Впустить реку в окна города
Настоящее и будущее саратовской набережной обсудили на минувшей неделе на заседании градостроительного совета Саратовской области при участии губернатора Валерия Радаева.
Выражения на букву «У»
Похоже, что совсем недавно словарь губернатора пополнился двумя новыми выражениями, которые произвели на него колоссальное впечатление: «урбанистика» и «умный город».
Первое из них Радаев повторил в своей вступительной речи несколько раз. И даже объяснил, что это означает. «Урбанистика как система включает в себя и обосновывает взаимосвязь всех явлений городской жизни. Показывает путь от инноваций в сфере туризма и городского хозяйства к инвестиционной привлекательности. От повышения качества жизни к расширению креативного класса, повышению транспортной доступности, росту добавочной стоимости», – доходчиво пояснил губернатор.
В урбанистике Радаева явно привлекает и то, что на эту сферу «кризисные явления действуют с обратным эффектом». А ещё среди задач урбанистики – развитие и обновление. «Считаю, что именно под эгидой обновления должен пройти наступивший год», – предложил глава региона.
Что касается «умного города», то, по словам Радаева, в современном мире это понятие становится «синонимом экономического успеха». «По прогнозам экспертов, инвестиции в инфраструктуру так называемых умных городов в течение ближайших 20 лет составят от 30 до 40 млрд долларов, – проинформировал губернатор (не пояснив, однако, какое отношение к этим космическим цифрам имеет нищий бюджет Саратовской области). – Как показывает история, даже в самых сложных условиях город остаётся драйвером развития региона и государства».
В итоге Радаев свёл мысль к тому, что, строя набережную или транспортную развязку, правительство вовсе не расходует средства, а делает «вложения с целью получения дивидендов в ходе процесса эффективной эксплуатации непрерывного жизненного цикла этих инфраструктурных объектов». Только такой подход, по мнению губернатора, позволит «безболезненно и с пользой для себя преодолеть экономические сложности».
Без гаражей
Новый участок набережной не может сравниться со старым ни по красоте, ни по функциональности, – считает член Общественной палаты Саратовской области Михаил Волков. Ошибки, допущенные при его строительстве, очевидны: недостаточное внимание к благоустройству, отсутствие уклонов для водоотведения (снег и вода застаиваются, в результате ходить по набережной неудобно, а срок службы покрытий снижается), явные проблемы с зелёной зоной (земля уложена слоем в 10 см, что недостаточно даже для травы, тем более для деревьев и кустарников; автоматический полив не запроектирован в принципе), нет разделения на зоны для велосипедистов и пешеходов. Ну и конечно, не радуют оставленные на набережной частные гаражи и ветка железной дороги, отсутствие места для организации стационарных кафе. В общем, ситуацию надо исправлять. И двигаться дальше.
По мнению Волкова, как раз на месте гаражей можно организовать кафетерии. Там они органично впишутся в будущую зелёную зону. Промышленные предприятия, расположенные в районе новой набережной, также стоит вывести на другие территории. Элитная земля под ними (с видом на Волгу) будет привлекательна для строительства жилья и общественно значимых зданий (например, концертных залов). На втором ярусе набережной следует организовать дорогу шириной не менее 8 метров для подъезда к жилью и кафе, а также для удобства людей с ограниченными возможностями. Общественник посоветовал в будущем разделить подрядчиков на тех, кто строит подпорную стенку, и тех, кто занимается благоустройством. «Опыт, который был на второй набережной, показал, что это совсем разные задачи», – заметил Волков.
Межевание и изъятие
Железнодорожная ветка, принадлежащая Приволжской железной дороге (филиал ОАО «РЖД»), соединяет станцию «Саратов-Порт» и Саратовскую ГРЭС. Она обслуживает ряд промышленных предприятий, в том числе обойную фабрику и комбикормовый завод. Волков рассказал, что в частном порядке изучал этот вопрос и пришёл к выводу, что все предприятия, кроме СарГРЭС, могут перейти с железнодорожных перевозок на автомобильные. ГРЭС в качестве альтернативы может использовать речной транспорт.
Кстати, как напомнил председатель совета директоров группы компаний «Лепта» Яков Стрельцин, когда-то железная дорога предлагала отдать ветку за вполне «земные» деньги – 30 млн рублей. Транспортная нагрузка по ней составляла всего пару вагонов. «Никто не мешает до сегодняшнего дня в целях изъятия для муниципальных нужд... Нарисуйте там автомобильную дорогу и войдите в переговоры, – посоветовал Стрельцин. – Деньги надо будет платить всё равно, но цена при изъятии будет несравнима с коммерческим выкупом, который там будет стоить, я думаю, не 30 миллионов, а 200».
Главный архитектор Саратова Виталий Желанов напомнил, что основное в строительстве новой набережной – организация запоминающегося фасада города со стороны Волги. Фасад должен формироваться с учётом всего комплекса зданий и сооружений, а не отдельных объектов. Чтобы реализовать этот подход, нужно выполнить укрупнённое межевание территорий, которое позволит предотвратить хаотичную застройку близлежащих участков высотными зданиями. Это, кстати, частично уже происходит – собравшиеся не раз вспомнили высотки жилого комплекса «Ямайка», строящегося рядом с академией права. «Появилась непонятно каким образом и почему, и как она вписывалась в ландшафт, тоже непонятно», – заметил председатель Общественной палаты Саратовской области Александр Ландо.
