. А мы бесплатно наслаждаемся.
Любовь – она ведь доказывается не словами, а делами. Скажи «зима при Сомове», и сразу вспоминаются замерзшие трамвайные рейсы, снежный февраль 2010 года, нечищеные дороги, переполненный общественный транспорт, многокилометровые пробки и путешествие пешком по сугробам. А заговоришь об Алексее Прокопенко, сразу на ум идут кашпо. Но в памяти всплывают не только кашпо, но и чистые тротуары и обочины дорог после снегопадов.
А Валерий Сараев пока занимается стратегией развития города и фотографируется со стелами.
Утренняя профессия
Тьма украдкой покидает двор жилого дома на Большой Горной, 245/265. В защитном оранжевом костюме поверх черной куртки, в удобной водоотталкивающей обуви, с лопатой и метлой-щеткой, на улице появляется Людмила Королева. Ее рабочий день начинается примерно в 7 утра.
«Летом начинаю в шесть или половине шестого, а зимой позволяю себе выходить позже. Страшновато как-то – жду, пока рассветет. Вдобавок лучше, чтобы машины хоть чуть-чуть разъехались, иначе не развернешься».
Людмила Петровна начинает ежедневную уборку с очистки подъездных дверей от рекламных объявлений. «Доброе утро!» – тепло приветствуют Людмилу Петровну сонные жильцы дома, покидающие свои жилища. С дворником знаком каждый, слава об ее душевных качествах выходит и за пределы дома.
Второй этап работ – уборка выпавшего за ночь снега. По-настоящему тяжело бывает после обильных снегопадов – без хорошей физической подготовки будет справиться нелегко. Всего на уборку территории близ жилого дома уходит 4–6 часов. В гололед нужно пересыпать тротуары песком. В теплое время года – подметать, сгребать опавшую листву и сухую траву на газоне. Собирать мусор.
Зарплата у Людмилы Королевой – 10 тысяч рублей. Это больше, чем в среднем предлагают саратовскому дворнику (около 6–7 тысяч), потому что Людмила Петровна выходит на работу каждый день; к тому же велика территория, которую она убирает. На вопрос, как можно прожить на такую зарплату, Людмила Петровна отвечает с улыбкой: «А у меня ведь еще пенсия есть, восемь тысяч». Зарплата, пока позволяют силы и здоровье, является спасательным кругом для женщины. Такие доходы позволяют ей держаться на плаву – оплачивать коммунальные услуги и тратиться на продукты, а еще угощать фруктами и конфетами внуков.
Дворником Людмила Петровна работает уже больше пятнадцати лет. С 1990-го по 2000 годы в муниципальном предприятии «Садово-парковое» (ныне «Саргорсвет») занималась цветоводством. «Нравилась мне эта работа – тебя окружала такая красота!» К концу девяностых цветы стали не нужны городской администрации, и работников распределили на разные участки города для уборки территорий. Парк «Липки» показался нашей собеседнице наиболее привлекательным, но в прошлом году работу пришлось сменить и уйти в управляющую компанию «Жилстройсервис».
Людмила Петровна Королева без преувеличения является представителем редкой, даже исчезающей профессии. В ноябре прошлого года глава Саратова Олег Грищенко сообщил, что потребность города в дворниках удовлетворена на два процента. «Сколько раз видела: придут устраиваться, послушают про обязанности, узнают про зарплату – махнут рукой, развернутся и уйдут. А еще некоторые мои знакомые говорят: «В кризис кем угодно пойду работать, только не дворником!» Ну что могу сказать? Дворник тоже профессия».
Гололёд и сосулькопад продолжатся
Михаил Болтухин просит саратовцев быть осмотрительными
Сурок Фил в Панксатони, штат Филадельфия, США, второго февраля предсказал раннюю весну. К сожалению, его предсказание не распространяется на Саратов. Предыдущая неделя стала удивительно теплой, но радоваться рано: саратовский гидрометцентр обещает скорое возвращение русской зимы – со всеми сопутствующими компонентами. Она прикатит к нам прямо по льду городских тротуаров.
