Законы П
Определенная часть российского общества твердо уверена, что другая – гораздо большая – часть того же общества одурманена пропагандой. Под пропагандой прежде всего подразумевается российское телевидение, которое «всё врёт». По поводу результатов воздействия телевидения никаких сомнений нет, а вот к формулировке «оно всё врёт» есть вопросы. Здесь не всё так просто. На самом деле наше ТВ и другие орудия правительственной пропаганды, не гнушаясь откровенной лжи, действуют строго по законам ведения пропаганды. К большому сожалению ярых патриотов, все эти законы разработаны не нами, а опять же американцами.
Недавно журналист Алексей Ковалев на портале «Слон» рассмотрел эти законы и показал, как они применяются в современной России. Мы же, позаимствовав на «Слоне» основные формулировки законов пропаганды, попробуем привести для иллюстрации свои примеры. И даже возьмем на себя смелость предложить еще один метод одурачивания смотрящей и слушающей публики. Перед тем как перейти к делу, однако, надо сделать одно важное замечание. Суть его в том, что автор не смотрит телевидение, по крайней мере главные его каналы. Но, во-первых, пропаганда проникла в интернет, принимая там весьма изощренные формы; во-вторых, ведущие каналы России имеют в Сети свои сайты, по которым можно судить о теленовостях. При этом информация на этих сайтах зачастую искажается еще сильнее, чем на телевидении.
Теория
Создателем законов или, если хотите, правил пропаганды считают американца Клайда Миллера, одного из основателей Института анализа пропаганды (Institute for Propaganda Analysis). Именно он составил инструкции по противодействию пропаганде, одновременно раскрыв ее основные приемы. Инструкция была разработана еще до Второй мировой войны и предназначалась исключительно для внутреннего потребления. Миллер не мог знать, что его свод законов доживет до нашего времени и распространится по всему миру. Вот эти семь основных законов, или – по Миллеру – «семь грехов пропаганды», с помощью которых нам промывают мозги. Перечислим их с короткими аннотациями и посмотрим, как же они применяются на практике.
Навешивание ярлыков (Name-calling)
Это самый простой и очевидный прием, используемый в российской пропаганде. К идеологическому противнику пропагандист применяет слова, вызывающие у слушателя исключительно негативные ассоциации. Эти ярлыки должны вызывать у потребителя страх или же ненависть: «хунта», «бандеровцы», «исламисты».
Сверкающие обобщения (Glittering generalities)
Примерно то же, что и «навешивание ярлыков», только с противоположным знаком. Речь идет о том, что журналист (пропагандист) свое конкретное сообщение «утяжеляет» неким «священным» понятием. Из арсенала таких понятий последнего времени – «духовные скрепы», «традиционные ценности» и, конечно же, «патриотизм».
Перенос (Transfer device)
Метод заключается в том, что, распространяя заказанную информацию, пропагандист делает это не от своего лица, а ссылается на некие источники. Источники эти или обозначаются совершенно неконкретно – например, «западные СМИ», – или же следует ссылка на неких зарубежных экспертов. На поверку эксперты оказываются маргиналами, очень часто с весьма сомнительной репутацией, а «западные СМИ» – интернет-площадками, где свое мнение может разместить каждый желающий, даже если он находится на излечении в психиатрической больнице. Нередки случаи, когда «зарубежные СМИ» финансируются и поддерживаются из России.
Свидетельство (Testimonial)
Пропагандисты для иллюстрации своих тезисов могут привлекать не только «экспертов», но и просто известных в широкой аудитории людей. Это могут быть известные, как правило, в прошлом спортсмены или артисты популярных жанров. При этом «звездам» вовсе не обязательно иметь свое мнение, достаточно просто, чтобы их в нужные моменты демонстрировали на экране или же их фото украшали страницы сайтов.
Простой парень (Plain folks)
Этот метод действует прежде всего в отношении ведущих политиков и более применим не в политической пропаганде, а в предвыборной агитации. Суть его в подаче главного действующего лица как одного из нас, то есть человека с теми же увлечениями, теми же заботами и привычками.
Тузврукаве (Card stacking)
По Миллеру, card stacking – это когда фокусник, показывающий карточные трюки, дает зрителю выбрать карту из колоды, как бы случайную, но на самом деле уложенную в нужном ему порядке. В политике это избирательное использование фактов, когда нужные факты появляются в нужное время и зачастую в гиперболизированном виде, а ненужные, соответственно, замалчиваются. Вполне вероятно, что «тузом» может быть громкое заявление, напрямую не относящееся к теме, но отвлекающее внимание аудитории.
