Останемся среди лучших в ПФО

Оценить
Останемся среди лучших в ПФО
Фото Вера Салманова
На территории области работают все-таки оптимисты

Военно-политические авантюры российских властей члены коллегии саратовского министерства экономического развития называли геополитическими рисками. Как их исключить из жизни, экономическая элита региона даже думать не смеет. То есть в будущее смотрит, видя себя под ручку с авось и небось. Это стало понятно в минувший вторник на заседании, где экономический блок итожил 2015 год и ставил задачи на нынешний.

Владимир Пожаров, министр экономики и инвестиций: «2015 год прошел под эгидой снижения...»

Заявка в главном докладе была обнадеживающей. Министр Пожаров сказал, что собрались «поговорить о тех вызовах и задачах, которые стоят в сфере экономики». Но зал напрасно надеялся на дискуссию. Никто не поднял руки, не послал в президиум записки, не попросил слова, чтобы рубануть правду-матку в ответ на тишь, гладь да божью благодать, что представлялась в официальных докладах.

«Предварительные итоги развития области наглядно демонстрируют, что, как отметил ВВП, ситуация действительно сложная, но не критичная», – успокоил всех, переходя к основному содержания доклада, министр Пожаров.

Скороговоркой обмолвившись, что работать приходилось «в условиях высокой экономической неопределенности», без ясного видения будущего, но в условиях четко поставленных тактических и стратегических задач и целевых ориентиров, начал рассказывать, на каких мероприятиях попытались сосредоточить усилия.

Главных целей было три: обеспечить устойчивое развитие экономики, социальную стабильность и импортозамещение.

Договорились в ручном режиме координировать источники экономического роста, если потребуется, то и ежедневно. Сами источники эти искали на заседаниях антикризисного штаба под руководством губернатора. (Журналистов на эти заседания не приглашают и поэтому у нас нет возможности рассказать по горячим следам, как идет этот процесс.) С негативными явлениями работать приходилось и вовсе вслепую. Федеральный центр долго сохранял невозмутимость и отказывался от создания полноценного антикризисного плана по примеру 2008–2009 гг. И только после новогодних каникул пришло понимание, что без конкретных мер поддержки не обойтись. «Обновленный антикризисный план должен вот-вот появиться», – с надеждой сообщил министр Пожаров. В том плане (министр об этом не сказал) обещано вроде распределить 500 миллиардов рублей. И, наверное, можно надеяться, что по паре миллиардов «на поддержку штанов» дойдут до каждого региона. Но пока конкретики нет, лучше, конечно, не думать и не говорить об этом, чтобы не сглазить.

Пока важной задачей регионального министерства остается производство прогнозов. Владимир Александрович с удовольствием отметил, что «Саратовская область входит в число субъектов РФ с наибольшим уровнем достоверности прогнозирования». Итоги 2015 года сошлись с расчетами. Обнадеженные этим результатом, работники министерства взялись за написание стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года. В условиях обрушившихся цен на нефть, нестабильного курса пары «рубль-доллар», падения реальных доходов населения всякому здравомыслящему коллективу, наверное, нелегко заглядывать за горизонт, где, возможно, уже и не будет ни Владимира Путина, ни правящей партии «Единая Россия». Но говорить об этом в своем кругу региональные чиновники вслух не могут. И потому сделали работу над стратегией открытой для бизнес-сообщества и представителей науки, разрешая поделиться взглядами и сомнениями. Министр Пожаров сказал в своем докладе, что любой гражданин тоже может подключиться к процессу прогнозирования, познакомившись с наработками на сайте министерства.

Основную ставку министр Пожаров делает на инвесторов. Причем на крупных. С именем, с конкретными проектами за спиной. Таких, как руководство компании «Норильский никель».

В декабре 2015 года в правительстве Саратовской области было подписано соглашение о социально-экономическом сотрудничестве с промышленным гигантом. Первым результатом этого соглашения станет создаваемый в Саратове многофункциональный центр, куда «Норильский никель» собирается вывести часть функций бухгалтерии, казначейства, кадровых и IT-служб. Более тысячи саратовцев получат там работу. «В новом подразделении будут реализованы лучшие российские и зарубежные практики», – сообщил в своем пресс-релизе «Норильский никель». А министр Владимир Пожаров отметил в своем докладе коллегии, что этому событию «предшествовала конкурентная борьба с другими регионами», но, когда офисный центр начнет работу во втором квартале года, это «оживит потенциал молодежи». Ну и само собой, минэконом очень рассчитывает «взять дополнительные налоги в бюджет».