По словам начальника саратовского гидрометеоцентра Михаила Болтухина, до середины наступившей недели осадков быть не должно. Кроме того, будет наблюдаться слабая тенденция к понижению температуры: ночью по области будет от трех до восьми градусов мороза, днем от минус трех на севере региона до плюс двух на юге. В областном центре температура в дневные часы будет держаться около ноля градусов. Гололедица сохранится, особенно в крупных населенных пунктах, поскольку ночью подмораживает. Будет чрезвычайно скользко и дискомфортно. А утром и ночью синоптик прогнозирует туман и ухудшение видимости до 500 метров, особенно на возвышенностях. Однако со второй половины февраля настоящая зима вернется и, скорее всего, продлится, как это обычно и бывает, до начала третьей декады марта.
– Я бы хотел сказать, что саратовцам надо прежде всего ориентироваться на самосохранение, – резюмировал главный метеоролог области. Следует не только смотреть под ноги и по сторонам, но ещё следить, чтобы по головушке не угостило ледяной глыбой или сосулькой, поскольку качество очистки крыш от снега и наледи в этом году, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Кому в Саратове снег убирать?
Снег на тротуарах – это чья зона ответственности, муниципалитета или тех предпринимателей, что держат магазинчики на первых этажах? Кто должен чистить снег и наледь, кто – вывозить его из города? Эти вопросы мы решили адресовать предпринимателю Михаилу Волкову, который в свое время возглавлял администрацию Волжского района и какое-то время был заместителем главы администрации Саратова.
– Михаил Владимирович, кто все-таки должен чистить снег на тротуарах?
– Во-первых, территорию, за которую отвечает предприниматель, можно оценить юридически – по границам участка. Всё, что внутри них, – зона ответственности владельца или арендатора. Во-вторых, традиционно в Саратове, да и не только в Саратове, непосредственно вокруг магазинов или офисов определяются санитарные зоны, которые также подотчетны предпринимателям. Я считаю это абсолютно правильным решением, потому что мне, например, не хотелось бы, чтобы вокруг моих магазинов лёд чистили неизвестные мне дворники с непонятным качеством уборки, поскольку они запросто могут повредить фасад или тротуарную плитку. Минус, что до сих пор в Саратове дворники работают вручную, не используя специальную технику, вроде тех же снегоотбрасывателей.
– «Бобкэты» используют.
– «Бобкэт» не проходит по многим местам, на узких тротуарах он просто не развернется. Поэтому качество уборки у нас такое, какое есть.
– Владельцев мелких лавочек возмущает, когда, условно говоря, какие-нибудь «Городские дороги плюс» говорят им: заключите с нами контракт на вывоз снега. Владельцы негодуют – почему они должны платить неподъемные деньги, хотя у них всего два квадратных метра прилегающей территории.
– Тут много передергиваний с обеих сторон. Предприниматель обязан убирать и вывозить снег и наледь с прилегающей территории, будь там хоть два метра, хоть двести двадцать два. С другой стороны, конкуренция низкая, и когда к вам приходят «Городские дороги плюс», возникает вопрос: а где «Городские дороги минус»? Если вам предлагают нереальную цену, вы, естественно, отказываетесь от услуги.
– А очистка тротуаров от снега и наледи как-то контролируется администрацией?
– Естественно. Администрации районов за этим следят. Штрафы взимает административная комиссия, Роспотребнадзор. Надеюсь, что приход новых людей во власть как-то решит извечную нашу проблему перекидывания своей грязи на соседний участок. Еще когда я главой работал, этот идиотизм процветал: сгрести снег со своей территории на проезжую часть ночью, а утром городская машина едет и закидывает его обратно на тротуар. И потом все дружно выясняют, а чей же это снег. Тут все-таки должно быть встречное движение: можно же придумать методы фиксации, сколько осадков выпало, сколько должны были вывезти с участка, проверить, сколько вывезли. Снег всё равно весной сойдет, но на следующий год выпадет опять. И это время нужно использовать для налаживания взаимодействия УК, бизнеса и власти в этом вопросе. Важно встречное движение.
