«Оно везде так – яма на яме...»

Оценить
Саратовский министр не считает наши дороги худшими

Плата за километр пройденного пути по системе «Платон» распространяется пока только на федеральные трассы. Однако правительство Саратовской области пытается попасть в пилотную программу по внедрению «Платона» и на региональных дорогах. Об этом на минувшей неделе говорил министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Николай Чуриков. В ходе встречи с журналистами министр также рассказал про строительство нового моста, систему дорожных камер и ответил на другие вопросы.

Хотим быть пилотом. Добровольно

Ещё до внедрения системы «Платон» специалистами признавалось, что водители могут хитрить и, где это возможно, объезжать федеральные трассы по региональным дорогам. В таком случае затраты перевозчиков на «Платон» естественным образом снижаются. Однако в правительстве Саратовской области с таким положением дел решительно не согласны. Ещё в прошлом году было известно, что область рассматривает возможность внедрения «Платона» и на региональных дорогах. Эти планы не изменились и в 2016 году. «Свои предложения по внедрению нашего региона как пилотного проекта в системе «Платон» мы направили, – подтвердил Чуриков. – Эти предложения будут рассмотрены к концу 2016 года.

По словам министра, шансы попасть в пилот имеют как раз те регионы, где есть возможность объезда федеральных дорог по региональным.

Отношение самого министра к системе «Платон» вполне однозначное. «Я отношусь к этой системе положительно, даже просто как обыватель, – пояснил Чуриков. – Если вы передвигаетесь на легковой машине, то вы наносите ущерб дорогам на три копейки. Если вы передвигаетесь на крупнотоннажной, вы наносите ущерб дороге, скажем так, на много тысяч... Налоги все платят одинаково. И почему потом на восстановление этой дороги, которую разрушает другой человек, должны поступать средства с тех налогов, которые платите вы? Я думаю, кто как разрушает, тот так и должен платить». Чиновник поддерживает и позицию президента Путина об отмене транспортного налога для большегрузов (грузоподъёмностью свыше 12 тонн): «Двойной оплаты не должно быть. Я думаю, транспортный налог с большегрузов должен быть отменён».

Налоги и дороги

Однако возмущение дальнобойщиков «Платоном», из-за которого по стране прокатилась волна протестов, связано ещё и с тем, что новый сбор является уже третьим налогообложением для большегрузов. Ведь кроме него и транспортного налога (который теперь планируется отменить) перевозчики оплачивают ещё и акциз в цене топлива. Однако причин отменять акциз даже в случае распространения «Платона» на региональные дороги министр не видит.

«Акциз должен учитывать движение по тем дорогам, где по системе «Платон» плата не взимается, – поделился точкой зрения Чуриков. – У нас ещё остаются местные дороги, городские дороги».

Отвечая на вопросы журналистов, чиновник не согласился с мнением, что в Саратове самые плохие дороги: «Оно везде так. Президент везде по России осведомлён, и по России одно и то же». В качестве примера Чуриков вспомнил свою поездку по Московскому шоссе в соседнюю Самару. «Там яма на яме, – заметил министр. – Я удивлялся: «Что ж самарцы-то молчат?» Хотя потом узнал – и у них тоже там говорят, что в Самаре самые плохие дороги в России».

Где миллиард

Всего в 2016 году из областного дорожного фонда на дороги в регионе будет выделено более трех миллиардов рублей. Из этих денег город Саратов получит на дороги около одного миллиарда. Чем объясняется такое внезапное внимание к дорогам областного центра, остаётся только гадать. Некоторые, например, считают это банальным пиаром перед сентябрьскими выборами в Госдуму (для сравнения: в 2015 году, объявленном региональной властью Годом дорог, Саратов получил на дороги только 100 млн рублей). Но недавно точки над «i» расставил сам губернатор Саратовской области Валерий Радаев.

На встрече с президентом Путиным выяснилось, что саратовские дороги – исполнение наказа самого главы государства. «К сожалению, вопросы остаются, в том числе, я помню, вы замечание сделали, когда посещали нашу область, – по городу Саратову, – пояснил Радаев (цитату приводит агентство «Свободные новости»). – Мы частично решили, частично для себя в приоритет ставим на 2016 год и будем заниматься именно дорогами в городе Саратове».

