ЗаЧТЕно

Оценить
ЗаЧТЕно
Фото Вера Салманова
Год литературы как год культурного штиля

Традиционно в конце января мы подводим итоги культурных событий прошлого года. Не очень вовремя? Ну так и власти у нас крупные мероприятия запускают далеко не в начале января. К тому же к Году российского кино мы только начинаем готовиться. Так что самое время обернуться назад и убедиться, что 2015 год стал не очень громким на культурные события.

Турне по литературе

Наверняка какое-нибудь мероприятие из плана проведения Года литературы в Саратовской области могло носить такое черновое название, а если и нет, то по чистой случайности: у нас вообще, судя по еженедельному плану работы правительства со СМИ, очень любят игру слов, оксюмороны и другие средства привлечения внимания филологов. Турне по литературе тоже было – целых 87 мероприятий всё в том же упомянутом плане. Как следствие, примерно такое же ощущение, как от посещения 87 городов за год – ничего нельзя вспомнить, половина названий забыта, а большая часть программы изначально рождала в голове вопрос: «Зачем?»

План вообще вызывал дикое количество вопросов: почему, например, в нем отмечены мероприятия в честь 105-летия со дня рождения Александра Твардовского и Ольги Берггольц – поэтов, безусловно, замечательных, но не имеющих отношения к Саратову (не говоря уже о том, что 105 лет – дата сомнительная для юбилея), а Константин Симонов, проживший несколько лет в нашем городе и родившийся 100 лет назад, почему-то проигнорирован? У Симонова, конечно, очень неоднозначная репутация, но кого волнуют подобные мелочи? Оказалось, что о писателе попросту забыли. Потом, правда, вспомнили и провели несколько мероприятий, но осадочек остался.

Самое главное, впрочем, не это, а то, что при всех стараниях чиновников едва ли можно сказать, что в Саратове было проведено хотя бы одно новое знаковое мероприятие, объединившее большое количество местных жителей. Хотя наверняка в этом плане делалась ставка на книжный фестиваль-ярмарку «Волжская волна» (июнь), который позиционировался как мероприятие федерального уровня. Но с «Волжской волной» случилась почти фарсовая история: во время ее проведения всё внимание на себя перетянул один из гостей – Александр Проханов, который вместе с членами Изборского клуба посетил энгельсскую авиабазу дальней авиации ВВС России и подарил экипажу бомбардировщика «Изборск» икону. И всё бы ничего, если бы на т. н. иконе Державной Божьей матери «Победа» не было Сталина с маршалами, а местный клирик по неопытности не совершил моления перед неканонической иконой. На событие тут же откликнулась Саратовская митрополия, обвинив Проханова в провокации, на что он ответил едкой отповедью и под конец намекнул, что церковь может отречься от Путина. К сожалению, как часто и бывает в жизни, от события больше всего запомнилась именно эта история.

Хотя, безусловно, назвать мероприятие провальным язык не повернется, потому что самое главное – ярмарка – состоялось. Известный факт: до провинции доходят крохи книжной продукции в основном от двух издательств-монополистов. Так что возможностью познакомиться с редкими, доступными только в интернет-магазинах и за большие деньги книгами действительно стоило воспользоваться. Однако ажиотажа не было, и простуженные продавцы (торговать три дня летом в ледовом дворце «Кристалл» – не такая уж хорошая идея, как, видимо, казалось на первый взгляд организаторам) уехали восвояси.

Не всё ладно было и с литературно-музыкальным фестивалем «Саратовская осень» (октябрь). Несмотря на разнообразную программу и приезд именитых гостей вроде Петра Алешковского и Игоря Волгина, мероприятие оставило двоякое впечатление из-за организации так называемого народного поэтического слэма. Участникам слэма пришлось ждать московских гостей, после чего стало понятно, что никакого турнира не намечается, а местным авторам дадут возможность немного почитать стихи в перерывах между выступлениями ведущего – шеф-редактора издательства «Рипол-Классик» Юрия Крылова, время от времени учившего местных поэтов не прибегать к верлибру, а потом прервавшего вечер без всякого предупреждения. Тут, как говорится, комментарии излишни.

