Смело в бой пойдут?

Оценить
Глупые советы умным властям

На минувшей неделе президент Владимир Путин провел совещание по экономическим вопросам. И сказал он на нем министрам российского правительства, что «нужно быть готовыми к любому развитию ситуации». И еще сказал, что «это не значит, что мы должны резко что-то сейчас менять», «но, повторяю еще раз, хочу это подчеркнуть, мы должны быть готовы к любому развитию ситуации». Ничего не ответили Владимиру Путину министры российского правительства. Побоялись, наверное, смотреть в страшное будущее. Но кто нам мешает самим заглянуть в ту даль туманную?

Можем вообще отказаться от их долларов и евро

Чего точно не будет в 2016 году, так это превращения рубля в мировую конвертируемую валюту. Чтобы иностранцы поверили в наш рубль и захотели делать в нем свои накопления, нужно было постараться держать цены стабильными хотя бы 5–6 лет подряд, а эта мечта становится с каждым годом всё розовее и розовее. А чтобы наши торговые партнеры попросили торговать с нами за рубли, их нельзя обесценивать по отношению к общепринятым мировым валютам. Этого Россия уж точно не может никому гарантировать, с тех пор как ее ЦБ заявил, что будет бороться с инфляцией (то есть с повышением цен), а на девальвацию закроет глаза.

В 2015 году даже самым упертым стало ясно, что до мировой валюты российскому рублю еще ковылять и ковылять на своей одной ноге . И не исключено ведь, что именно эта одна нога в символе и сделала рубль таким неустойчивым в мире финансов. Раз хотели вписать его в мировую финансовую систему, надо было ставить на две: писать R и не выпендриваться с русскостью.

Но с другой стороны, после того как рубль потерял в 2016 году все надежды стать мировой валютой, можно же в отместку все чужие денежные единицы из страны выбросить. Запретить вообще наличные валютные операции в России. Да, конечно, тысячи кассиров обменных пунктов завопят, что они остались без работы и теперь им не на что кормить детей. Но что такое в масштабах государства эти тысячи голодных кассиров, если на другой чаше весов останется державная гордость от того, что россияне перестали даже мечтать в долларах, не то что думать.

Долларов этих и евро в России становится, кстати, всё меньше физически из-за того, что наши товары – нефть, газ и другие полезные ископаемые – разные страны покупают всё меньше и по более бросовым ценам. Даже родная сестра Украина совсем обнаглела, заявив, что обойдется в 2016 году без российского газа. А двоюродная сестрица Германия, чтобы сделать нам «козу» и не дать за наш газ привычные евро, докатилась до того, что снова собралась топить себя углем. И если тенденция сохранится, то скоро нам нечем будет расплачиваться с западом за лекарства, например. Можно, конечно, сработать на опережение. И совсем отказаться от ненавистных долларов и евро. Самосанкцию такую наложить и не использовать их в расчетах. Не хотят другие страны рублями расплачиваться с нами, пусть продуктами отдают – по списку. Пармезан нам не нужен (большинство населения его, настоящий, и не нюхало никогда), ножки Буша тоже пусть себе оставят (у нас свое птицеводство дает 105 процентов от потребностей, как сказал недавно сенатор Сергей Лисовский). Но вот молоко сухое из других стран пока возьмем (свое пока почти все белорусское потому что). И от семян для посадки российского картофеля не откажемся, потому что свои разводить разучились (не очистками же от египетской картошки газоны в городах засаживать).

Ждем второе пришествие Аяцкова

Полный список продуктов питания для населения, которое в путинские стабильные годы превратилось в нацию обжор, составят в российском правительстве. Хотя почему на правительство надо эти труды возлагать? Гораздо логичнее поделиться этим полномочием с губернаторами. Они лучше знают, чего не хватает в каждом регионе и что в ответ на эту нехватку можно предложить. Газ и нефть не трогать! Ими, само собой, рулить продолжит федеральный центр.

Что можно продать из Саратовской области? Во-первых, растительное масло, во-вторых, майонез, в третьих, стекло. Не верите? Сами подумайте. Заводы для производства маслопродуктов у нас есть. Пашня для выращивания подсолнечника, рыжика, сафлора, кукурузы и сои есть – площади под этими культурами легко можно увеличить в два раза. Со стеклом перспективы тоже хорошие. Производство пока работает, а песка самого разного в регионе навалом.

