Шок и паника
Чтобы понять, с каким настроением люди встретили наступивший год, понять их ожидания и оценить их предвыборную активность, мы обратились к саратовцам со следующими вопросами.
1. Чего вы ждете от 2016 года?
2. Готовы ли вы участвовать в протестах, если ваше экономическое положение ухудшится?
3. Интересны ли вам выборы 2016 года? Примите ли вы в них участие?
Анна Мухина
В опросе приняли участие люди разного возраста и разного социального положения. Но, увы, общее настроение выходит, скорее, подавленное, ожидания мрачные, желание выразить свой протест есть, но только с грамотным лидером, который вызывал бы доверие.
Евгений Федин, сотрудник в IT-компании:
ПАДЕНИЕ ПРОДОЛЖИТСЯ
1. От 2016 года ожидаю продолжения того, что происходит сейчас. Рост цен, задержки с выплатами зарплат, угасание малого бизнеса, ограничение возможности отдыха за рубежом, повторение истории с возмущением дальнобойщиков в какой-то из отраслей. От уходящих депутатов ГД РФ, которые хотят избираться снова, жду таких законодательных инициатив, которые вызовут общественную дискуссию. Только в этом будет расчет – чтобы было что обсудить.
2. Да, в мирных протестных акциях готов участвовать.
3. Интересны. Меня назначили членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Сейчас там один из самых острых вопросов – это регламент работы комиссии (МГИК подготовил на редкость отвратительный вариант), вступивший в силу 1 января 2016 года и обязывающий обеспечить доступность мест для голосования для маломобильных граждан, а также угроза председателя ЦИК Чурова сэкономить деньги за счёт информирования избирателей.
Денис Афанасьев, некоммерческий сектор:
ЖДУ ЧУДА
1. Мои ожидания – как у детей. Я всегда жду какого-то чуда, а это в последнее время равносильно формулировке «лишь бы не хуже», так что надеюсь, что резких ухудшений не произойдёт.
2. В протестах я пока не особо готов участвовать. Внутренне я, конечно, давно протестую, а вот внешне пока как-то не складывается. Связано ли это с отсутствием толкового протестного движения или с моими какими-то страхами, сомнениями – точно не знаю.
3. Выборы мне не особо интересны сейчас, потому что исход заранее ясен. Буду ли я участвовать, зависит от списка кандидатов.
Наталья Шарова, пенсионерка:
ПАНИКА НАКРЫВАЕТ
1. Раньше особого страха не было, а в последнее время по телевизору всех прорвало: стали говорить, что у нас второй 98-й год. Обнадеживают, правда, что тогда мы к кризису готовы не были, а сейчас готовы – вот и резервный фонд у нас есть, значит, пока не закончится, протянем. Но мне видится, что резервный фонд трогать не будут до последнего, будут, наверное, всю социалку сокращать, выгребут Пенсионный фонд подчистую. Я жду февральской пенсии – если надбавок не будет, то точно всё, конец экономике. Так что у меня, честно говоря, шок. И паника началась. Тем более что в реальной жизни давно всё не сладко. Был у нас тут один хороший хозяйственный магазинчик – там всё продавалось намного дешевле, чем везде. И вот недавно его хозяин – он там сам торгует – сказал, что, наверное, придется ему закрываться. И что владельцы таких магазинчиков ожидают рост цен до 70 процентов. И так вот везде.
2. Протест... Ну, если и правда совсем прижмет, то, конечно, выйду, поддержу людей.
3. Про выборы... Только вчера думала про выборы. Конечно, это гражданский долг каждого – принимать в выборах участие. Но вот посмотришь телевизор, а там все либо дураки, либо сволочи. И за кого голосовать?
Алексей Смирнов, блогер:
ГОТОВ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОТЕСТНЫХ АКЦИЯХ
1. Моё экономическое положение ухудшилось настолько, что не даёт закрывать глаза на сложившееся экономическое и политическое положение в России. Рентная экономика Путина довела государство и население до нищеты. В то время когда Арабские Эмираты при высоких ценах на нефть старались вкладывать полученные сверхприбыли в производство, недвижимость и туриндустрию, наше правительство через офшорные схемы и семейный бизнес успешно вкладывало деньги в свои карманы, а в стране активно развивали торговлю при одновременном закрытии производств любой сферы. Зачем что-то производить, когда есть нефтедоллары? На них проще купить товар в Китае и перепродавать его здесь. А когда нефть подешевела, то можно было бы продержаться на своём производстве, но, увы, его не стало.
Мне неплохо жилось и при единой Украине. Теперь же у меня нет возможности съездить туда к родственникам. В магазинах овощи взлетели в цене. Вчера не смог найти свежие огурцы. Когда-то был маленький, но собственный бизнес. В прошлом году его пришлось закрыть. Работаю неофициально в двух местах, так как бизнес не хочет нести тяжёлое бремя по уплате налогов за сотрудников. За неуплату налогов наложили арест на регистрационные действия на мой автомобиль. Теперь даже не смогу его продать, чтобы рассчитаться с долгами.
2, 3. Готов ли после этого я пойти на выборы и участвовать в протестных действиях? Да! И буду голосовать совсем не за дедушку ПУ.
Анастасия, экс-предпринимательница, прогоревшая в кризис:
ПОДДЕРЖУ ГРАМОТНУЮ ОППОЗИЦИЮ
1. В 2016 году ожидаю глобального провала по всем статьям.
2. Что касается протестов, то я давно присматриваюсь к брусчатке близ моста и таскаю покрышки с шиномонтажек в подаренной на Новый год балаклаве. Это ирония, конечно. А если серьёзно, поддержу любую мало-мальски грамотную оппозицию. Пока я о таких знаю только в интернете.
3. Выборы интересны, но в 2018 году. А до них бы дожить и не помереть с голода. Участие приму, чтобы посмотреть на саму бутафорию выборов.
Ирина, молодой врач:
ПОДДЕРЖУ ПРОТЕСТЫ МОРАЛЬНО
1. В свете последних событий ощущение накрывающего всё кризиса, безработицы и падения курса рубля.
2. Сама в протестах участвовать не собираюсь, не отношу себя к активистам. Но всеми руками за то, чтобы митинги проводились и другие люди в них участвовали.
3. На выборы схожу, если будет время. Специально не буду отпрашиваться или нарушать из-за этого законный отдых.