«Оскар Уайльд»

Оценить
«Жизнь – всего лишь дурная четверть часа, состоящая из чудесных секунд». «Жизнь – слишком важная вещь, чтобы говорить о ней серьезно». «Жизнь – самое редкое, что есть на свете. Большинству людей знакомо только существование».

«Жизнь – всего лишь дурная четверть часа, состоящая из чудесных секунд». «Жизнь – слишком важная вещь, чтобы говорить о ней серьезно». «Жизнь – самое редкое, что есть на свете. Большинству людей знакомо только существование». Все эти три отточенных афоризма принадлежат великому парадоксалисту Оскару Уайльду. Книга Ричарда Эллмана «Оскар Уайльд» недавно переиздана (М., Колибри; СПб., Азбука-Аттикус).

«Уайльд был, как он сам утверждал, «символом искусства и культуры своего века», – читаем в издательской аннотации, предваряющей эту книгу. – Охватывая как видимый, так и невидимый мир, он покорял их оба своими необычайными суждениями. Он не из тех писателей, что теряют значимость в новом веке. Уайльд один из нас. Его остро­умие – обновляющее вещество, столь же действенное ныне, как и столетие назад. Вопросы, поставленные его творчеством и его жизнью, наделяют его искусство серьезностью – той самой серьезностью, от которой он всегда открещивался».

В нашей стране проза и поэзия Уайльда многократно издавались, его пьесы шли в ведущих театрах страны и часто экранизировались (достаточно вспомнить, например, ленту Виктора Георгиева «Идеальный муж», где играли Юрий Яковлев, Людмила Гурченко и Эдуард Марцевич). Куда меньше известны у нас детали биографии этого человека. Пожалуй, только после появления на экранах фильма Брайана Гилберта «Уайльд» (1997) – со Стивеном Фраем в главной роли – и выхода картины на DVD наши соотечественники узнали многие трагические подробности жизни и смерти писателя и драматурга.

Эллман, как и авторы биографического фильма, относится к своему герою с нескрываемым сочувствием. Благополучный, успешный, популярный, счастливо женатый, отец двух малюток, Уайльд однажды осознает наконец свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. Через некоторое время он лишится всего – свободы, жены, детей, славы, большинства друзей, здоровья и, в конце концов, жизни. Хотя британское правосудие формально было сурово к геям, судебные процессы против известных персон были практически исключены, поскольку в раскрытии истины, как правило, не были заинтересованы ни обвиняющая, ни обвиняемая сторона. Уайльд нарушил правила игры. Он предстал перед судом во многом оттого, что ему надоело врать и притворяться. И получил «двушечку» – два года тюрьмы и каторги, максимальный срок по этой статье. В тюрьме Уайльд напишет свою поэму De profundis и умрет вскоре после освобождения: заключение в итоге и свело его в могилу... Короче говоря, «жизнь – самый лучший театр, да жаль, репертуар из рук вон плох». Это, кстати, тоже сказал Оскар Уайльд.