Показатели с фонтаном

Оценить
Рвение региональных властей тормозится неторопливостью федерального центра

Результаты работы отрасли пассажирских перевозок в Саратовской области в 2015 году вышли несколько неоднозначными: количество перевезённых пассажиров составило лишь 94 процента от уровня 2014 года, а пассажирооборот (измеряется тем, сколько раз одного пассажира перевезли на расстояние в один километр) упал на два процента. Об этом сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Николай Чуриков в ходе правительственного часа на 46-м заседании Саратовской областной думы. Оно состоялось на минувшей неделе.

Количество рейсов общественного транспорта тоже сократилось: с 28 тысяч рейсов в неделю в 2014 году до 25 тысяч в 2015 году. Однако эту тенденцию министр объяснил оптимизацией маршрутов (в том числе объединением некоторых из них). Зато выросли внутригородские тарифы – с 15 до 17 рублей в автобусах и с 17 до 18 рублей – в маршрутках. В пригородном сообщении проезд тоже подорожал – с 1,95 до 2,15 рубля за километр пути.

Докладчик поспешил заметить, что областные тарифы всё равно остаются «меньше среднестатистических по ПФО». Кстати, если судить по представленной министром презентации, «индексацию» стоимости проезда в министерстве относят к категории мероприятий, направленных на сохранение транспортной доступности.

Но не всё так мрачно. Например, было закуплено 75 единиц транспорта, а в результате проведённых мероприятий количество жалоб и обращений удалось снизить аж на четыре процента. Начала работу саморегулируемая организация (СРО), в которую вошли все государственные и частные перевозчики региона. По словам Чурикова, СРО позволит влиять на качество перевозок без значительного привлечения госресурсов. «Несмотря на сложную экономическую ситуацию транспортный комплекс области в целом выполняет свои обязательства перед всеми жителями региона, в том числе перед льготными категориями граждан», – заключил министр.

В планах на 2016 год у министерства, разумеется, дальнейшее улучшение, оптимизация и сохранение. А ещё погашение кредиторской задолженности перед транспортными предприятиями. Эту задачу Чуриков назвал одной из основных.

В будущем нас ждёт обустройство площади у автовокзала. «Там есть разваленные дома деревянные, – пояснил Чуриков. – Там практически никто не живёт, но прописано по несколько семей. На сегодняшний день мы работаем в этом направлении и из трёх домов уже выкупили один вместе с земельным участком». Когда выкупят остальные, на освободившемся месте планируется организовать что-то вроде сквера, поставить беседки для отдыха и фонтан. Возможно, этот вопрос будет обсуждаться и с новым СРО. Готово предложение, предполагающее, что все перевозчики, пользующиеся автовокзалом, должны поучаствовать в выкупе домов. Однако вряд ли вопрос с площадью будет решён до конца года. По прогнозам Чурикова, это, вероятно, случится только в следующем году.

Депутат облдумы Леонид Писной напомнил, что региональный закон о земле «допускает в случае размещения отдельных объектов, в том числе и транспортных, принудительное изъятие у собственников». Кстати, по его словам, ускорить проводимую работу могла бы и администрация города Саратова. Ведь это «нужно всем».


[кстати сказать]

Вокзал для троих

Вспомнили на заседании и о частных междугородних автобусах, останавливающихся на Привокзальной площади (компания «Властелин» и прочие – по данным администрации Саратова, всего их три). Схватка с ними длится уже давно (подробнее об этом см. «Везучие», междугородние» в номере от 10.09.2013 г.).

Член Общественной палаты Саратовской области Евгений Лузановский поинтересовался у Чурикова, какие действия планирует транспортное министерство для переброски этих перевозчиков на автовокзал. Ведь на Привокзальной площади они занимают много места, которое пригодилось бы рядовым автовладельцам.

В ответ Чуриков заметил, что этот вопрос министерство поднимает уже не первый год: «Данные перевозчики, которых вы назвали, работают не в правовом поле. Они используют пробелы в существующем законодательстве».

Чиновник пояснил, что хотя по сути эти перевозчики работают по маршрутам, формально они оформлены как заказные. «То, что на Привокзальной площади для данных перевозчиков городской властью отведены стоянки... – сделал многозначительную паузу Чуриков. – Министерством несколько раз направлялись письма и в правоохранительные органы. В этом году мы направили такое письмо в город, чтобы упорядочить этот процесс».

«У нас первая редакция регионального и федерального закона была в 2006 году, – вспомнил депутат Писной. – Уже тогда было понятно, что у нас нет возможности регулировать заказные перевозки. И с учётом Гражданского кодекса РФ никогда не будет. Тома переписки с федеральным центром, в том числе с Госдумой, уже есть... Ответ от них был один: дайте ваши предложения по выработке критериев, которые дадут возможность субъекту считать заказную перевозку регулируемой».

«В прошлом году мы поддержали инициативу Новосибирской области, которая выходила с идеей внести изменения в Административный кодекс в отношении заказных перевозок, – сообщил Чуриков. – К сожалению, в очередной раз этот вопрос не был рассмотрен на федеральном уровне».

Писной высказался за продолжение работы по этому вопросу. Федеральный центр, пусть и не быстро, но всё равно работу с регионами ведёт. «Пока мы не будем регулировать или чётко признавать, что это за перевозка, регулярная или заказная, ничего не будет, – заметил депутат. – Сегодня разгоним – завтра они соберутся в другом месте».

Министерство со своей стороны готово предоставить перевозчикам кассовые пункты и места для стоянки на автовокзале, о чём им уже было сообщено. При этом ведомство планирует продолжать работу по наведению порядка в отрасли пассажирских перевозок – будет собрана рабочая группа с привлечением сотрудники ГИБДД и ОБЭП.

Позицию министерства поддержал и представитель городской администрации.