Квартиры-невидимки и другие фокусы
В кризисные времена, когда рынки сжимаются и заработки сокращаются, активизируются последователи Остапа Бендера. Адепты великого комбинатора изобретают новые и модернизируют старые способы извлечения средств из карманов доверчивых соотечественников. Граждан приглашают на бесплатные процедуры в салоны красоты, медицинские обследования, за подарками на различные презентации. После многих подобных мероприятий наши земляки становятся обладателями чудо-одеял за десятки тысяч рублей, дорогостоящего курортного размещения, чемоданчиков с омолаживающей косметикой. И часто за все эти ненужные вещи и услуги приходится расплачиваться, взяв ловко навязанный кредит.
Свои методы выманивания денег и навязывания платных услуг процветают на рынке продажи и аренды жилья. И кризисное время только способствует их расцвету. О некоторых уловках на этом поприще и пойдет разговор.
Хотел снять квартиру, купил «коммерческую информацию»
Многие потенциальные арендаторы квартир, подобрав нужный вариант в газете или интернете, звонят по указанному телефону. И получают приглашение приехать в офис, чтобы заключить договор просмотра квартиры.
В хорошо обставленном помещении в центре города клиента встречают вежливые молодые люди. Вместе с гипотетическим нанимателем смотрят в базе выбранную квартиру, демонстрируют на экране монитора другие не менее удобные сдаваемые жилища с хорошим ремонтом и обстановкой. В них тоже можно заселиться хоть сегодня, если вдруг что-то не устроит. Так уверяют соискателя. Осталось отправиться в нужную квартиру и обговорить детали аренды непосредственно с хозяином, но прежде нужно внести плату риелтору. Так принято. Как правило, цена услуги сопоставима по стоимости с арендой за месяц. Но в рассматриваемом случае ее оценивают скромнее – к примеру, «всего» четыре тысячи. Довольный клиент подмахивает договор, не вдаваясь в детали. И окрыленный мчится по указанному адресу. И вот тут ждет сюрприз.
Либо квартира не сдается, либо уже давно сдана. Дверь открывают люди, не понимающие, что происходит. Или вообще никто не открывает. Случается, что вместо дома, предназначенного для аренды, по искомому адресу находится сарай или гараж. Телефон «хозяина» молчит.
Несостоявшийся наниматель возвращается в фирму. И тут возмущенному клиенту уже не так вежливо, как в начале общения, объясняют, под чем он поставил свою подпись. А ему всего лишь предоставлена коммерческая информация о вариантах арендуемого жилья. И всё. С юридической точки зрения придраться не к чему.
Согласитесь, филигранная техника. Четыре тысячи из воздуха, простаки не переводятся. Расчет, что никто не пойдет в суд из-за небольшой суммы, пока оправдывается.
В автобусе я услышала, как девушка, мечтающая снять квартиру, получив приглашение в офис, отказалась это сделать. И сказала подружке: «Лохотрон». Поразительное благоразумие. Опытные наниматели знают, что заключать договор аренды лучше в просматриваемой квартире, и ехать в офис незачем.
Продажа и просмотр по договору
Кто сталкивался с куплей-продажей квартиры, привык рассчитывать на то, что риелторы берут мзду за сделку с покупателя. Но так бывает не всегда. Сейчас немало агентств и риелторов, которые стараются взять комиссионные и с продавца недвижимости, и с покупателя. Поэтому надо очень осторожно подписывать договоры на продажу своей квартиры, предварительно внимательно их изучив. Увы, такая дотошность не вписывается в наш менталитет.
Понятно, что продавцу хочется быстрее продать свое жилье. И в этом случае он нередко поручает заниматься реализацией не одной фирме или риелтору, а нескольким. Одна дама так и сделала. И когда квартиру продал частный риелтор, агентство, которое тоже заключило с ней договор на продажу, потребовало оплату, хоть агентству и не удалось подобрать покупателя. Общение было жесткое и неприятное. И риелтору пришлось поделиться заработком со своими менее удачливыми, но очень навязчивыми коллегами.
Риелтор Ирина Завьялова приводит другой пример. Ее знакомая жалуется, что у нее договор продажи с агентством, но квартира не продается более полугода. И она не знает, как избавиться от навязанного договора.
Мы продадим вместо вас
Риелторы обманывают не только покупателей и арендаторов, но и друг друга. Ирина Завьялова пожаловалась, что есть такие агентства, которые отслеживают предложения своих коллег и звонят якобы для осмотра квартиры, прикинувшись покупателями. После этого входят в контакт с продавцами, убеждают воспользоваться их услугами и навязывают свои договоры продажи. За определенные деньги.
Еще одна ловушка ждет тех, кто пытается продать квартиру самостоятельно. Без согласия владельца некоторые риелторские конторы копируют такие предложения в свою базу данных и пытаются реализовать жилье. Зачастую дешевле, чем того хочет хозяин, дабы заработать на сделке. И владельцу квартиру звонят и пытаются навязать свои, не побоимся этого слова, кабальные условия.
Покупал одно, оказалось другое
Наш герой Денис мечтал жить с женой и своими маленькими детьми в новостройке у леса. Чтобы быть уверенным в чистоте сделки, обратился в известное в Саратове риелторское агентство. Вскоре ему подобрали квартиру: седьмой этаж, и лес рядом, на него, собственно, и замечательный вид из окон открывался, что делало квартиру еще более привлекательной. И дом был готов к сдаче – подъезды уже отремонтированы, со стройплощадки вывозили строительный мусор.