Впрочем, это было не единственное мероприятие, вызвавшее у публики и представителей культуры вопросы. Отметим лишь, что на проходившей 14 января коллегии министерства культуры художественный руководитель областной филармонии Анатолий Катц назвал «Саратовскую осень» кошмаром и сказал, что не понял этот фестиваль. Министр культуры Светлана Краснощекова ответила, что первый блин часто выходит комом. Будет ли второй? Не будет ли он комом?

А вот что прошло на вполне хорошем уровне, так это презентация федерального детского просветительского проекта «Уездный город N» (сентябрь), благодаря которому в Саратов приехало и выступило перед детьми сразу несколько известных детских писателей. Это как раз тот случай, когда негромкое событие оставило после себя приятное послевкусие.

Это всё, впрочем, новые фестивали, главными действующими лицами которых стали приезжие гости. Старые же, условно локальные, прошли в штатном режиме без громких новостей – «Свободный микрофон над Волгой» (август) по-прежнему аккумулирует поэтические силы со всей области. В этом его главный и, наверное, единственный плюс. Прошедший в девятый раз фестиваль «Центр весны» (апрель) традиционно продлился три дня, собрал большое количество иногородних гостей (был даже участник из Донецка), зрителей, но так и остался незамеченным властями.

Надо сказать, что в этом году в принципе мероприятия, связанные с местной литературой, больше организовывались «снизу». Например, в августе при аншлаге прошел поэтический баттл петербургского проекта «Вышка», а в конце года всё те же люди, что организовывают «Центр весны», провели ежегодные Декабрьские поэтические чтения, которые прошли в десятый раз. Открылись они с круглого стола «Литературная ситуация в Саратове сегодня», а закончились проведением первого в России прозаического слэма. Из других достижений неравнодушных к литературе людей следует выделить издание силами друзей поэтического собрания сочинений замечательного поэта Игоря Алексеева в престижной серии «Поэтическая библиотека» московского издательства «Время». В Саратове такую книгу с таким тиражом (1000 экземпляров) выпускать бессмысленно – негде и некому продавать. Возможно, не на фестивали стоить ориентироваться нашим чиновникам?

Кино и театры

Театры жили привычной для себя жизнью: выпускали премьеры, проводили полюбившиеся зрителям фестивали – Собиновский (май) и «Звезды мирового балета» (декабрь) в театре оперы и балета, «Четвертая высота» (октябрь) в ТЮЗе. А вот академический театр драмы, как и обещалось, сделал перерыв с проведением фестиваля имени Олега Янковского до 2016 года. Впрочем, одно знаменательное событие, связанное с нашим земляком, всё равно произошло – теперь сквер у театра носит его имя. Но поклонники творчества Олега Ивановича успокоятся, наверное, только тогда, когда в центре города появится улица с его именем или памятник. А пока что памятник получил другой его земляк (не только по Саратову, но и по Большой Казачьей) – юбиляр Олег Табаков. Памятники при жизни обычно ставят вождям, но Олег Павлович тоже в какой-то мере вождь, да и, в конце концов, на скульптурах все-таки не он, а его роли – молодой Олег Савин из «Шумного дня» и кот Матроскин, чьи характерные интонации в голосе знает любой житель России.

Возможно, это не самое главное культурное событие года, но уж точно одно из наиболее масштабных и всенародных: в день открытия памятника Олегу Табакову площадь за театром оперы и балеты была забита народом, Евгений Миронов постоянно находился в движении и заряжал публику на поздравления Олега Павловича, а сам мэтр, хоть и старался выглядеть непринужденно, все-таки, кажется, волновался, особенно когда дотрагивался до Савина.

Такое народное единение наблюдалось разве что на фестивале исторической реконструкции «Один день из жизни средневекового города» (5 сентября), посвященном золотоордынскому Укеку. Несмотря на то что жителям города пришлось ехать очень далеко, на мероприятии побывало около 27 тысяч человек, по сведениям полиции. И это было оправдано: замечательная атмосфера, масса интересных поводов занять себя и детей, огромное количество торговых лавок, недорогая еда и вода, красивые виды на Волгу и несмотря на огромный поток людей абсолютное отсутствие инцидентов. Всё это показало, как нужно делать масштабные мероприятия (да еще и в полевых условиях), чтобы дарить людям радость.

