Жегин, друг Третьякова

Оценить
Провинциальный купец и столичный коллекционер хорошо понимали друг друга

Основатель знаменитой Третьяковки Павел Михайлович Третьяков (1832–1898), богатый предприниматель, коллекционер, с самого начала собирательства художественных произведений имел цель заложить основу галереи национального прогрессивного искусства. В 1874 году в его любительскую галерею стали допускаться единичные посетители, а в 1892 году он передал её в дар родному городу – Москве. Павел Михайлович несколько раз был в Саратове; считается, что не менее четырёх раз.

Все визиты Третьякова в Саратов (в 1860-м (1861-м?), 1864-м, 1870-м и 1873-м годах) связаны с посещением друга, саратовского купца и общественного деятеля Тимофея Ефимовича Жегина. Дом, в котором якобы останавливался у него в Саратове Третьяков, находился на Немецкой улице, напротив католического собора. Квартира Жегина располагалась на втором этаже этого дома в сторону двора. Сейчас на его месте стоит многоэтажка, на первом этаже которой находятся банк, магазин «Художественные промыслы» и ювелирный салон «Кристалл».

Жегина и Третьякова связывали не только дружеские, но и деловые отношения. И что родилось раньше: дружба или совместные дела, доподлинно не известно. Где и когда они познакомились, история тоже умалчивает. Предположительно, это произошло во время одной из ярмарок в Нижнем Новгороде.

Павел ТретьяковПо воспоминаниям дочери основателя галереи Александры (в замужестве Боткиной), в 1850-е годы вокруг братьев Третьяковых начали группироваться молодые люди из «новой купеческой среды», больше тяготевшие к интеллигенции. Появлялся и наезжающий из Саратова Жегин. Молодые люди, входившие в этот московский круг, увлекались театром, музыкой, литературой, живописью, писали дурашливые стихи, давали друг другу шуточные прозвища. Павла Михайловича, например, за положительность, застенчивость и целомудрие называли архимандритом.

Провинциальный купец из Саратова Жегин тоже был большим любителем искусства. Театрал, меценат, он покупал картины. Но увлечение его живописью носило, видимо, утилитарный характер: он украшал картинами стены своего дома. В коллекции Радищевского музея имеется пейзаж художника Л. Л. Каменева. Сотрудники музея считают, что эта картина – из собрания Жегина. Можно предположить, что именно этот пейзаж – подарок Третьяковых на свадьбу дочери Жегина Ольги и Александра Максимовича Попова, сына старинного приятеля Жегина и известного московского суконного фабриканта.

Другая дочь Павла Михайловича Вера (в замужестве Зилоти) вспоминала: «Дядя Тима разъезжал то в Саратов, то снова к нам. Вносил столько уюта, весёлости. Не помню за всё своё детство, чтобы мой отец так тепло и нежно относился к кому-нибудь из своих друзей».

В 1870 году супруги Третьяковы и Жегин отправились в Нижний Новгород и дальше по Волге до Саратова. Их целью было «познакомиться немного с Россией и хорошенько осмотреть Крым, который давно хотелось увидать и сравнить с Италией». От Саратова до Борисоглебска «300 вёрст путешественники наблюдали сплошное хлебное богатство», поразившее жену Третьякова Веру Николаевну.

Последний раз друзья виделись в конце 1873 года: Третьяковы приехали в Саратов навестить долго болевшего Тимофея Ефимовича. 30 ноября у Жегина родился сын Коля, 6 декабря его крестили в Введенской церкви. Восприемниками при крещении мальчика были А. М. Попов и Вера Николаевна Третьякова. А на другой день, 7 декабря, Тимофей Ефимович скончался от «воспаления в лёгких».