Останавливаться на том, какие инвесторы помогут региону создать еще 16 тысяч рабочих мест, министр не стал. Но возможно, этих мест будет и больше. В области «продолжается работа по созданию режима наибольшего благоприятствования для инвесторов». Например, на минувшей неделе областная дума расширила возможность предоставления так называемого инвестиционного кредита, то есть налоговых льгот в случае капвложений на сумму 20 миллионов рублей и более. В текущем году министерство обещает также подготовить региональную правовую базу по государственно-частному партнерству (ГЧП).

«В условиях геополитической ситуации и экономических санкций со стороны Запада одним из важных направлений является помощь в продвижении саратовской продукции на внешние рынки», – приступил Владимир Александрович к еще одной важной теме. И рассказал, что чиновники министерства держат связь с российским экспортным центром, налаживают контакты с торговыми представителями РФ за рубежом. Ежедневный процесс укрепления партнерства сосредоточен теперь на странах СНГ «с акцентом на государства Евразийского союза» и на странах Тихоокеанского региона, странах – участниках формата БРИКС, ШОС. С какими трудностями сталкиваются чиновники, выстраивая новые внешнеэкономические связи, министр не сообщил.

Не принято в радаевские времена в докладах, которые звучат в ходе мероприятий, поднимать голову от напечатанного текста и размышлять о предмете с конкретными примерами живым языком. В лучшем случае доклад могут оживить красивостями. Владимир Пожаров, например, решил поиграть с выражением «под эгидой».

Словари сообщают, что «под эгидой» означает «под покровительством», «под защитой». Но Владимир Александрович сказал: «2015 год прошел под эгидой снижения налогового барьера для малого бизнеса». И эта фраза была построено неправильно. А вот то, что с 1 января 2106 года снижена стоимость патентов и введены налоговые каникулы для впервые зарегистрированных ИП, осуществляющих деятельность в научной, производственной сфере и сфере бытовых услуг, – это правильно, бесспорно.

Максим Фатеев, уполномоченный по защите прав предпринимателей при губернаторе: «Люди начали предавать огласке фамилии обидчиков»

Максим ФатеевМаксим Альбертович с трибуны почтенного собрания сделал фактически самоотчет. Рассказал, как он и его маленькая команда трудятся, защищая право людей заниматься предпринимательством. Итог этого трудового напряжения виден в окружном рейтинге проверок с участием уполномоченного. Саратовская область – лучшая, и намерена такой и остаться. В общем, песню, где поется про службу, которая «и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не важна», есть кому спеть в нашем регионе. Фатеев ее и спел. Подкрепив данными о том, что к нему обратились 985 заявителей, рассказывающих о взятках, поборах и других ужасах в бизнес-пространстве нашей губернии. Приходилось реагировать. И даже посещать следственный изолятор и колонию со строгими условиями содержания. «Желаю предпринимателям никогда туда не попадать», – поделился впечатлением уполномоченный.

Но главным местом его доклада мне все-таки видится сообщение о важном открытии, сделанном по итогам совместных проверок с правоохранителями. Уполномоченный Фатеев вдруг обнаружил, что заявления с просьбой проверить того или иного предпринимателя подписываются либо вымышленными фамилиями, либо теми, кто по указанному адресу не проживают. Хуже того, прокурорские работники выезжают на проверки даже по анонимным звонкам. Фатеев настаивает на том, что, прежде чем назначать внеплановые проверки, необходимо все-таки ­проверять реальность заявителей. Однако жизненный опыт подсказывает уполномоченному, что если законодательно не закрепить это, то всё останется по-прежнему. Между тем внеплановый приход прокуратуры к предпринимателю – это не просто нервотрепка, а «обескровливание бизнеса».

Вячеслав Сомов, руководитель Саратовстата: «Малый бизнес восстановит экономику»

Вячеслав СомовВячеслав Леонидович когда-то был главой администрации города Саратова. Плохим, прямо скажем, вспомнив, что при нем саратовцы однажды утром обнаружили трамвайные рельсы под толстой коркой льда. А вот сегодняшняя должность руководителя Саратовстата ему очень даже по плечу. Вячеслав Сомов со знанием дела рассказал, что в конце 2015 года началась всероссийская перепись субъектов малого бизнеса. Цель государства, сделавшего заявку на сплошное статистическое наблюдение – «выяснить, какой реальной экономической силой и каким потенциалом обладает малый и средний бизнес в России в целом и в каждом субъекте Федерации в отдельности».

– Сплошное наблюдение проводится для уточнения экономической ситуации в стране, оно поможет определить свободные ниши в экономике.

