Четыре балтийских столицы
Всего один процент россиян провели зимние каникулы за границей. После этого сообщения в новостях на одном из главных российских телеканалов, если это правда, меня расперло от гордости – я оказалась в числе этих счастливчиков.
Путешествие было запланировано и оплачено со скидкой по раннему бронированию в середине октября. Было это до трагедий с самолетами, тогда наши соотечественники еще не были лишены низкобюджетных курортных направлений Египта и Турции. И евро стоил в ту пору «всего» 70 рублей.
На новогодние праздники цены заграничных вояжей взлетают, и выбранный нами паромный круиз из Петербурга – не исключение, расценки на каюты с завтраком оказались примерно втрое выше обычных. Нам удовольствие обошлось примерно в 53 тысячи рублей на двоих: самая скромная каюта (внутренняя, то есть без окна, завтраки, плюс портовые сборы и медицинская страховка). Добавим расходы на получение Шенгенской визы – около семи тысяч.
Билеты на поезд – тема отдельного разговора. Скажу только, что тарифная политика РЖД, как мне кажется, кардинально расходится с линией партии и правительства на развитие отечественной туристической отрасли.
Морской круиз и речной – две большие разницы
В Санкт-Петербурге мы оказались 3 января. На троллейбусе доехали до Морского вокзала. Маршрут пролегал по Невскому проспекту и Васильевскому острову – увидели основные достопримечательности. Паром «Принцесса Анастасия» стоял у причала. Огромная толпа на регистрацию: судно вмещает 2500 пассажиров.
Мы загружались в самый наплыв туристов. Поэтому контролирующие посадку секьюрити не заметили на просветке кипятильник. И он не пополнил гору чайников и утюгов, извлеченных из чемоданов других туристов. Повезло. Согласно правилам, на паром нельзя также проносить еду. К счастью, это табу строго не соблюдается. И мы остались при своих колбасе и печенье, запасенных в поезд.
Паром принадлежит петербургской компании, и путешествуют на нем преимущественно россияне. Однако все расчеты ведутся в евро. Наверное, из-за того, что в загранпаспорте поставлен штамп убытия из России.
Речной и морской круизы, как говорят в Одессе, две большие разницы. К примеру, на волжских судах путешествуют артисты местных театров, филармоний, эстрадные коллективы. Они отдыхают бесплатно, зато радуют туристов бесплатными концертами. Народ с большим удовольствием собирается на верхней палубе и приобщается к искусству. Мне как-то посчастливилось побывать в одном рейсе с «Кристалл-балалайкой». Завсегдатаи речных путешествий вспоминали Леонида Сметанникова. Аниматоры на волжских теплоходах постоянно веселят публику различными мероприятиями: «Мисс круиз», «Лучший певец», «День Нептуна» и проч. Отдельно хороводят детишек. Стараются, чтобы народ не скучал и остался доволен. Есть салон, где можно посмотреть телевизор, а если город близко, и фильмы из теплоходной коллекции. Есть даже библиотека! И всё бесплатно!
Компания «St. Peter Line» тоже привлекает таланты. И они выступают в барах и ресторанах теплохода. Певцы, музыканты, девушки «гоу-гоу топлесс». И аниматоры тоже есть. Приобщиться к веселью просто так не выйдет, надо «бронировать столики». Это значит внести какую-то сумму в евро, чтобы ее пропить и проесть. По радио постоянно напоминают про «счастливые часы», во время которых «два коктейля по цене одного». Стоимость одного коктейля – около 8 евро. Названия самые изобретательные, мне лично врезалось в память «Су-24».
Можно оставить ребенка в детской комнате с горками и настольными играми. «Всего» 10 евро за вечер. Можно сделать прическу, мелирование, а на педикюр скидка 50 процентов от 45 евро. Можно пойти в СПА-зону. За час купания в бассейне и пребывания в сауне – те же 10 евро. В Саратове столько стоит абонемент в бассейн на месяц с посещением раз в неделю.
