В отрыв!

Оценить
Количество поездок по новому льготному проездному ограничили 50 талонами для всех видов транспорта

C 1 января в Саратовской области введены единые социальные проездные билеты. От действовавших до этого абонементов их отличают два основных новшества. Во-первых, по новому проездному можно ездить в трамвае, троллейбусе и автобусе. Во-вторых, он перестал быть «безлимитным». В новые абонементы вклеены 50 отрывных талонов. Один талон – одна поездка. Цена проездного не изменилась – 150 рублей.

Закон о едином социальном проездном был принят областной думой в сентябре прошлого года. Соответствующий законопроект внёс в парламент губернатор Саратовской области Валерий Радаев.

В областном министерстве соцразвития считают, что такая мера должна способствовать прозрачности системы перево­зок льготников. «До 1 января 2016 года компенсация перевозчикам выпадающих доходов за льготные перевозки рассчитывалась в зависимости от проданных проездных, без учета фактических поездок, – пояснили редакции в министерстве. – Многие льготники не пользовались своими билетами из-за болезни, отъезда в другой регион и проч. Для обеспечения прозрачности расчётов и учёта поездок было принято решение ввести на территории области единые проездные билеты».

Вероятно, с появлением отрывных талонов будет окончен затянувшийся конфликт между правительством Саратовской области и муниципальным предприятием «Саратовгорэлектротранс». Ранее СГЭТ неоднократно упрекал регион в том, что компенсация за льготников, перевезённых саратовскими троллейбусами и трамваями, производится не полностью. В результате у муниципального предприятия увеличивались долги перед поставщиками. Ситуация доходило до того, что электротранспорт Саратова угрожал встать из-за долгов перед энергокомпаниями, что привело бы к «транспортному коллапсу». По крайней мере при обсуждении этого решения представитель СГЭТ сообщил, что предприятие поддерживает идею о новых проездных.

Число поездок – 50 – рассчитали в министерстве по нескольким основаниям. Во-первых, такие рекомендации дала Федеральная служба государственной статистики. Во-вторых, ведомство провело собственный мониторинг пассажиропотока льготников с 15 июня по 15 июля 2015 года: установлено, что в Саратове и Балакове льготники совершают не более 50 поездок в месяц, в Энгельсе – не более 42. В-третьих, министерство ссылается на «изученный опыт» Пензенской, Нижегородской, Ульяновской, Кировской, Самарской, Оренбургской, Волгоградской и других областей. «В основном регионы уже перешли на систему учёта разовых поездок (талоны, электронные карты), и перечисление перевозчикам субсидии осуществляется за фактическое количество совершённых льготниками поездок, – заметили в ведомстве. – Причём количество предоставленных отдельным категориям граждан льготных поездок в регионах варьируется от 20 до 40».

Нашлись у закона и критики. Председатель комиссии по социальной политики и здоровому образу жизни Общественной палаты Саратовской области Наталия Королькова уже обращала внимание, что нововведение не должно ухудшать положение ветеранов и льготников. «Мы всё-таки живём по Конституции, в которой написано, что ни один нормотворческий акт не должен ухудшать положение, существовавшее перед этим. Речь идёт о том, чтобы не ухудшать положение людей, которые заслужили льготы от государства», – пояснила «Газете недели» Королькова. По словам общественницы, 50 поездок будет хватать далеко не всем. Например, оплачивать недостающие поездки из своего кармана теперь будут вынуждены многие работающие пенсионеры. Кроме того, российские пенсионеры в целях экономии вынуждены искать продукты подешевле. «Им приходится объезжать не один базар и не один магазин, – пояснила Королькова. – Сейчас они лишаются этой возможности из-за того, что у них ограничение в поездках. Это тоже надо учитывать и смотреть внимательно».

В палату поступили жалобы и от других льготников. «Сначала это были дети-инвалиды, – вспомнила Королькова. – Их родители совсем не укладывались в эти 50 поездок. Они уже заранее это просчитывали, показывали нам эти расчёты. Многим людям приходится ехать на нескольких видах транспорта. Мы делали такой просчёт для одной семьи с ребёнком-инвалидом. Они из Заводского района должны добраться до стадиона «Локомотив», где у ребёнка занятия со специальном тренером, который есть только на этом стадионе. Приходится с двумя пересадками ехать туда и обратно. А с ним в больницу надо ехать еще... Явно этих 50 поездок мало».

Частично эту проблему уже удалось решить: для детей-инвалидов было сделано исключение, теперь при необходимости им будут продавать дополнительные льготные билеты. Однако на детей-инвалидов старше 18 лет это право не распространяется, хотя они также нуждаются в поддержке. «За этим будем следить и смотреть, как быть с этой ситуацией», – пояснила общественница.

Королькова обращает внимание на проблему контроля использования новых проездных. Если раньше при предъявлении проездного льготники обязательно демонстрировали ещё и социальное удостоверение, то «сейчас я наблюдаю, что практически все отрывают этот билетик и просто отдают его водителю». «Водителям некогда смотреть, свой билет им отдали или не свой», – заметила Королькова и сообщила, что ей уже знакомы случаи, когда проездной покупается на имя одного супруга, а пользуется им второй.

По данным первого заместителя главы областного министерства соцразвития Нины Рябиной, право на льготный проезд в регионе имеют около 500 тысяч жителей. При этом социальный проездной приобретают в среднем 212 тысяч человек.