А еще у нас есть сырье для производства мышьяка. Помните, как хотел его производить после окончания уничтожения химоружия в Горном губернатор Дмитрий Аяцков? А потом целых два саратовских губернатора не сумели это оставшееся от химоружия сырье до ума довести. Ну вот и пришло, стало быть, время Дмитрию Федоровичу за большие дела браться.

Если сбудутся пророчества российского министра финансов Антона Силуанова (а такие люди просто так людей не пугают), то он нам пообещал 1998 год. Что там было, кроме обесценивания рубля в три раза? Выплата зарплат бартерными товарами, вмиг подскочившие цены на всё. Кто-то будет спорить, что команда Аяцкова – спецы по работе в такой ситуации? Выпечку социальных хлебов они организовывали. И заполненный людьми «Локомотив» на играх «Сокола» – их рук дело.

Кто там вместе с Аяцковым работал? Сергей Шувалов, Владимир Марон, Александр Степанов, Александр Мирошин... Все сейчас не большими делами заняты, между прочим. Но вряд ли верят, что к ним с поклоном придут, упрашивая удержать Саратовскую область на краю пропасти. Но Дмитрий-то Федорович своим крестьянским балтайским носом уже унюхал ветер перемен. И объявил на днях, что скоро будет снова в политике. Да и нынешний губернатор Валерий Радаев это цунами, похоже, чувствует. Не зря же поторопился объявить 2016-й Годом хлебороба. Может Валерий Радаев Хлеборобу с большой буквы уважение оказать, сваливаясь нежданчиком на его голову в пять утра с вертолета, да за столом со стопкой водки под кашу с соленым огурцом посидеть, смелые разговоры разговаривая? Вот то-то и оно. А Аяцков может! И если завтра вдруг вернут выборы губернаторов и запретят на них подтасовывать-подкручивать-приписывать, то у него есть очень реальный шанс вернуться к рулю.

Поураганим?

Идея с возвратом выборов губернатора не такая бредовая, как кажется. И выборы эти народу могут вернуть так же одномоментно, как и отняли. А что, терроризм в России победили, и битва с ним уже идет на очень далеких от родины рубежах. Добиваем, говорят по ТВ, гадину в самом ее логове. Но это идеология, которую можно оспаривать, если кто отважится. Гораздо серьезнее возврат губернаторских выборов может быть связан с экономической составляющей нашего российского положения. Уже упомянутый Антон Силуанов, который в последние дни стал главным глашатаем плохих новостей, заявил, что сократить российский бюджет более чем на 10 процентов не получится. А 10 процентов сокращения ничего не дадут.

Убить всех рядовых пенсионеров страны одномоментно у правительства не получится. Даже если завод в Горном начнет работать в три смены, выпуская качественный мышьяк. Значит, динамика их численности резко вниз не пойдет. А пенсии платить в привычном размере пары прожиточных минимумов государству будет всё труднее. Придется правительству применить более гуманный способ сокращения этих выплат. Резко поднимать пенсионный возраст и отменять выплаты пенсий работающим. Ничего страшного в этих мерах нет. В конце концов именно 50–60-летние активнее всего стремятся вернуться в Советский Союз, тоскуют о Сталине, кричат про крымнаш и сириянаш и заверяют гордо, что русский народ крепкий и все невзгоды выдержит.

Еще один способ уменьшить бюджетные расходы состоит в том, чтобы платить зарплату учителям не раз в месяц, а раз в квартал. Кому не нравится такой подход, могут купить патент на год за смешные 10 тысяч рублей и репетиторствовать. И бюджету на самом деле, чем больше будет недовольных, тем лучше.

Прогнозировать, у кого что можно отнять, гораздо увлекательнее того, кому что дать, как это было, когда стоимость нефти зашкаливала, и мы чувствовали себя хозяевами жизни. Отнять можно собственность в виде квартир. Не с автоматами, конечно, сразу приходить на порог, а экономическими методами воздействовать, подняв налоги на собственность сразу раза в три-четыре. Кому трудно платить, те пусть передают свои квадратные метры в государственную собственность. Их можно перераспределить жителям аварийных домов, ведь за государственные деньги расселять их в наступившем году вряд ли получится. А въедут люди, десятилетиями ждавшие новоселья, в новые квартиры – и до земли поклонятся власти за заботу и справедливость. Из них и сложится новый электорат.

