От Эсфири до Рябова

Оценить
Бутафория прошлого и живые картины настоящего

Подводя совсем недавно итоги культурного года в Саратове, мы особо отметили приятную тенденцию организации площадок, посвященных современному искусству, простыми людьми без попыток обращения к властям. Лишним поводом к разговору об этом стали два мероприятия на минувшей неделе – открытие выставки современного искусства в рамках первого Общественного фестиваля современного искусства и презентация выставочного проекта «Бутафорское счастье» в музее краеведения.

Средь магазинов и товаров

Любители совриска (иногда так называют сокращенно современное искусство), видимо, очень любят участок Астраханской от Кутякова до Зарубина. Несколько лет назад в здании Губернского рынка размещалась арт-площадка «Лестница» и проходил фестиваль «Завод». Напротив, через дорогу, в торговом центре «Триумф Молл» ныне проходит двухмесячный Общественный фестиваль современного искусства – впрочем, это уже не первый случай, когда представители совриска появлялись в этих стенах. Однако такое масштабное мероприятие проходит впервые. В одном из торговых залов, отданных под фестиваль, постоянно размещается около 50 работ местных авторов. На минувшей неделе как раз должна была состояться смена экспозиции реалистического искусства на экспозицию современного.

Первое, что обращает на себя внимание, – это размеры помещения под экспозицию: огромный зал, который пока еще не занял очередной магазин. Поскольку находится он в непосредственной близости к одному из эскалаторов, поток случайных туристов возрастает многократно. По словам художника и организатора Романа Белянина, ежедневно мероприятие посещает от 600 до 1200 человек. Само помещение представляет собой просторный светло-зеленый зал. Практически все картины в нем находятся на достаточном друг от друга расстоянии, чтобы глаз не уставал. Имена художников написаны прямо на стенах, что является ориентацией на столичные центры современного искусства. В середине зала расположены скульптуры и колонны, сплошь обклеенные бумагами, на которых можно оставить свой отзыв. С точки зрения оформления этот фестиваль действительно показывает мастер-класс, как надо делать выставки совриска, чтобы это воспринималось на ура.

От Эсфири до РябоваМенее очевидно дела обстоят с экспозицией. По всей видимости, количество заявившихся художников или уровень их работ был таким, что на новую выставку не набралось в достаточном количестве картин. В результате по соседству с современным искусством осталась висеть часть реалистической экспозиции. Даже сейчас там можно встретить картины ушедших из жизни живописцев вроде Коблова или Зотова. Впрочем, как сказал Белянин, многие художники, придя на открытие выставки, теперь жалеют, что не подали заявки ранее. Другим смущающим моментом является то, что в экспозиции отсутствует актуальное искусство – вероятно, чтобы не шокировать неискушенного зрителя. Однако несмотря на эти факторы первый Общественный фестиваль современного искусства все равно выглядит изящно, а целый ряд работ вызывает восторг. Например, картины (и маски) Голубцова, Батишева и Жумалиева. Очень радуют глаз инсталляции из манекенов «Эсфирь» и «Купальщики» Белянина. Выставка продлится до 14 февраля, а с 16-го начнет свою работу экспозиция современной фотографии.

Как матрос в издатели подался

На минувшей неделе в областной музей краеведения с презентацией выставочного проекта «Бутафорское счастье» приезжал Михаил Сапего – один из основателей легендарной группы художников «Митьки», с которыми в свое время принимали участие в совместных выставках и такие известные люди, как Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич и Юрий Шевчук.

От Эсфири до Рябова«Бутафорское счастье» – это не просто фотографии XX века с запечатленными на самых экзотических фонах людьми, но еще и одноименная книга, которую в Саратове 5 февраля презентовал Михаил. Можно сказать, что выставка – это своего рода репрезентация книги, потому что на стенах музея оказались не только фотографии, но и статьи экспертов, помещенные в богато иллюстрированном издании. Впрочем, по-своему выставка даже шире книги, потому что на ней представлены также фотографии из музейного фонда. Отдельно следует отметить тантамареску (стенд, в который можно просунуть голову и сфотографироваться) ракеты, избушку, в которой также можно попозировать, и, наконец, прекрасную задумку с помещением фотографии девушки, выглядывающей из окна в... тантамареску идентичного ей макета окна. Чистой воды постмодернизм. Отдельный сюрприз для выставки подготовил краевед Игорь Сорокин, соорудив из пенопласта макет Северной башни крепости Саратова с охраняющим ее стражником. Впрочем, и это тоже свое­образная тантамареска.

Помимо презентации выставочного проекта, в краеведческом музее также состоялись две творческие встречи Сапего, на которых он представил продукцию своего издательства «Красный матрос». Столь необычное название является отсылкой к прошлому Михаила – некогда он действительно был моряком. В арсенале более 250 книг «Красного матроса» есть как совсем неизвестные авторы, так и признанные мэтры вроде того же Бориса Гребенщикова и его повести «Иван и Данило», чей машинописный оригинал бережно хранится у Сапего. Отдельная история связана с поистине уникальным изданием рукописей Олега Григорьева 1989–1991 годов, которые были опубликованы в книге «Красная тетрадь» (2012). Олег Григорьев нам известен в первую очередь по «детским» стихотворениям – сложно найти человека, который никогда не слышал его «Я спросил сантехника Петрова». Однако произведения Перестройки могли до нас и не дойти: после смерти теперь уже классика его последняя жена выкинула на лестничную площадку рукописи, которые, возможно, так и пропали бы, если б сосед Григорьева не решил их сохранить. Уже после смерти соседа его внучка отыскала Сапего и вручила ему тексты – Сапего с Григорьевым дружил.

Однако Михаил занимается не только изданием чужих текстов. Многие его книги посвящены биографиям различных, по сути, позабытых уже людей. В конце прошлого века вышла маленькая книжка «Про разведчика Рябова» – героя Русско-японской войны, которого похоронили в селе Лебедевка прямо перед школой, впоследствии носившей его имя (и смех и грех: деревенский священник выступил против похорон за церковной оградой, вспомнив, что Рябов еще до отправки на фронт украл у него корову и пропил ее). В издательстве выходят серии «Обрыдалово» и «ПРОисшествия», репринтные издания самой различной тематики: от книг, пропагандирующих трезвый образ жизни, до тех, что рассказывают о реакции школьников и работниц на смерть Ленина. О любой книге Сапего готов был рассказывать часами, поэтому неудивительно, что каждая из встреч растягивалась более чем на два часа.