200 машин и 48 альпинистов
Несмотря ни на что администрация Саратова старается поддерживать в городе порядок и безопасность
Судя по информации, которую предоставила администрация Саратова в ответ на наш запрос, муниципальные дворники круглосуточно (а график уборки улично-дорожной сети именно такой) скребут, убирают и вывозят снег. Задействовано при этом до 200 единиц техники. С последствиями обильных снегопадов, которые прошли с 13 января по 4 февраля, борются 48 бригад альпинистов и 17 автовышек.
В итоге на сегодняшний день от снега очищено 1670 потенциально опасных крыш многоквартирных домов, расположенных вдоль тротуаров и пешеходных зон. Очистку тротуаров администрация тоже проводит, но только на тех участках, которые находятся «в реестре имущественной части муниципальной казны», то есть у зданий, принадлежащих городу. За все остальные тротуары (а также крыши) отвечают управляющие компании и предприниматели – владельцы зданий. За нечищеные дворы тоже чиновников ругать не стоит – это зона ответственности управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК. У кого нашлись деньги на «Бобкэт», тот будет с чистым двором, кто деньги не сдал, тому приходится штурмовать во дворе ледяные торосы.
Кстати, в Саратове довольно много частных фирм, которые сдают в аренду технику, чистят дворы, вывозят снег и наледь. Например, нанять тот же «Бобкэт» стоит в среднем полторы тысячи рублей в час. Вывезти снег – от трех до четырех с половиной тысяч рублей за машину. Очистка крыши от снега и наледи может обойтись в 40 рублей за квадратный метр. Правда, бригада приедет только на тот объект, где общая площадь крыш составит 100 квадратов.
Минздрав предупреждает: не спешите!
По данным министерства здравоохранения Саратовской области, с начала этого года в связи с получением «уличных» травм в медучреждения Саратова обратились порядка 90 жителей.
«Согласно статистическим данным, «зимний» травматизм составляет до 15% случаев временной нетрудоспособности. В это время преобладают ушибы и переломы костей (около 15%), вывихи (около 10%).
Около 80% пострадавших находятся в трудоспособном возрасте. Дети возрастом до 15 лет составляют 2%, а лица старше 60 лет – около 8%. Однако пожилые люди из-за возрастных особенностей скелета (повышенная хрупкость, меньшая эластичность связок и мышечного каркаса) нередко получают очень серьезные повреждения вследствие даже небольшого удара. В 95% случаев это проявляется у женщин.
По статистике основной причиной травматизма зимой является банальная спешка. Многие попросту не замечают льда, припорошенного снегом, в результате чего падают и получают травмы. В спешке человек склонен не замечать даже открытого льда. Значительная часть травм связана с общественным транспортом. Поскальзываются и падают как при входе в автобус или троллейбус, так и при выходе из них», – комментирует пресс-служба ведомства.
Минздрав области напоминает о мерах предосторожности.
1. Желательно носить обувь на плоской подошве или на низком квадратном каблуке. Лучше, если подошва будет с крупной ребристостью. Не стоит брать для ходьбы в зимний гололед обувь на шпильках.
2. В гололедицу ходить нужно по-особому – как бы немного скользя, словно на маленьких лыжах. Скользить по льду специально не стоит, это увеличивает обледенение подошвы.
3. «Не спешите» – золотое правило. Выходите заранее и даже, если вы задерживаетесь в пути, не переживайте: несколько минут могут сыграть роль только для безопасности вашей жизни.
4. Стоя на остановке, держитесь дальше от края дороги. Когда будет подъезжать транспорт, вы можете нечаянно поскользнуться и упасть под его колеса.
5. Выходя на улицу, особенно в те дни, когда плюс на улице меняется на минус или наоборот, нужно оценивать каждый свой шаг. Помните, лучшая профилактика зимних травм – это осторожность и осмотрительность.