Выбор был сделан. Дело за малым – заключить договор долевого участия с застройщиком и заплатить комиссионные посреднику. Радости не было предела: одобрена ипотека, дом «на выходе». И из окна виден зеленый простор, молодой семье казалось, что это делает квартиру больше, а воздух свежее. Небольшое сомнение у Дениса возникло, когда оформляли согласие жены на сделку у нотариуса. Юрист затребовала номер дома, риелтор по телефону продиктовала: № 2, квартира 25. Денис отлично помнил, что он смотрел квартиру в крайнем доме на стройплощадке. Их там было всего три. По логике это должен был быть дом № 1 или 3. Супруги уточнили у риелторов, действительно ли это та квартира, которую они облюбовали. Их заверили, что, безусловно, она самая. А номера в процессе строительства могут меняться, обычное дело.
Довольный Денис вскоре поехал забирать ключи от новообретенной квартиры. Но каково же было удивление нашего героя: ему указали на соседний строящийся дом, в котором было три подъезда. Находились они на разной стадии строительства – от четырех до семи этажей. Дом № 3, в котором Денис выбрал квартиру, в августе 2015 года уже сдали в эксплуатацию, а дом № 2, где, как оказалось, он квартиру купил, предстояло сдать только в декабре. К тому же вид из окон – на соседний дом.
Что же произошло? Риелторы, узнав о том, что квартира, приглянувшаяся их клиенту, продана застройщиком, предпочли не сообщать ему эту новость. Они уговорили застройщика подобрать квартиру на седьмом этаже в соседнем доме на более ранней стадии строительства. Вместо того чтобы объяснить Денису ситуацию, ему продали, если не сказать втюрили, аналогичную квартиру. Клиент не был упущен, вожделенные комиссионные получены.
Денис кинулся в агентство. Ему предложили продать квартиру, за что тоже надо заплатить, и подобрать другую – разумеется, не безвозмездно. Не каждый решится на продажу квартиры в ипотечном залоге, чтобы потом вновь пройти все круги бюрократического ада для одобрения новой ипотеки, что связано с моральными и материальными издержками. Денису такое предложение показалось рискованным. Смирившись, он дождался сдачи дома и приступил к ремонту. С чувством безысходности.
Недавно моей соседке в супермаркете вместо сосисок одного сорта продали другие. Они, конечно, были съедобными и не сказались на пищеварении, но женщина возмущалась дней десять. А Денису заменили целую квартиру. Ее не съешь, как сосиски, и не переваришь, в ней надо жить и всё время помнить о вероломном обмане.
Разочарованный новосёл пытался оспорить качество оказанной посреднической услуги в суде. Но у риелторов своя правда: клиент квартирой доволен, доказательство тому – ремонт делает. Сложно даже сделать вывод из этой истории, разве что в очередной раз обратить внимание на алчность посредников и призвать быть дотошней.
[кстати сказать] Как много неприятностей приносят «внесения изменений в отдельные законодательные акты»! С 2016 года введены новации на жилищном рынке, которые эксперты считают царским подарком нотариусам. Благодаря вступившему в силу федеральному закону от 29 декабря 2015 г. № 391-ФЗ с безликим названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» через нотариуса будут совершаться сделки с жилыми помещениями, собственниками которых являются несовершеннолетние, или если доля в квартире принадлежит несовершеннолетнему. Так как сделки по продаже квартир, где несовершеннолетние владеют долями, почти всегда альтернативные (следом следует цепочка сделок), то, помимо удостоверения самой такой сделки, нотариусы получат еще и бонус в виде удостоверения всех сделок в «цепочке». Это новшество призвано не оставить детей без надлежащего жилья. Чтобы нотариус был уверен в соблюдении прав детишек на качественное жилище, он требует пакет документов, который обычно предоставляют в органы регистрации, и пакет документов из службы опеки. В него обязательно входит оценка квартиры. Аналогичный документ нужно предоставить и нотариусу, нотариально же заверенный. Оценку проводят независимые компании, стоят услуги по-разному, но не меньше двух тысяч рублей. Вся эта чехарда ведет к временным, моральным и материальным издержкам продавцов квартир за счет увеличения инстанций согласования и платных заключений. Обязательному нотариальному удостоверению подлежат также сделки на продажу доли в общей собственности. Это, по мнению нотариальной палаты, обусловлено необходимостью защитить права сособственников квартир от «квартирного рейдерства» при продаже микродоли. Действительно, недобросовестный покупатель может приобрести незначительную долю квартиры (например, 1/30) и получить право на проживание в квартире. Это явление особенно характерно для столицы. После этого новый жилец может создать для соседей по квартире невыносимые условия проживания и вынудить сособственников продать свои доли по цене, ниже рыночной. Или заставить выкупить у недобросовестного продавца его долю за цену, превышающую ее стоимость. Нотариусы удостоверят сделку только в случае, если сособственник должным образом известил владельцев других долей о предстоящей продаже своей доли, ведь сособственники квартиры имеют право преимущественной покупки доли в общем имуществе. Такая «защита» на самом деле является дублированием функций регистрационной палаты, которая обязана проводить экспертизу на соответствие сделок по продаже долей требованиям закона. Непонятно, как нотариальное удостоверение договора купли-продажи доли сможет, например, защитить сособственников от «квартирного рейдерства» в случае продажи доли через установленный законом месячный срок после должного извещения сособственников о предстоящей продаже согласно п. 2 ст. 250 ГК РФ? Никак не защитит. Так что ничего, кроме коммерческого интереса, во введении в закон этой поправки эксперты не видят. После нотариального удостоверения все сделки подлежат регистрации в органах Росреестра. |