David Bowie. Blackstar, 2016

Оценить
Провинциальный купец и столичный коллекционер хорошо понимали друг друга

Теперь, когда Дэвида Боуи не стало, многое прояснилось. В отличие от многих других Дэвид до последнего скрывал, что смертельно болен. О раке знали близкие люди и несколько музыкантов, с которыми Боуи записывал эту пластинку. Именно с ними он делился опасениями, что не успеет заверить свою последнюю работу. Правда, люди внимательные что-то такое чувствовали, особенно когда до выхода альбома появился клип на песню Blackstar. Зрители отмечали необычайно мрачный настрой произведения, то, что Дэвид снялся в роли тяжело больного человека. Видели, но утешали себя, что великий хамелеон рок-музыки примеряет новую маску.

То, что альбом увидел свет одновременно со смертью музыканта, понятное дело, повлияло на его оценки. Например, Musical Express пишет: «Blackstar – не просто лучший альбом Боуи в новом веке. Это его лучшая работа со времен Scary Monsters. Это – буквально новое музыкальное измерение: мир после 8 января 2016 года (дата выхода альбома. – Прим. ред.) уже не будет прежним».

Дэвид, конечно же, гений, но изменится ли после его пластинки наш мир – кто знает. Одно невозможно оспорить: это самая оригинальная, самая своеобразная пластинка певца. Во-первых, это ни в коем случае не рок-н-ролл. Главные хиты альбома Blackstar и Lazarus невозможно назвать просто песнями – это сложные многотемные композиции, своего рода музыкальный сюрреализм, одновременно это не беспорядочное нагромождение звуков, нельзя cказать, что они недоступны для восприятия. Некоторые обозреватели считают, что на альбоме преобладает джаз, – на том основании, что Боуи записывал его с джазовым квартетом Донни МакКаслера (Donny McCaslin). Все-таки это не совсем так, наверное, правы те, кто определяет жанр (дух, стиль) альбома как музыкальную эксцентрику. Или еще можно сказать, что это типичный Боуи, хотя альбом и не похож совершенно на предыдущие работы.

Понятно, есть вещи и проще, чем упомянутые уже Blackstar и Lazarus. Например, Tis A Pity She Was A Whore или завершающая альбом I Can’t Give Everything Away. Но это кажущаяся простота. Самой мелодичной, самой красивой на альбоме стала баллада Dollar Days с прекрасным соло на саксофоне, мелодичным пианино и неожиданно трогательным голосом Дэвида. И с мрачным текстом. Сквозь призму случившегося слушается трагически.

P. S. Что за год такой? Не стало Пола Кантнера – основателя Jefferson Airplane. Свет погасших звезд будет светить нам еще миллионы лет.