«Запрыгивай на телегу» (Bandwagon)
«Запрыгивай на телегу» – то есть будь с нами, там, где нас много. По отношению к пропаганде этот прием привлечения симпатий зрителя/слушателя/читателя утверждением, что точку зрения пропагандиста разделяет большинство. Это использование результатов различных ВЦИОМовских рейтингов с их 86 и более процентами. И – обратная картина: те, кто не «запрыгнул на телегу», не вошел в пресловутые 86 или 146 процентов, есть предатели, отщепенцы, враги народа.
Какнасчетизм (Whataboutism)
Этот метод не относится к числу законов Миллера, определение его дал в 2007 году обозреватель журнала Economist Эдвард Лукас. Но на самом деле он применяется советской/российской пропагандой с первых дней ее существования. Несмотря на довольно неуклюжее название смысл его прост. На каждый упрек со стороны иностранцев надо отвечать (не им, а аудитории) упреком в адрес критикующего и его страны. Если еще проще, это применение в пропаганде известного анекдота, в котором советский человек в ответ на любое замечание американца отвечает: «Зато у вас негров вешают».
Короткое чтение (Short reading)
Шедевры пропаганды последних дней позволяют нам предложить еще одно правило, еще один закон современного одурманивания мозгов. Идея проста: заголовок текста или противоречит самому тексту, или значительно искажает его смысл. Расчет делается на торопливых читателей, которым достаточно пробежать заголовок, чтобы разделить мнение пропагандиста. С этого приема и начнем наше путешествие от теории к практике.
Практика. «На выборах президента США победит Путин»
Заголовок сообщения на сайте телеканала НТВ выглядит так: «Глава Минфина РФ рассказал, почему четырехкратное падение цен на нефть не сильно отразится на российском бюджете». Если вы не стали читать дальше, вами овладевают спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Но в том же тексте приводится цитата из выступления министра финансов Антона Силуанова: «Мы сейчас должны принять решение, где взять деньги. Это и приватизация, и дополнительная мобилизация доходов за счет лучшего администрирования. Соответственно, где-то нам придется работать с расходной частью бюджета». Согласитесь, что слова «работать с расходной частью бюджета» могут означать только одно – расходы будут сокращаться. И это утверждение не вселяет оптимизма.
Или вот еще один прекрасный пример. Как известно, официальные и как бы независимые СМИ обязаны не любить одесского губернатора Михаила Саакашвили. В дискредитации Саакашвили – всякое лыко в строку. Его, например, можно обвинить в связях с компанией «Роснефть», хотя для других это было бы комплиментом.
«Газета.Ру»: «Саакашвили уличили в связях с «Роснефтью».
Губернатора Одесской области и бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили уличили в связях с российской госкомпанией «Роснефть».
Теперь следите за руками. Информация основана на странице в «Фейсбуке» депутата Верховной рады Украины Татьяны Черновол. Черновол пишет, что Владимир Жмак до лета 2015 года был гендиректором компании «Роснефть-Украина», а сейчас работает в Одесской областной администрации. Другие источники, однако, указывают, что Жмак работал в другой компании, а именно в «ТНК-ВР Коммерс». Но даже если на прежнем месте Жмак сотрудничал с «Роснефтью», то при чем здесь Саакашвили? И в чем его связи с компанией Игоря Сечина?
Пойдем дальше. Не будем вдаваться в особенности редакционной политики сайта «Правда.Ру». Нам с этим интернет-изданием еще придется встретиться. Обратимся к одной из его публикаций. Простите за обширную цитату, но она в нашем случае необходима. Итак.
«Американцы считают, что на выборах президента США победит Путин
По словам аналитиков, США не собираются бороться с Россией за место лидера.
Несмотря на то, что выборы президента США еще не скоро, многие аналитики утверждают, что в любом случае победит кандидат, который не собирается бороться с Россией за место лидерства, поэтому победит Путин, считает обозреватель, политический аналитик, писатель и специалист по изучению общественного мнения Fox News Дуглас Шустер.
