«Рой Андерссон. Похвала банальности»

Оценить
В тихий Саратов после неспокойного Туркестана

петербургском издательстве «Сеанс» вышла книга Антона Долина «Рой Андерссон. Похвала банальности» тиражом в 500 экземпляров. Если бы это была книга Роя Андерссона «Антон Долин», тираж ее в России наверняка был бы на порядок больше: так уж вышло, что Антон Владимирович у нас в стране гораздо популярнее, чем его герой – шведский режиссер. Долин родился в 1976 году, окончил филфак МГУ, защитил диссертацию по литературоведению, позже работал корреспондентом на радио «Эхо Москвы», однако в конце концов стал профессиональным киноведом и кинокритиком.

«Кино просто я любил – не сильнее, чем что-либо еще, – признается он потом в телеинтервью, – но так вышло, что в тот момент, когда я начал заниматься журналистикой, в моих культурных интересах, весьма разнообразных, кино занимало первое место. Я никогда не был киноманом, никогда кино не учился, просто так совпало: я понял, что можно аккредитоваться и поехать на Каннский фестиваль. И поехал. Это случилось в 1999 году. Если бы этого не произошло, я мог бы быть, например, каким-нибудь политическим обозревателем». Скорее всего, это все-таки метафора, но так или иначе Долин нашел свою стезю. К 2015 году он уже – автор сотен статей и рецензий, а также книг, посвященных Ларсу фон Триеру, Такеши Китано, Алексею Герману и современному кинопроцессу. Широкой публике Долин известен благодаря участию в популярной программе «Вечерний Ургант»...

В отличие от Долина, герой его новой книги Рой Андерссон (1943) – режиссер-постановщик пяти полнометражных фильмов («Шведская история любви», «Гилиап», «Песни со второго этажа», «Ты, живущий» и «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни»), нескольких короткометражных фильмов и более трехсот рекламных роликов – с самого начала знал, что будет заниматься кино. С первого захода он не смог поступить в стокгольмскую Кино­школу (был слишком молод), но второй раз, уже после достижения 24 лет, он все-таки поступил туда и окончил ее. Ныне его фильмы стали призерами Берлинского и Венецианского фестивалей. Книга о нем, вопреки несколько провокационному ее названию, выстроена отнюдь не банально. Первая часть – это киноведение пополам с интервью, вторая – киноведение по преимуществу, а третья (быть может, самая любопытная) – своего словарик: герой книги высказывает свои суждения по поводу самых известных шведских культурных и торговых брендов (тут и Астрид Линдгрен, и Стиг Ларссон, и Август Стриндберг, и ABBA, и Volvo, и IKEA). Завершается книга выдержками из двух эссе самого Роя Андерссона, здесь в сжатом виде обнародован круг предпочтений режиссера и сформулировано его авторское кредо. Поскольку и герой книги, и ее автор – люди неординарные, это издание, скорее всего, будет интересно даже тем, кто не видел ни одного фильма Роя Андерссона. Потом их наверняка захочется посмотреть.