Исходя из роста доходов населения
В предвкушении новогодней поездки мы впали в ступор, увидев цены на дорогу до стартовой точки нашего круиза. Они показались неподъемными: стоимость купе в фирменном поезде Астрахань – Санкт-Петербург – 9433 рубля! Цена проезда в купе до места отдыха и обратно оказалась сопоставимой со стоимостью шестидневного круиза на пароме по Балтике.
Впервые за много лет мы решили наказать монополиста за беспримерную жадность и ехать в плацкартном вагоне – по 3500 рублей на нос. Жаба заела: 14 тысяч в плацкарте или 38 в купе на двоих – две большие разницы.
Вспоминали, как начало 2011 года мы провели в Санкт-Петербурге, но тогда цена купейных билетов не повергла нас в шок. Вероятно, за пять лет ценовая политика РЖД усовершенствовалась. Что побудило меня обратиться на сайте РЖД к главе этого замечательного ведомства Олегу Белозерову. Я поинтересовалась у Олега Валентиновича, не кажется ли ему, что тарифы на проезд противоречат линии партии и правительства на развитие внутреннего туризма. И в доказательство привела пример, как ехала весной в купе до Москвы в гордом одиночестве весной 2015-го, а годом раньше в конце апреля мы прокатились в купе вдвоем с мужем.
Ответ пришел от заместителя начальника управления маркетинга и тарифной политики АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) М. Е. Глазовой.
Госпожа Глазова разъяснила, что у них всё по закону, тарифы регулируются правительством. Свою лепту вносит ФПК, которая «вправе самостоятельно устанавливать тарифы на перевозки пассажиров в вагонах СВ и купейных вагонах». На основе общей макроэкономической ситуации, опираясь на данные Минэконома РФ, «установленные исходя из роста номинальных денежных доходов населения и уровня инфляции».
А поскольку поезд Астрахань – Санкт-Петербург фирменный, то тарифы в нем установлены «с предельным индексом 1,5». Есть еще «коэффициент графика гибкого регулирования тарифов» (ГГРТ). Это когда в пик туристического сезона, летом или в новогодние каникулы цены на билеты увеличивают. Чтобы потенциальным туристам жизнь мёдом не казалась, а РЖД побольше извлекла выгоды. В январе ГГРТ составил 1,1.
Вероятно, в ФПК считают пассажиров купейных вагонов буржуями. Поезд Астрахань – Санкт-Петербург следует через областные центры Волгоград, Саратов, Тамбов. Во всех этих городах не нашлось достаточно желающих, чтобы заполнить купейные вагоны. Купе «без признаков фирменности» по 6000 рублей из Саратова всё же раскупили.
Я проверяла на сайте РЖД накануне отъезда: плацкартных билетов не было, зато купейных на 2 января и на дату возвращения 8 января было больше сотни. Например, 8 января в 8-м вагоне было семь свободных купе из девяти! Справедливости ради отмечу, что это рекорд. В других вагонах свободных купе было меньше, но во многих ехало меньше четырех пассажиров.
Выходит, фирменный поезд провез через всю европейскую часть страны три вагона воздуха. Почему-то казалось, что железная дорога изобретена для перевозки людей и грузов.
Перед отъездом из Петербурга мы поинтересовались: вдруг нераспроданные билеты в купе подешевели? Напротив, они подорожали рублей на 600.
В плацкартных вагонах многое делается, чтобы сделать поездку незабываемой и склонить пассажиров к путешествиям в купе. Например, поддерживается температура выше 30 градусов. 54 потеющих пассажира, местами сопящих и даже храпящих. Что поделаешь, надо терпеть. За разницу в 24 тысячи между плацкартой и купе мы и не такое вытерпим!
В Питере все столбы около вокзала пестрели объявлениями о дешевом размещении. Хостел по 300 рублей в сутки. Зазывалы вдоль Невского проспекта рекламировали вполне доступные экскурсии по городу Петра и окрестностям. Далеко не все желающие из Саратова и других волжских городов смогли попасть в гостеприимный центр туризма в новогодние каникулы. Низкий поклон за это РЖД!