Но вернемся к театрам – вернее, к кинотеатрам. По традиции одним из главных событий года стали телекинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Прошел он вопреки, нежели благодаря. Как известно, фестиваль давно испытывает материальные трудности, а почти всё финансирование осуществляется за счет помощи предпринимателя Аркадия Евстафьева и его холдинга «Энергетический союз». На упоминавшейся ранее коллегии минкульта Светлана Краснощекова назвала проект «частным» и довольно ясно дала понять, что министерство на данный момент не в состоянии финансировать фестиваль, как раньше. Печально, но факт. Именно из-за проблем с финансированием в этом году фестиваль стартовал непривычно поздно, в конце октября – начале ноября. По словам директора фестиваля Татьяны Зориной, они не могут конкурировать с другими престижными фестивалями, проходящими в середине сентября. Всё это, конечно, печально, и остается только надеяться, что в 2016 году «СарСтрад» вновь покажет, почему считается одним из важнейших культурных событий города. Планка качества, к счастью, пока не падает.

Современное искусство

Вернее, речь о центре современного (изобразительного) искусства. В прошлогоднем обзоре мы писали: «...создание центра современного искусства почти наверняка станет главным событием того года, когда этот центр появится. Если появится». Так вот, пока он не появился. Вернее, появился и даже появились, но явно не там, где можно было ожидать.

А ожидали его на месте провиантских складов братьев Рейнеке в Рабочем переулке. И вдруг в начале апреля склады загорелись. Как установило потом ГУ МЧС, причиной стал поджог. Это, впрочем, не помешало минкульту еще какое-то время помуссировать тему о создании Музейного квартала, о планах его реализации даже говорили на специальной пресс-конференции, а потом всё как-то само собой улеглось: выяснилось, что предложения местных инвесторов, готовых спонсировать создание музейного комплекса, оказались несерьезными. А ведь даже высказывалась идея о расселении находящегося рядом знаменитого дома-коммуны на Провиантской – мол, под авангардное искусство лучше здания не найдешь. Впрочем, в воплощение этой инициативы не верится уже совсем. Да и выдвигалась она не чиновниками, а лишь прозвучала на экскурсии для участников конференции «Искусство и власть».

Однако природа не терпит пустоты. Еще в самом начале 2015 года в Саратовском областном доме работников искусства открылась галерея современного искусства «ИМХО» и центр визуальных искусств «Медиатека»-М48. Как показало время, именно они и стали главным культурным событием года – хотя бы по той причине, что у них просто нет аналогов. В галерее уже прошло несколько заметных выставок, неизменно вызывавших зрительский ажиотаж (совсем скоро откроется новая, посвященная ЖКХ), а «Медиатека» исправно проводит публичные лекции о современном искусстве.

Конкуренцию им мог бы теоретически составить центр «Речпорт» на Фабричной, но ему помешало даже не месторасположение (нахождение центра современного искусства в промзоне как раз типично), а, по всей видимости, слабый интерес создателей к своему детищу: проработав всего несколько месяцев, проект прекратил свое существование еще летом.

И всё же несмотря на провал «Речпорта» нельзя не отметить, что с каждым годом деятели культуры самостоятельно стараются решать такие важные организационные вопросы, не прибегая к помощи властей. Так надежней. И неважно, что это – центр современного искусства или поэтический фестиваль. Остается только процитировать Романа Арбитмана: «Год литературы – это для чиновников. Чиновнику нужно отчитаться. Безусловно, они все отчитаются и получат какие-то награды. К литературе это не имеет никакого отношения. К литераДуре – возможно».

P. S. И под конец – о печальном. В 2015 году саратовская культура лишилась некоторых своих деятелей. 24 февраля умер художник Руслан Лавриненко. 25 мая не стало Николая Янковского – заслуженного работника культуры РСФСР, заместителя директора театра «Теремок», родного брата Олега Янковского. 30 июля внезапно ушел из жизни специалист по истории и философии культуры, кандидат философских наук, доцент СГУ Александр Парфенов. 6 сентября скоропостижно скончался народный артист России, ведущий мастер сцены академического театра оперы и балета Владимир Верин. 27 сентября ушел из жизни поэт Иван Малохаткин. В начале декабря скончался заслуженный художник России Борис Давыдов.