Выйти из каюты и бесплатно прогуляться по парому – задача не из легких. Мест, где можно смотреть за окно, совсем мало. А если вы займете удобную для созерцания окружающей действительности позицию на территории бара, тут же нарисуется официант.
Большую часть плавания мы предавались чтению в своей каюте. Выходили разве что купить экскурсии. Они, кстати, платные и на морских паромах, и на волжских лайнерах. Преимущество экскурсантов перед остальными пассажирами – первыми выйти в город. Но прежде придется выстоять очередь на пограничном контроле.
Города, где я бывал
Обычно в круиз включены Таллин, Стокгольм и Хельсинки. В рождественское плавание для вящей привлекательности добавили Ригу.
Таллин был первым. Эстонцы тщательнее всех проверяли нас на границе, старались не пустить в страну беженцев. Заставляли прикладывать пальцы к считывателю, долго ждали подтверждения, если устройство не срабатывало. Задавали вопросы. Интеллигентного вида седого мужчину с украинской фамилией спросили, давно ли он был на Украине. А ведь именно Эстония выдала нам Шенген.
Каждый город нашего путешествия привлекателен по-своему. Описывать их красоты – дело неблагодарное. Даже самая хорошая фотография не передает полностью шарма окружающей среды, тонкостей архитектуры. Для меня каждый новый город – безмерное удовольствие, положительные эмоции. Я привожу с собой воспоминания, которые нельзя отнять и которые заменяют мне любой санаторий.
Что объединяет балтийские столицы? Чистота и уют, удобное городское пространство, сохранность удивительных старинных зданий. А еще множество узких улочек, арок, проходных двориков, всего того, что делает город таинственным и привлекательным. Об этом очень хорошо в начале прошлого года говорила госдеп Ольга Баталина, представляя проект точек роста Саратова и парка «Швамбрания». Но почему-то число проходных дворов в Саратове не выросло. Исключение – дворик на проспекте Кирова у магазина «Белочка».
Таллин
В этом удивительном городе исторический центр стоит как бы отдельно. Чудесные пряничные домики, в основном двухэтажные, сохранившиеся с незапамятных времен и любовно оберегаемые, включенные в список наследия ЮНЕСКО. Черепичные крыши, шпили храмов. Центр крошечный, меньше процента от площади города. Никому и в голову не придет воткнуть высотку меж милых домиков. Неподалеку есть деловой центр с высотками. Есть и относительно новые кварталы, построенные в семидесятых-восьмидесятых годах. Нас туда не возили. Но, судя по путеводителю, дома расположены просторно, кругом много деревьев.
Горожане довольны своим мэром. Экскурсовод хвасталась, что проезд в общественном транспорте (в 400-тысячном Таллине есть автобусы, трамваи и троллейбусы) для местных жителей бесплатный. Достопримечательностью считают олимпийскую деревню, где в 1980 году были соревнования по парусному спорту. Демонстрируют здание музея оккупации. До присоединения Эстонии к России Петром I на этой территории больше двух веков хозяйничали датчане, потом немцы, были тут и шведы. А вот музей оккупации посвящен Советскому Союзу, с которым ассоциируется Россия. Немного обидно.
Рига
Латышская столица порадовала отсутствием паспортного контроля – здесь даже нет терминала. И нас выпустили с парома через вторую палубу, где перевозят машины.
Чудесный город, где сохранились старинные дома на узких улочках центра. Есть множество кварталов с домами, построенными в конце ХIХ – начале ХХ века в стиле арт-нуво, известного нам как модерн. Рига активно развивалась в это время, хоть и была частью Российской Империи. Кстати, музей оккупации в центре тоже имеется, аккурат рядом с памятником «латышским стрелкам».
Конечно, первичны зрительные впечатления, рассказ экскурсовода вторичен. Но наш гид, умница Юрис, выпускник теософского факультета, член общества реставраторов, выдавал массу интересной информации по каждому дому. К примеру, про творения рижского архитектора Михаила Эйзенштейна, отца великого советского режиссера.