Он делает отсылку к предвыборным речам кандидатов, судя по которым ни демократы, ни республиканцы не готовы выстраивать внешнюю политику с позиции мирового лидера, предоставляя эту роль России.
«В некотором смысле победитель президентских выборов 2016 года уже ясен – это Владимир Путин», – пишет автор в своем материале.
Эксперт отмечает, что влиятельность и авторитет российского президента постоянно растет».
По факту мы имеем дело с применением сразу нескольких законов пропаганды. Это перенос (Transfer device), короткое чтение (Short reading) и не упомянутый прежде принцип обобщения, когда мнение одного человека подается как мнение группы людей, социальной страты или, как в нашем случае, целого народа.
Вот классический «перенос»: источником информации назван «аналитик, писатель, специалист по изучению общественного мнения» Дуглас Шустер. Интернет поисковики дают только одну ссылку по этому имени, это ссылка... на заметку в «Правде.Ру». Издание Fox News более известно – это рупор консервативных республиканцев. Республиканцы, судя по всему, проигрывают предвыборную гонку, обвинения в адрес неназванных участников гонки в том, что им нечего противопоставить России – всего лишь элемент их предвыборной борьбы. А любители «короткого чтения» запомнят только то, что, «по словам аналитиков, США не собираются бороться с Россией за место лидера». И то правда, зачем Штатам бороться за место лидера, если они его уверенно занимают? К большому огорчению наших пропагандистов.
И в заключение этой главы маленький шедевр от «Газеты.Ру».
«Рубль возглавил рейтинг падения валют». Хорошо хоть в чем-то быть первым.
Президент и «Девочка с персиками»
В стране кризис. Жесточайший, заставляющий вспомнить о печальном 1998 годе. Как ведет себя власть и чем заняты пропагандисты? Попробуем изучить некоторые детали. Президент уверен в себе и часто шутит. На форуме «Опоры России» под названием «Малый бизнес – национальная идея?» (название – словно горькая шутка) Владимир Путин источал оптимизм. И демонстрировал чувство юмора. «Я смотрю, здесь большое количество коллег моих из правительства. Непонятно, кто в Давос поехал на горных лыжах кататься. С большим желанием чего-то раньше ездили, теперь не ездят. Видимо, денег не хватает на билеты». Впрочем, о состояниях наших министров мы кое-что знаем, так что шутка, что называется, не катит.
Теперь о серьезном. Президент уверен, что «два последних года были достаточно сложными для экономики, объективные трудности затронули практически все ее секторы, но нужно отметить, что в целом бизнес выстоял, в том числе малый». И вообще у нас сейчас «новая экономическая реальность, обвал рубля и курсовая разница – это отличный повод, чтобы ею воспользоваться, так как «открываются новые возможности для бизнеса».
Вот боюсь, что в «новые возможности», «устоявший малый бизнес» может поверить только пресс-секретарь президента. И то согласно должностным обязанностям.
Лучезарного оптимизма мало, чтобы успокоить Россию. И тогда пропагандисты действуют согласно закону С этим законом пиарщики президента работают часто. Мы видели Путина бродящего по пояс раздетым по тайге, ловящим гигантских щук, десятками достающим амфоры со дня морского. Здесь это не сработает. Люди, следящие за валютным курсом, ценами в магазинах и на рынках, могут подумать, что президент отстранился от ситуации. Значит, надо продемонстрировать народу, что всё спокойно и волноваться нет причин. Тогда президент появляется в неожиданно пустых залах Третьяковской галереи на выставке, посвященной юбилею Валентина Серова. Дальше – больше. Владимир Путин, прежде не замеченный в интересе и тем более любви к интернету («В интернете легко прятаться, хамить, обзываться и при этом неизвестно еще, кто это делает», сказано на том же форуме «Опоры»), вдруг проявляет незаурядные знания сетевой жизни. Еще одно проявление закона «простого парня». Он спрашивает министра культуры Владимира Мединского, видел ли тот новую интернет-версию этого полотна (на самом деле это фотожаба 2014 года). «Там девочка с персиками сидит за длинным новогодним столом», – сказал Путин. Наверное, таким образом многочисленным пользователям Сети пытаются показать, что и сам Владимир Путин – один них.
Что же касается интернет-версии полотна Серова, то там такой стол, такие яства! В новой экономической реальности мы их вряд ли увидим.
(В следующем номере мы продолжим наше путешествие по дебрям и чащам российской пропаганды.)