«Вот жизнь моя»

Оценить
«Газета – не только коллективный пропагандист и агитатор, но также и коллективный организатор», – писал В. И. Ленин 114 лет назад.

«Газета – не только коллективный пропагандист и агитатор, но также и коллективный организатор», – писал В. И. Ленин 114 лет назад. Если бы вождь пролетарской революции дожил до «Фейсбука», то по отношению к нему он наверняка бы расширил свою прежнюю формулировку, добавив к ней еще и слова «катализатор» и «стимулятор». Только что вышедшая книга Сергея Чупринина «Вот жизнь моя» с подзаголовком «Фейсбучный роман» (М., «РИПОЛ Классик», 2015) стала своеобразным промежуточным звеном между «галактикой Гутенберга» и «галактикой Цукерберга»; вряд ли бы она появилась в дофейсбучные времена, когда граница между автором и читателем еще не была размыта. Теперь же, выкладывая фрагменты будущих текстов в социальные сети, можно отследить реакцию читателей, исправить ошибки и перенести наиболее яркие отзывы и уточнения на бумагу. А потом, готовя второе издание, оперативно добавить в него интернет-отклики на первое издание.

Следует заметить, что Сергей Чупринин – не только видный российский литературный критик (а прежде видный советский литературный критик) и многолетний главный редактор журнала «Знамя», но еще и человек, которому не сидится в своей уютной резервации и не терпится расширить рамки своей профессии: то взяться за издание словарей и писательских справочников, то заняться мемуарной прозой. Чупринин выбирает беспроигрышный жанр короткой байки, однако для него важно не столько рассказать анекдот, сколько обозначить некое явление (учитывая, что речь зачастую идет о событиях советского прошлого, краткие рассказы носят еще и познавательный характер). Автору приятно вспомнить молодость, однако в его мемуарных рассказах нет ностальгии по «стране-которую-мы-потеряли»: казенщины и маразма в минувшую эпоху было столько, что даже сейчас, когда мы быстро пятимся в «светлое прошлое», до образцов той поры не дотянуться... Путь к читателю книги «Вот жизнь моя» оказался трехступенчатым: сперва интернет-варианты, обкатанные в «Фейсбуке», потом журнальная версия и, наконец, увесистый бумажный кирпичик. Книга состоит из нескольких разделов. Первые четыре («До н/э», «1973–1988», «1989–2000», «2000 – н/в») охватывает разные периоды жизни мемуариста, «Попутное чтение» – избранные рецензии, избавленные от филологического занудства (притом что сам Сергей Иванович – доктор филологических наук), за ними следует крайне важный раздел «Комментариев с примечаниями»: именно здесь сосредоточены отзывы ФБ-читателей, дополняющие информационный блок. Понятно, что ровесникам и коллегам Сергея Ивановича не надо объяснять, что такое «ОВИР» или «деревенская проза», кто такие «отказники» и Иван Шевцов, а вот тем, кому меньше тридцати пяти, объяснения необходимы. Эпоха ушла – вместе с советской литературой, вместе с писательской и околописательской средой. Но талантливый мемуарист может, хотя бы ненадолго, вернуть плюсквамперфекту живые черты. У Сергея Чупринина это получилось; примеров нарочно не привожу – найдите книгу и прочтите.