Стремление губернатора выполнить поручение президента вполне понятно, однако озадачивает другое: тот самый визит Путина в Саратов состоялся ещё в 2012 году, то есть четыре года назад. Но, как говорится, лучше поздно...

Между тем до сих пор остаётся непонятно, сколько денег на восстановление саратовских дорог даст федеральный бюджет, а сколько – нищий областной. По словам Чурикова, деньги из федерального центра точно придут, но вот конкретная их сумма пока не известна (сказывается непростая экономическая ситуация). Так что, во сколько региональной казне обойдётся вся эта предвыборная затея с дорогами, сказать пока сложно.

Отмониторить объекты

Когда средства федерального бюджета будут наконец-то определены и доведены до региона, начнут разрабатывать план дорожного ремонта с перечнем конкретных объектов. Его будут согласовывать с местными администрациями. Особое внимание будет уделено большим городам, в том числе Саратову и Энгельсу. Чуриков пояснил, что перечень объектов ремонта можно будет обсудить и в общественных организациях.

Кроме того, министерство планирует получше присмотреться к объектам, которые уже ремонтировались и строились в прошлом году. «Губернатором поставлена задача в весенний период отмониторить объекты, которые были отремонтированы и построены в 2015 году, – пояснил Чуриков. – Такой график с мая будет составлен. Согласно ему будут производиться выезды по всем объектам с привлечением независимых экспертов, СМИ и общественности. Если будут какие-то нарушения, министерством, согласно гарантийно-контрактным обязательствам, будут приняты меры по исправлению недостатков».

В Энгельс, Гамбург и Шанхай

Дорога Шанхай – Гамбург, как и планировалось, пройдёт через нашу область. По информации министра, выкуп земельных участков под неё в регионе завершён на 90 процентов. «На сегодняшний день проектная организация уже приступает к проектированию этой дороги», – пояснил Чуриков, заметив, что дорога – «чисто коммерческий проект», у которого есть инвесторы.

Инвесторы есть и у нового моста Саратов – Энгельс. Причём их становится больше. Интерес к строительству уже высказывал банк ВТБ (входит в Группу ВТБ, свыше 60 процентов акций которой принадлежит государству). Теперь к нему прибавились и некие азиатские инвесторы. «Есть интерес китайских инвесторов, – пояснил Чуриков. – Они уже работают по аналогичному инвестпроекту в Новосибирске. Мы презентовали данный проект на форуме, который проходил в декабре в Самаре, где присутствовали как российские, так и зарубежные инвесторы». Китайцы сделали запрос о параметрах моста, им уже отправлен ответ.

Однако до 70 процентов стоимости моста всё равно берёт на себя федеральный бюджет. Областной бюджет и инвестор делят уже оставшуюся часть. На текущий момент ориентировочная стоимость строительства составляет 40 млрд рублей. Это значит, что регион и частный капитал должны вложить свои 12 млрд. Учитывая, что, по данным за третий квартал прошлого года, общий долг Саратовской области превышал 48 млрд рублей (для сравнения: бюджет области на 2016 год – 68 млрд), привлечь как можно больше денег со стороны как раз в интересах региона.

Ещё раз о «Платоне»

На данный момент предпроектные работы по мосту уже практически завершены. Он соединит Саратов и Энгельс через Казачий остров. Известно, что от моста будет выход на улицу Чернышевского и к Ново-Астраханскому шоссе (через железнодорожную ветку). Однако где конкретно будет выход, пока не известно, так как проекта ещё нет. (Ранее СМИ сообщали, что в Саратове дорога к мосту, возможно, пройдёт в районе ул. Большой Садовой – в месте спуска к Волге и Улешовской нефтебазе.)

В конце года будет подана заявка на реализацию проекта частно-государственного партнёрства по мосту в федеральный минтранс. Кстати, министр отметил, что источником финансирования со стороны государства является та самая система «Платон». Её целью значится как раз строительство дорог и инфраструктурных объектов.

