Несмотря на кажущуюся архаичность
По традиции в этот день лучшим (с точки зрения чиновников министерства) в профессии людям вручили грамоты и благодарности, после чего были подведены итоги и определены планы на будущее. Забегая вперед, отметим, что планы на будущее мрачные. А аргументированная дискуссия пресс-секретарей и журналистов показала, что проблема журналистов с получением информации от исполнительной власти до сих пор не решена и, видимо, в ближайшее время решена не будет. Зато теперь у пресс-секретарей есть новое занятие – создавать для СМИ интересные информационные поводы, поскольку программа информационного партнерства больше не работает.
Начинать любые мероприятия с небольшого кофе-брейка – славная традиция. Это еще со времен Дмитрия Федоровича Аяцкова известно, что голодный журналист – злой журналист. А если его хорошо накормить, то он, может быть, и подобреет. Приятно, что при нынешнем министре информации и печати эту традицию соблюдают и предваряют коллегию чаем, кофе, маленькими пирожками с капустой, тающей во рту шарлоткой с яблоками и бутербродами на шпажках. Правда, тут есть одно но: на сытый желудок, да еще и с мороза, очень хочется спать. Так что настроение у акул пера стало доброе, но сонное, а доклад министра Натальи Линдигрин по итогам года работы министерства, обильно приправленный цифрами, этому тоже немало поспособствовал.
Сонное море цифр
Однако из этого доклада мы узнали, что за 2015 год по сравнению с годом 2014-м количество материалов о работе правительства региона выросло на 30% (почти до 19 тысяч материалов), ответы на запросы «практически в онлайн-режиме на 70% увеличили количество комментариев руководителей органов исполнительной власти во всех видах СМИ». Или, например, про то, что было опубликовано 319 интервью тех же самых руководителей, и про то, что 129 раз представители власти встречались с журналистами в формате пресс-конференций.
Также министр отчиталась за выполнение программы по информационному партнерству власти и средств массовой информации: на 202 проекта в 64 СМИ было потрачено 42,826 млн рублей. В 2016 году эта программа действовать не будет – денег на нее нет. То есть никаких конкурсов информационных проектов, никаких грантов от областного бюджета редакциям газет, радиостанций и телеканалов и, главное, никаких скандальных выяснений – кому и почему дали больше, а кого обидели и обошли. Так что, с одной стороны, это даже неплохо. А вот с другой стороны, и нехорошо, поскольку масса районных изданий жила как раз за счет грантов от областного правительства.
Кстати, общий тираж районных газет – и это тоже цифра из доклада министра – сейчас составляет 124 тысяч экземпляров. К сожалению, не все жители Саратовской области имеют возможность купить свежую прессу (районные или областные издания), и не все могут позволить себе оформить годовую подписку. И тогда газета клеится на информационный стенд. Таких стендов по области почти 200, 20 из них в Саратове. И «несмотря на кажущуюся архаичность» этот способ позволяет увеличивать аудиторию изданий, освещающих деятельность областного правительства, как сказала министр.
Бюджет министерства на 2016 год сократился в 2,5 раза и составил 42 млн рублей, об этом сообщила заместитель министра Светлана Бакал, рассказывая о планах на предстоящий год. Израсходованы они будут на издание нормативно-правовых актов и ряд других статей, в числе которых творческие конкурсы для СМИ, а также премии и стипендии губернатора области для молодых журналистов и ветеранов отрасли.
О бедной судьбине замолвите слово
Что касается взаимодействия с редакциями, то тут придется креативить. Приблизительный план мероприятий на год уже составлен, а еженедельный план будут каждый день уточнять и корректировать, дабы ни одно мероприятие не осталось не замеченным. Кстати, сама коллегия тоже не была внесена в еженедельный план, и всех журналистов приглашали на заседание, делая обзвон по телефону и выкладывая объявления в социальных сетях.
Естественно, пресс-секретари тоже обещают стараться генерировать интересные информационные поводы для СМИ. Александр Колоколов из областного минздрава зачитал целый план-отчет на тему, как он собирается привлекать средства массовой информации к освещению деятельности министерства. Вот кто громче и лучше всех выступал, так это представитель министерства экономического развития области Леонид Негматов. До недавнего времени он был пресс-секретарем ведомства, а сейчас переквалифицировался в советники министра. Он всех разбудил, громко объявив, что пресс-секретарь в некотором роде Труффальдино из Бергамо, то есть слуга двух господ: надо и журналисту угодить с эксклюзивным комментарием от министра вот прямо сейчас, и министру – чтобы корреспондент был проверенный, приходил, когда удобно чиновнику, и писал всё под диктовку. А пресс-секретарь, значит, вертится как уж на сковородке, хотя у него и так полно других обязанностей, кроме как отвечать на запросы, которых в хороший день приходит по четыре штуки, с количеством вопросов от трех до семнадцати.
Вообще пресс-секретари любят жаловаться на свою работу – и дедлайн у них только при увольнении или внезапной смерти, и запросы от журналистов на диссертацию тянут, а тут надо еще и мероприятие провести. Но работа вас не выбирала, вы ее сами выбрали. И хоть с посылом негматовской речи немногие из коллег согласятся, было бы здорово однажды увидеть Леонида в политике. Такой яркий оратор пропадает!
Лучшие просто работают
Что касается взаимодействия власти и СМИ, то можно вести какие угодно разговоры на заседаниях коллегий или вне их, картина не меняется всё равно: доступ к информации получают те, к кому лояльно относится руководитель министерства. И Наталья Линдигрин может сколько угодно требовать имя пресс-секретаря, отказавшего в ответе или задержавшего его, и имя министра, который не выходит на контакт, не в ее силах эту ситуацию изменить. Она, в конце концов, не губернатор Аяцков, который на своих министров повлиять мог и влиял. Только министерство промышленности и энергетики региона – одна из немногих структур, где никогда не откажут в комментарии, в срок предоставят необходимую информацию и подскажут, к кому обратиться, если запрос «не по адресу». Кстати сказать, пресс-секретарь минпрома Светлана Корсукова не имеет привычки жаловаться свою работу. Потому что профессионалы не жалуются. Они просто делают свою работу.