«До Саратова через Муром...»

Оценить
По четыре лошади на каждый стан

Знаменательное событие произошло 265 лет назад в истории нашего города – сенат издал указ «Об учреждении от Москвы до Саратова через Муром особливых почтовых станов».

Указ констатировал, что деловые бумаги из Москвы до Саратова и обратно доставляются «весьма замедлительно, а оное происходит ни от чего иного, точию, что от Москвы прямо до Саратова почты не имеется». Почта из Москвы шла на Тамбов и Царицын (ныне Волгоград), попадала в Астрахань и только потом оттуда переправлялась в Саратов. Такой порядок существовал со времени основания нашего города. Указом путь доставки почты значительно сократился. По новому пути следования почты предписывалось создать «почтовые станы в немедленном времени и содержать на каждом стану по четыре лошади».

В те времена почтовые станы (станции) устраивались на российских просторах по определенным маршрутам (почтовым трактам), которые обслуживались ямщиками. Расстояния между почтовыми станами фиксировались в верстах (верста = 1,0668 км) в специальных книгах, называвшихся поверстными книгами. По этим книгам несложно было рассчитать время движения почты от одного города до другого. Изменения в схеме маршрутов происходили редко, потому что и почтовых отправлений было не много, и обустройство новых почтовых трактов и станций было делом хлопотным и дорогостоящим.

С учреждением в 1780 году Саратовской губернии в Саратове начали создаваться и функционировать необходимые учреждения губернского уровня, в том числе и губернская почтовая контора. Ее штат состоял всего из 15 чиновников: губернский почтмейстер, его помощник, бухгалтер, два канцеляриста, подканцелярист, копиист, девять почтальонов. Губернской конторе подчинялись две городовые конторы в уездных Вольске и Царицыне, экспедиции во всех остальных уездных городах, а также смотрители семи почтовых станций, действовавших на территории губернии.

Саратовская губернская почтовая контора находилась на Большой Сергиевской (ныне Чернышевского) улице в трехэтажном особняке. Здание сохранилось: ул. Чернышевского, 199. Саратовское городское почтовое отделение располагалось на Митрофаньевской площади (ныне район Крытого рынка) в доме Афендульева. Дом до наших дней не дожил.

В 1871 году с вступлением в строй Тамбово-Саратовской железной дороги почта из Москвы в Саратов стала поступать в почтовых вагонах. Дальнейшая доставка ее по губернии, а также сбор и доставка в Саратов почты, отправляемой в Москву (или через Москву), осуществлялась по-прежнему на лошадях. К концу 70-х годов XIX века в губернии действовало 45 почтовых станций, на которых содержалось 446 лошадей и 152 ямщика.

После отмены крепостного права и дальнейшего пореформенного периода стала создаваться земская почта. Земствам давалось право организовывать свою почту там, где государственная не действовала или не удовлетворяла полностью нужды населения. В 1867 году такая почта возникла в Хвалынском уезде. Возможно, это была первая земская почта в нашей губернии. Спустя два десятилетия земской почты не было только в Камышинском и Петровском уездах. Эту содержавшуюся на средства земства почту не следует путать с существовавшей при земских судах с 1837 года специальной земской почтой для доставки казенных пакетов и депеш становым приставам – низшим полицейским чинам. После замены земских судов уездными полицейскими управлениями специальная земская почта перешла к ним.

Рост численности населения, развитие торговли и промышленности повышали спрос на услуги почты. Если в 1890 году число полученных и отправленных на центральной почте Саратова писем, переводов и посылок в среднем в неделю составляло 56 единиц, то в 1912 году – 203. В ноябре 1909 года газета «Саратовский листок» сетовала, что в Петровске имеется всего два почтальона, «принужденных отмеривать громадные расстояния разросшегося города, чтобы разнести газеты и письма».

Начало Первой мировой войны осложнило работу почты, появились дополнительные заботы: изъятие почтовых открыток с недозволенным содержанием, конфискация запрещенных периодических изданий, организация специального почтового обслуживания военнопленных и многое другое. В почтовом ведомстве служили в основном мужчины. Мобилизация части их на фронт создала проблему кадров. В местной печати появились объявления о «принятии на службу женщин почтальонами и разносчицами депеш. Принимаются женщины от 20 до 30 лет, грамотные, здоровые». Так в мужском почтовом мире появились женщины, сейчас составляющие его большинство.