Стокгольм
Замечательная шведская столица расположилась на 15 островах Стокгольмского архипелага, тянущегося на восток и включающего 24 тысячи островов. Мы проплывали через архипелаг. Чем ближе к Стокгольму, тем больше на островах загородных домов. В лесу, среди сосен. Картина необыкновенная! Домики побольше и поменьше, добротные, но без архитектурных изысков. У каждой третьей шведской семьи есть лодка. Между крупными островами курсирует паром на несколько легковых машин.
В отличие от Петербурга или Амстердама, где водная гладь – это преимущественно геометрически правильные каналы, в Стокгольме водные пространства имеют естественные очертания. И острова холмистые, а не плоские, как блин. Поэтому город выглядит очень живописно. Здесь озеро Меларен впадает (если озеро может впадать) в Балтийское море. Удивительное место, поскольку уровень озера выше на целый метр, в районе самого старого Королевского острова наблюдается сильное течение.
Экскурсовод Соня, дама в хорошем пенсионном возрасте, гордо вещала о чистоте воды водоемов в черте города. Во многих местах шведы купаются, можно ловить рыбу. Жилые дома стоят вдоль озера, и летом можно увидеть, как девушки бегут загорать в пляжных халатиках. Если, конечно, лето отличается от «зеленой зимы», напоминающей затяжную осень. При благополучном стечении обстоятельств вода может нагреться аж до 20 градусов! Утки и лебеди выпрашивают пищу у берегов. Круглогодично.
Соня сетовала, что социалистический рай, построенный шведами, скукоживается. Что медицинское обслуживание стало хуже, а в школах из-за наплыва беженцев не хватает мест. Более 40 процентов «домохозяйств» состоят из одного человека. Но это выбор шведов. Старшее поколение не рвется нянчить внуков. Бабушки и дедушки недовольны, когда дети их привлекают два раза в неделю.
На Рождество и Новый год шведы выставляют в окна светильники о семи свечах (разумеется, электрических) и белые звезды из пластика. Очень дружно – найти окно без таких атрибутов трудно.
Король в Швеции, по словам Сони, скромный. Когда собиралась замуж его дочь, парламент выставил условие: либо шикарная свадьба, либо ремонт дворца. Неприличная фантастика по нашим меркам.
Стокгольм
Хельсинки
Молоденькая экскурсовод Светлана напомнила, что Финляндия была частью России. Только в гражданскую войну везде победили «красные», а здесь – «белые». И финны стали самостоятельными. Они, впрочем, тяготели к этому давно.
Еще в период правления царя Александра II Финляндия получила собственные флаг, герб и валюту, а финский язык приобрел статус государственного. В 1894 году на Сенатской площади в центре Хельсинки установлен памятник царю-освободителю. На высоком постаменте – гордая фигура самодержца, а вдоль боковых граней постамента – четыре скульптурные группы. Памятник перекликается с саратовским монументом Александру II. Но только у нас он простоял всего 7 лет на месте памятника Чернышевскому (с 1911-го до 1918-го), а финны особо почитают память императора и памятник ему бережно сохраняется.
Хельсинки встретил морозом в 20 градусов. По завершении экскурсии нас, как водится, оставили в центре города. Удивительно, но нам не попалось ни одного магазинчика с сувенирами. Вернулись без традиционных магнитов и тарелок. Убивая время, заходили в крупные универмаги, кругом были рождественские распродажи. При нынешнем курсе евро мы чувствовали себя чужими на этом празднике жизни.
Город, безусловно, просторный и уютный. Многочисленные памятники, увесистые общественные здания, величественные храмы – всё в наличии. Поразили трамвайчики – такой узкой колеи я нигде не видела. Ну и цена проезда в трамвае: 3,2 евро, если покупать билет у водителя, и 2,7 евро – если в автомате на остановке.