«Место, контактное с водой»
То, что новая набережная не имеет пока парадного вида, – это даже хорошо. Тем самым дается широкий простор для творчества. На совете было предложено не закрывать город от Волги домами-ширмами, а «впустить» реку в городские окна. Кроме того, современные европейские и российские тенденции склоняются к тому, чтобы открывать больше возможностей для взаимодействия города с водой. «Сейчас набережная рассматривается не как место, которое отгораживается мрамором от воды, а как место, в первую очередь контактное с водой, – пояснил заведующий кафедрой «архитектура» СГТУ им. Гагарина Серей Дядченко. – То есть нет обрамления, есть возможность дотронуться до воды, с помощью плавающих мобильных устройств выйти на другие способы контакта. На лодочку сесть, на катер. Вот это сейчас важно. Обращённость к человеку, а не некие абстрактные престижные идеи: «Вот, у меня красиво, мраморная набережная».
Кстати, в европейской практике для обустройства набережных организуются специальные комиссии или управляющие компании. Этим путём Дядченко предложил пойти и в Саратове: «Без этого, наверное, ничего не получится».
Набережная 21 века С середины 19 века на саратовском берегу Волги располагалась промышленная зона, наиболее крупные участки которой были заняты мельницами. Местом отдыха часть берега стала в 60-е годы прошлого века, когда была построена четырёхъярусная набережная. В 21 веке началось возведение новой части набережной. Однако пока результаты этой работы воспринимаются неоднозначно. |
Вывези нас в Геленджик
В прошлом году губернатор Радаев поручил перенять в Саратове опыт Геленджика. Там ещё 10 лет назад на месте набережной была лишь асфальтовая дорога, отделённая от пляжа подпорной стенкой. Сейчас это туристический центр европейского уровня с отелями и ресторанами. Половина пространства набережной занята клумбами и фонтанами; строителям удалось полностью сохранить деревья, росшие там на момент начала строительства. Набережную пронизывает велосипедная дорожка, на всём её протяжении расположены пункты проката велосипедов. Зона имеет тенденцию к развитию.
На саратовской новой набережной нужно будет предусмотреть места для гостевых парковок, построить лестничные сходы к воде, расположить пирсы для хранения водного транспорта и насыпать песчаный пляж. По словам Желанова, между Провиантской и Вольской улицами следует обустроить открытое пространство вместимостью до двух тысяч человек с эстрадой (возможно, она будет установлена на воде) для проведения городских праздников. Ну и конечно, организовать сеть благоустроенных пешеходных зон. Как напомнил заведующий кафедрой «дизайн архитектурной среды» СГТУ им. Гагарина Виталий Кудрявцев, именно в Саратове появилась первая в России пешеходная зона, которая в своё время удостоилась высоких наград. И эту традицию стоит продолжить.
Многие из промышленных зданий, расположенных на территории новой набережной, в былые годы были признаны образцами строительного искусства. Их тоже можно включить в общественное пространство. Мельницы Шмидта, Рейнеке и Борелей можно перепрофилировать под гостиничные, торговые и выставочные цели. А на базе складов Рейнеке на Провиантской было предложено организовать город мастеров. А еще на набережной планируется поставить и памятник основателям Саратова – князю Засекину и боярину Турову. Однако место для него предусмотрено на старой её части – на спуске улицы Октябрьской (в районе памятника писателю Федину).
Инвестор, приди!
Опыт строительства набережной в Геленджике – это прежде всего опыт привлечения инвестиций. Проект новой саратовской набережной был подготовлен ещё в 2006 году, однако за 10 лет денег на строительство крупных общественных объектов так и не нашлось. Поэтому, по словам сотрудника института «Саратовгражданпроект» Татьяны Волгиной, лучше брать короткие участки и разрабатывать их под конкретного заказчика. «Придёт инвестор и скажет: я хочу построить здесь для города шикарный концертный зал. И мы с удовольствием ему спроектируем и грамотно размежуем эти территории», – пояснила свою мысль Волгина.
Кстати, как минимум один инвестор уже появился – на строительство на набережной небольшого колеса обозрения с возможностью круглогодичного использования. Однако это предложение насторожило Ландо. «Я думаю, есть желающие – и их немало – поставить и какое-то кафе, ресторан и так далее, – предупредил общественник. – Если мы будем такими частями идти, то, конечно, набережная у нас не превратится в то, что мы хотели видеть».
Высказывал Ландо опасения и по поводу другой неприятной тенденции: «Какой первый объект появился на этой набережной? Пивная, которая расположилась рядом с юридической академией. Наверное, самый «необходимый» объект. Но это же неправильно». Кстати, до сих пор шокирует Ландо и «памятник влюблённым» у ротонды.
Радаевские поручения
В заключительной речи губернатор напомнил, что изначально целью проведения работ на набережной было берегоукрепление с минимальным обустройством. «Это чтобы у всех было понимание, почему то не доделали, то не сделали», – пояснил Радаев. Однако теперь уже пора вести разговор о реальном продвижении вперёд. Губернатор поручил комитету капитального строительства области совместно с администрацией Саратова до конца года решить вопрос переселения с набережной лодочных баз. Отдельно администрации Саратова было поручено: разработать дизайнерский проект развития набережной на все шесть километров и план первоочередных мероприятий по изменению её облика, а также проработать вопрос привлечения инвестиций. «Но самое главное – мы должны определить, кто этим в городе должен заниматься, – пояснил Радаев. – Вот о чём говорили коллеги: какая-то управляющая компания, кто-то ещё... Давайте определимся, потому что если бесконечно урывками к этому подходить, от случая к случаю, то ничего не получится».
Губернатор публично попросил Волкова (уже имеющего опыт работы с набережной в частном посёлке в Энгельсе) обустроить 1 км саратовской набережной: «Возьмите один километр и покажите, как надо двигаться. И посмотрите – все шесть километров заработают».
А в проекте нарисовано еще лучше прежнего