– Сплошные наблюдения позволят предпринимателям не только занять свободные ниши, но и очертить круг направлений в бизнесе, которые напротив заняты и перенаселены.

– Сплошное наблюдение позволит государству получить информацию о тех предпринимателях, которые на деле испытывают экономические трудности.

Ну, в общем, вы поняли, что в организации такого масштабного обследования заинтересовано не только государство, но и бизнес и всё российское общество в целом. А грамотно и честно проведенная перепись в регионе станет вкладом Вячеслава Леонидовича в формирование государственной политики по поддержке предпринимательства. И он сейчас, накануне главного этапа обследования, переживает за достоверность данных и ждет от предпринимателей активной позиции. Сплошным наблюдением будет охвачено более 86 тысяч предпринимателей.

Обследование продлится до 31 марта. Предварительные итоги сплошного статического наблюдения будут подведены в декабре, а окончательные подробные данные будут доступны летом 2017 года.

«От развития малого бизнеса, от отношения к нему общества и государства зависит развитие и наших регионов, и страны в целом, – убеждал членов коллегии Вячеслав Сомов. – Малые предприятия обеспечивают социальную и политическую стабильность, способность смягчать последствия структурных изменений... Малый бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах. (...) Развитие малого бизнеса значительно смягчит проблему безработицы... Малому бизнесу отведена одна из основополагающих ролей в процессе восстановления экономики от последствий кризисных явлений». Судя по всему, министр экономического развития Владимир Пожаров с Вячеславом Сомовым был согласен. Потому что сказал, что с нетерпением ждет результатов анкетирования. Готов обновлять базу данных по предпринимателям. Готов помогать, вникать в их проблемы и искать пути решения.

Татьяна Разборова, руководитель профсоюза «Торговое единство»: «Торговля была, есть и будет!»

Татьяна РазбороваТатьяна Михайловна начала свое выступление с оценки экспертов из исследовательского центра Высшей школы экономики, утверждающих, что «один из стратегических сегментов российской экономики, а именно розничная торговля, завершил 2015 год с самым худшим результатом более чем за десятилетний период проведения обследования».

Это верный, но пессимистический взгляд. «На территории области работают все-таки оптимисты», – сказала профсоюзный руководитель. И в пример привела открывшиеся новые развлекательные комплексы, рынки, предприятия общественного питания. Даже в голову не приходит Татьяне Михайловне, что инвесторы всего этого нового просчитались в своих видах на будущее и понесут в ближайшем времени колоссальные убытки. Она, наоборот, ставит им в заслугу такое развитие. Хотя, конечно, видит спад доходов из-за снижения покупательной способности населения.

«Казалось бы, в таких условиях нельзя никак работать, – рассуждала она вслух. И открывала маленький саратовский секрет процветания. – Для того чтобы насытить рынок продовольствием, в начале прошлого года правительство области и сетевые компании заключили соглашения о том, чтобы на ряд социально значимых товаров не повышать цены. И благодаря разумной политике на необходимые товары и услуги в Саратовской области роста цен сильного не произошло».

Что будет в 2016 году, Татьяна Михайловна говорит скупо. Из-за того что «не полностью решен вопрос импортозамещения», ассортимент товаров становится беднее. Из-за недобора средств хозяева магазинов и предприятий общепита вынуждены идти на сокращение штатов. Многие руководители торговых организаций уже не строят планов по развитию на ближайшие два-три года. Но думать о том, что оптимизм может иссякнуть, преждевременно. «Торговые работники, в общем-то, люди выносливые. Торговля была, есть и будет, – подытожила Татьяна Михайловна. – И те задачи, которые стоят перед работодателями, перед предпринимателями, совместно с правительством будут выполняться, и будут достигнуты показатели, которые действительно соответствуют нашим настроениям».


[кстати сказать]

Баня тоже рассказывает о стабильности

В селе Благовещенка Самойловского района Саратовской области разобрали на стройматериалы общественную баню. Но сначала ее продали на аукционе за 53 тысячи рублей.

Местные жители были против уничтожения бани. И негодовали. Протестные настроения поддерживал даже местный депутат, член партии «Единая Россия» Алексей Мигунов. Но и у него не получилось отстоять народные интересы. Местным чиновникам баня оказалась не нужна. На нее не было денег в бюджете. Ни на содержание, ни на ремонт.

Банной истории в Благовещенке – 21 год, и это наглядная картина межбюджетных отношений и интереса к нуждам простых бедных людей. Здание помывочной было построено в 1994 году (при губернаторе Аяцкове). Законсервирован объект с 2005 года (при губернаторе Ипатове). Ну и вот в 2015-м (при губернаторе Радаеве) всё закончилось.