Коммунисты вот предлагают отменить плоскую шкалу подоходного налога. Понятно, что для российского правительства себе дороже на такое решиться. Потому что это как бы отказ от собственных путинских достижений. Удачную налоговую реформу на первом его сроке провели. Но можно ведь передать решение о размере подоходного налога на региональный уровень. Этот налог делится между муниципальными и региональными бюджетами и не идет в федеральный центр. Так что логично, если один губернатор примет решение ввести прогрессивную шкалу, а другой просто сделает всем подряд НДФЛ не 13 процентов, а 20. Ну а если народ возмутится, то федеральную власть эти тонкости волновать особенно не должны. Она всегда может сказать: сами выбрали такого губернатора, не мы его вам прислали, на него и пеняйте.

Опасения на предмет того, что регионы, если у них всё пойдет складно да ладно, вый­дут из-под контроля, беспочвенны. Потому что правоохранительные органы, у которых на каждого губернатора есть своя папочка, где записаны коррупционные прегрешения, останутся в федеральных руках. Ну а если народ в отдельно взятом регионе посмеет всерьез разбушеваться, то у федерального центра есть полиция и армия. Затраты на эту опору режима сокращать никто не собирается и без наших глупых советов.

Оптимистическая трагедия

Продуктов будет в достатке, но они станут дорогими

Александр УльяновАлександр Ульянов, заслуженный экономист РФ, кандидат экономических наук, экс-министр экономики Саратовской области:

– Сегодня экономика всех стран попала в зону турбулентности. В США продолжают падать доходы населения. В Китае наблюдается сокращение темпов развития, и сейчас правительством принимаются меры от девальвации юаня до ограничения конвертации валют. В странах ЕС более или менее нормально с экономикой только в Германии. И так далее. Не обошла стороной турбулентность и экономику России.

Турбулентность экономики – новое явление, теорий выхода из турбулентности ещё не разработано. В этих условиях наиболее эффективно пока так называемое ручное управление. Однако каждая страна использует разные механизмы такого управления.

Правительство России многое делает в этих непростых политических и экономических условиях. Центробанк наконец-то начал расчищать банковскую сферу, отзывая лицензии у проблемных банков. Делать это нужно было раньше, но лучше поздно, чем никогда. Осуществляется поддержка регионов бюджетными кредитами. Расширился госзаказ. Началась подготовка к финансированию сельскохозяйственных работ. Наверняка будет вторая индексация пенсий. Однако 2016 год легким для страны не будет. Задача – не допустить обвала экономики.

У региональных экономик свобода маневра в 2016 году ограничена федеральными нормативными актами. Ждать прорыва в отдельно взятой области не приходится. В рамках полномочий правительство Валерия Радаева успешно справляется с ситуацией. Министерства экономики, сельского хозяйства и промышленности, министерства социальной сферы лоббируют интересы Саратовской области в федеральных министерствах и ведомствах. На решающие переговоры выезжает губернатор. Эта повседневная, постоянная, нелегкая работа населению мало известна. Да и по большому счету ему и не интересна. Но именно она увеличивает объёмы заказов у саратовских предприятий, добавляет финансирование сельского хозяйства и социальной сферы против первоначально запланированных федерацией объемов.

В 2015 году предприятия ВПК получили большое количество оборонных заказов. Увеличилась загрузка предприятий, повысилась заработная плата у работников. В 2016 году эта тенденция сохранится.

Большие надежды в области – на сельское хозяйство и связанные с ним перерабатывающие предприятия. Озимые пока в хорошем состоянии. Проводится снегозадержание. Началась подготовка к посевной. Есть проблемы с лизингом сельхозтехники, связанные с федеральным законодательством. Высоки ставки кредитования. Но бюджетная сельхозподдержка сохраняется.

Большие трудности будут у малого бизнеса. Считалось, что малый бизнес будет развиваться в средний, а средний в крупный, и в результате расширится налогооблагаемая база. На практике этого не происходит. В целях снижения налогов собственники малого бизнеса открывают новые малые предприятия и управляют уже несколькими маленькими фирмами. Появились уже холдинги малых предприятий, находящихся на льготном, по сравнению с крупными предприятиями, налогообложении.

Покупательная способность населения в 2016 году не увеличится. Это скажется на сжатии ассортимента предлагаемой продукции, и прежде всего непродовольственной сферы.

Пищевой продукции будет в достатке, однако за счет инфляции цены на неё будут возрастать.

В этих условиях основная задача работодателей и областного правительства на 2016 год – создание новых рабочих мест, прежде всего на предприятиях ВПК, пищевой и перерабатывающей промышленности, в сфере услуг.