[кстати сказать] «Не дождетесь!» Самой известной жертвой уличного травматизма на минувшей неделе стал председатель областной общественной палаты Александр Ландо, который на одном из заседаний палаты появился с рукою в гипсе. Всё банально: поскользнулся, упал... Сочувствуем. – Здравствуйте, Александр Соломонович! Как ваше самочувствие? – Не дождетесь! Так и передайте своему учредителю: «Не дождетесь!» Я весь в работе, в делах и занимаюсь теми мероприятиями, которые мы проводим. Так что всё нормально. – Мы и не ждем, а вы – выздоравливайте. Вы заявляли в СМИ, что собираетесь на кого-то подать в суд, как только определите, кто виноват. – Да, говорил. Возможность такая есть, но я этого делать не буду, дабы не отрывать себя от той работы, которой я занимаюсь. Нужно обращать внимание на то, чтобы у нас улицы убирались, дворы убирались и так далее. Может быть, на основе моего печального опыта будет серьезная корректировка... Моя должность не позволяет мне тратить сейчас время на судебные разбирательства. – Не было ли в общественную палату жалоб от жителей, тоже пострадавших от уличных травм? – Обращений нет. Но, я говорю, предосторожность – она важна: когда ты сам идешь и смотришь наверх, как бы что не упало. Жители города должны увидеть, что есть такая возможность – обращаться в суд из-за полученных уличных травм. Есть общество защиты прав потребителей, другие правозащитные организации. – А есть ли какие-то идеи у общественной палаты, как разрешить проблему уборки улиц? – Это всё очень непросто. Мы выходили в рейд, смотрели, как делается капитальный ремонт в многоквартирных домах. С нами представитель администрации Саратова ездил. По дороге попался открытый люк – мы обратили на это внимание. На сосули, которые были, тоже обратили внимание. Этому способствует пресса: ГТРК «Саратов» подготовила очень хороший сюжет на эту тему. Мы обеспокоились ситуацией и в ближайшее время проведем заседание по вопросам капитального ремонта, вопросы безопасности там тоже рассмотрим. – А как вы в целом оцениваете работу городской администрации по вопросу уборки улиц? – Моя оценка положительная, но она не отличная. Ну, может быть, удовлетворительная. Но сказать, что чиновники как-то в этом плане бездействуют, я тоже не могу. Администрация прикладывает все силы. А силы в техническом плане довольно слабые. Есть средства, чтобы в этом году пустить какое-то количество очистительных машин. Тут большое дело, чтобы этим еще занимались управляющие кампании, собственники и арендаторы офисных помещений, потому что одна администрация не в состоянии прийти в каждый дом и сбить эти сосульки. Но задачи администрации – побудить управляющие кампании заниматься своими прямыми обязанностями. Не только побудить, но и заставить. |
«Тёплые полы» на холодных улицах
Северные страны сооружают тротуары с подогревом
Оказывается, плитка, которой любят мостить тротуары, – коварная штука. Она промерзает, держит температуру гораздо лучше, чем асфальт, и в оттепель, когда по тротуару журчат ручейки растаявшего снега, она прекрасно эту воду морозит. И тротуар превращается в идеальный каток. Москвичи на этом уже обожглись (оступились?). Но и в Саратове плиткой – самой разнообразной – покрыта половина тротуаров. А вот в Рейкьявике, что в Исландии, совершенно другой способ борьбы с катками на пешеходных зонах.
Исландия – очень холодная страна. Даже летом температура там редко поднимается выше плюс 10 градусов. Не так давно власти столицы, Рейкьявика, решили, что хватит им мучиться с обледеневшими тротуарами, и устроили прямо на улицах эдакие «теплые полы». То есть тротуары с подогревом. Для Исландии это на самом деле дешевая и выгодная технология: горячей воды на острове в избытке – термальные источники питают все местные электростанции. У нас в Саратове термальных источников нет. И нам, чтобы греть воду, нужна будет электроэнергия.
Но в Хельсинки, например, тоже нет естественной горячей воды. А столица Финляндии стала первой в мире, где стали делать теплые тротуары и уличные лестницы, снабженные подогревом. Падающий снег просто тает на этих тротуарах.