Плата за съёмку

А вот куда правительство совсем не хочет пускать инвесторов, так это в автоматизированную систему фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. И вот почему.

Системе дорожных камер в регионе уделяют повышенное внимание. Например, в дополнение к уже работающим 18 стационарным камерам в правительстве планируют закупить ещё 20. Также в ближайшее время будет учреждено специальное казённое учреждение (на базе ОАО «Центральная диспетчерская служба»), в функции которого будет входить работа с камерами. Однако такое внимание объясняется не только тем, что камеры, по словам Чурикова, «самый эффективный способ сокращения ДТП и улучшения дисциплины водителей».

То есть получается, что нарушители дорожного движения – это инвесторы областного бюджета. И их вклад будет еще больше, если камеры зафиксируют больше нарушений.

Инвест-сэлфи

В некоторых регионах миллиард на этих штрафах уже набирают. Но, как сказал наш министр, в этих регионах отслеживанием нарушений правил с помощью видеокамер занимаются частные инвесторы. Но министру не нравится, что частники забирают слишком много прибыли, которая могла бы достаться бюджету. «Если учесть опыт других регионов, то они набирают по миллиарду, при этом половину отдают инвесторам, – пояснил Чуриков. – А в бюджете у них остаётся столько же. У нас есть база увеличения доходной части бюджета. Если мы сейчас отдадим частникам, у нас из миллиарда половину будут забирать частники. 500 миллионов будет оставаться нам. А если мы будем заниматься этим сами, то в конце концов 200–300 миллионов будем тратить на эту тему, а в бюджет пойдёт 700–800 миллионов».

«Я тысячу раз говорил, что по системе фото– и видеофиксации мы не рассматриваем государственно-частное партнёрство», – в тысячу первый раз высказал позицию министерства Чуриков.

Кроме того, инвестору не интересны стационарные камеры, по которым в основном и происходит уменьшение числа ДТП. Бизнесу интереснее мобильные камеры, дислокацию которых можно менять. Они могут дать больше штрафов, так как водители не знают их точное местоположение, в то время как места со стационарными камерами они запоминают и снижают там скорость. «Инвестор не заинтересован вкладывать деньги в проекты, которые обеспечивают безопасность дорожного движения», – пояснил Чуриков.

В 2015 году бюджет Саратовской области получил от штрафов за нарушение ПДД свыше 553 млн рублей. В 2016 году этот показатель планируется увеличить аж на 70–80 процентов. «В том числе за счёт обновления материально-технической базы в рамках федеральной целевой программы по повышению бе­зопасности дорожного движения», – пояснил министр.

Не гони

Возможно, в обозримом будущем местным властям наконец-то удастся выполнить такую непосильную задачу, как контроль над скоростным режимом частного общественного транспорта. И тогда городские автобусы и маршрутки наконец-то перестанут тащиться черепашьим шагом на одних улицах и носиться с космической скоростью на других, то бессмысленно тратя время пассажиров, то подвергая их жизнь опасности. Конечно, решение этого вопроса остаётся за муниципалитетами, однако, по словам Чурикова, на сегодняшний момент уже ведётся работа по актуализации транспортных маршрутов.

По словам чиновника, будет изучен пассажиропоток по Саратову. На основании этих исследований будет определено, сколько автобусов и какой вместимости должно быть на конкретном маршруте. Также для контроля за скоростью транспорта можно использовать датчики ГЛОНАСС. Однако, как пояснил Чуриков, этот вопрос упирается в деньги.

«Все маршруты в Саратове возникли стихийно, – пояснил министр, отвечая на вопрос корреспондента «Газеты недели». – Никто не разрабатывал схему, научного подхода не было. Никто не изучал пассажиропоток. Появилась улица – пустили здесь маршрут. Потом пустили по-другому. И создалась такая система, что некоторые едут быстро, а некоторые – автобус за автобусом. На некоторых вроде и люди есть, но надо ждать автобус полчаса. Чтобы этого не было, проводится эта работа».