Сейчас подогрев дорожного покрытия, автобусных остановок, железнодорожных платформ используют в США, Японии, Канаде и странах Скандинавии. Правда, несмотря на то что такой способ борьбы с обледенением тротуаров признан более эффективным и экологичным, чем посыпание дорожек песком, щебнем и реагентами, в мире он пока широкого распространения не получил. При этом запатентованных способов экономного подогрева тротуаров – масса, в том числе и в России. Пять ссылок из десяти на первой же странице поисковика «Яндекс» по запросу «подогрев тротуаров» – это ссылки на изобретения и полезные модели от российских инноваторов.
Падают, падают глыбы
1 февраля с крыши ДК «Россия» упала глыба льда на голову проходившей мимо женщине. Женщина жива, но получила травму. В тот же день на улице Чернышевского снежная «лавина» скатилась с крыши здания бывшего завода «Ликсар» и раздавила автомобиль «Фольксваген». К счастью, пострадавших нет.
2 февраля на улице Киселёва, 60, упавшая снежная глыба сломала козырек фирмы «Данила-мастер», занимающейся изготовлением памятников. Работники организации оцепили близлежащую территорию полосатой ленточкой. При этом проход по улице Киселёва стал полностью перекрыт: на противоположной стороне тротуар перегорожен забором.
В Балакове две спецмашины, быстро справившиеся с тушением пожара, завязли в снежной массе. «Пожарным пришлось расчищать двор и вручную толкать машины, пока они не достигли твердой поверхности. Очевидцы, снявшие фото, считают, что во всем виновата управляющая компания, которая не чистит двор», – передает «Общественное мнение».
3 февраля на проспекте Кирова в центре Саратова со здания бывшей гостиницы «Россия» сполз пласт снега. Как сообщают пользователи группы «Типичный Саратов» социальной сети «ВКонтакте», упавшая снежно-ледяная масса проломила защитный навес у салона обуви. К счастью, никого поблизости не было.
В этот же день упала глыба с крыши дома № 36 по улице Радищева и повредила газопровод. По информации «Взгляд-инфо», утечку газа удалось предотвратить.
В Заводском районе на проспекте Энтузиастов, 55, посетителям детской поликлиники № 8 угрожает свисающая с крыши снежная наледь. Фотографию с призывом к чиновникам предотвратить угрозу распространил в соцсетях Николай Логинов.
Тонны песка и соли, ведра снега
Об уборке городских улиц в режиме нон-стоп всю прошлую неделю сообщала городская администрация. Главы администраций районов и другие ответственные лица регулярно выходили в рейды и контролировали ход работ. Некоторые приведенные в пресс-релизах чиновников данные вызвали откровенные сомнения у журналистов.
«Утверждается, что «за сутки на территории Ленинского района израсходовали более 200 тысяч тонн песко-соляной смеси». Простейшие расчеты показывают, что, если верить Ленинской администрации, на каждый квадратный метр площади района (всего она составляет 120 кв. км) вчера было высыпано 1,66 кг песко-соляной смеси. Иными словами, согласно отчетам каждый квадратный сантиметр района без исключения, включая крыши зданий и скверы, сейчас должен быть покрыт двумя-тремя сантиметрами смеси песка и соли», – пришла к выводу 3 февраля редакция ИА «Общественное мнение». В пресс-службе мэрии изданию пояснили, что закралась техническая ошибка, и пообещали её исправить.
«Вот куда надо снег девать. Делать снежные фигуры, снега-то у нас полно», – предложил оригинальное решение глава городской администрации Валерий Сараев на открытии «Сказочной аллеи» в сквере на проспекте 50 лет Октября (см. фоторепортаж на стр. 19). Речь шла о снежных фигурах, украшавших сквер.
Информагентство «Сароблньюс» рассказало о предпринимателях, которые организуют доставку снега на дом для технических целей, честно предупреждая, что «пить эту воду нельзя, но мыть руки и смывать можно». Стоимость ведра – 10 рублей, условие закупки – не менее 10 ведер. Как выяснилось, предприниматели собирают снег за чертой города, формируют из него ведрами брикеты в пленке, а потом продают «куличики» желающим.