В единственном экземпляре

Оценить
Подарок, сделанный «оч. умелыми» руками, – самый лучший?

Придумать, что подарить на Новый год своим родным и знакомым, ох как непросто. На помощь приходят мастера, изготавливающие различные оригинальные сувениры и другие вещицы – приятные и полезные. «Газета недели в Саратове» решила выяснить, насколько уходящий кризисный год сказался на производителях товаров ручной работы.

При полном параде

С легкой руки Людовика XIV галстук стал модным аксессуаром для дворянского сословия во Франции. А Луиза де Лавальер, фаворитка французского короля, сделала галстук предметом своего туалета. С тех самых пор галстуки великолепно смотрятся как на шеях мужчин, так и женщин.

На протяжении последних несколько лет Алексей Кошелев шьет галстуки и бабочки на заказ. «Мой отец был портным, – рассказывает Алексей. – Около 20 лет наша семья занималась пошивом классического мужского костюма и пальто. Меня приучили к швейной машине с детства. Поработать на собственном предприятии успел только полгода. Однажды в продажах наступил очередной холодный сезон, и фирма не выкарабкалась. Работу для постоянного дохода я нашёл, решил шить то, что можно изготовить в домашних условиях, но высокого качества. Наткнулся на группу в социальных сетях и понял, что на бабочки может быть спрос. Приобрел швейную машину и начал искать своих клиентов. Пока работает больше сарафанное радио. Сейчас шью бабочки, обычные галстуки и имею на этом постоянный дополнительный доход. В новом году планирую расширить ассортимент – начну шить также кожаные портмоне».

Алексей считает, что кризис не сказался на его работе: «Первое время моими клиентами были в основном друзья и знакомые. Сейчас же мою группу в социальных сетях люди находят целенаправленно. Большинство галстуков сшиты в единственном экземпляре, заказы я выполняю индивидуально, учитывая все пожелания. Чаще всего ко мне обращаются люди, готовящиеся к свадьбе. Покупают бабочки и в подарок на праздник друзьям или близким, те люди, которые предпочитают классический стиль одежды или просто хотят выделиться на общем фоне. Насколько могу судить, кризис не повлиял на работу: люди по-прежнему играют свадьбы, по-прежнему дарят подарки и хотят выглядеть красиво. Если взять для сравнения прошлый год, то цена на галстуки увеличилась где-то на 65 процентов, а мой заработок – на все 200».

Вкусно и красиво

Пенсионерка Мария Дмитриевна научилась извлекать выгоду из своего хобби – приготовления пищи. Родные всегда хвалили ее маринады. Это и натолкнуло женщину на мысль прийти на базар с консервированными огурцами и помидорами. Овощи из банки пришлись многим по вкусу, появились постоянные клиенты. «Раньше считалось, что огурчики, помидорчики, купленные у бабушек на базаре, самые свежие, без всяких нитратов-концентратов. Сейчас у многих такие пенсии, что на них не жить, а существовать разве что можно. Вот и приходится нам как-то крутиться. Но крутиться-вертеться надо честно. На обмане далеко не уедешь. Некоторые так делают: купят где-нибудь помидоры, а потом едут их на базар продавать как только что сорванные с грядки». «Жаль, что с годами мы не молодеем. Возделывать участок мне становится всё тяжелее и тяжелее. Эх, годы уже не те!»

Свадьба своими руками

Новое увлечение – декорирование бутылок шампанского – появилось у Екатерины Анискевич случайно: «Несколько лет назад я готовилась к собственной свадьбе. Я очень хотела сделать все свадебные аксессуары своими руками. Этот процесс меня увлек, и, самое главное, я осталась довольна результатами. Через полгода замуж выходила моя сестра. Она попросила украсить бутылки шампанского и на ее свадьбу. Через какое-то время наступил день рождения моей подруги. Я решила сделать и ей такой подарок. Вот так у меня появилась идея украшать бутылки на разные праздники. Заработка мое увлечение не приносит».

Но больше всего девушке понравилось украшать бутылки к 23 февраля – они были выполнены в виде военных в форме: «Оказалось увлекательно и интересно. На украшение одной бутылки тратится больше времени из-за множества всяких мелких деталей. Моя самая любимая работа – бутылка коньяка в виде морячка.

На украшение одной бутылки, в зависимости от сложности, мне требуется от одного часа до одного дня. Больше времени уходит на подбор материалов, чем на сам процесс. Например, недавно я занималась декорированием для свадьбы. Несколько дней я потратила только на то, чтобы найти носочки для новорожденных белого цвета. В Саратове их оказалось так сложно найти!» – рассказывает Екатерина.

Мыльная опера

Алена Лабунская заинтересовалась изготовлением мыла, будучи беременной. Ни о какой продаже или конвейерном производстве речи даже не велось. Потом Алена стала дарить произведенный в домашних условиях товар своим друзьям. Друзьям мыло Алены понравилось, и они просили приготовить еще, уже в подарок своим друзьям. «Я никогда не занималась никакой саморекламой. Самая лучшая и самая действенная для меня реклама – это сарафанное радио. И никогда, если честно, я бы не подумала, что мое мыло будет пользоваться таким спросом. Часто я думаю остановиться. Говорю себе «всё, хватит», но в этот момент появляются заказчики, которым я не могу отказать, и всё продолжается. В новом году планирую заняться приготовлением бальзама для губ. И опять же в первую очередь для себя, а не на продажу», – признается Алена.

Для приготовления мыла Алена использует только натуральные ингредиенты. В последнее время они сильно подорожали. Но цену на свой товар Алене удалось оставить на прежнем уровне, перейдя на использование российских продуктов. «В какой-то степени кризис все-таки сказался. Желающих приобрести мыло не стало меньше, но клиенты стали более требовательными. Перед тем как сделать заказ, они задают больше вопросов. И это правильно. Покупатель имеет право знать о приобретаемом товаре всё», – рассказывает Алена.

Закажи у меня!

Найти человека, у которого можно будет приобрести вещь ручной работы, в наше время особого труда не составляет. Большинство используют для продвижения своих товаров социальные сети. Но смущает одно: на просторах интернета таких талантливых мастеров уж очень много. Например, недавно наткнулся на профиль девушки, проживающей в Саратове. Занимается она изготовлением мыла ручной работы. В статусе у нее красовалась фраза: «Пренимаю заказы мыло ручной работы!!!!» (Орфография и пунктуация автора сохранены.) После такого призыва связываться конкретно с этим доморощенным мыловаром у меня желание напрочь отпало.

Думается мне, что такой пример не единичный. Просто еще не все у нас уловили суть: любой товар, какой бы ни был он уникальный, надо уметь красиво преподносить. Тем более что конкуренция, даже на товары ручной работы, высокая.

Курсы выживания

В кризисное время большим спросом стали пользоваться курсы дополнительных профессий, различные мастер-классы по изготовлению авторских вещей. Но так ли выгодно ли продавать хендмейд-товары в кризис?

«Учитывая, что импорт нам всё больше прикрывают, а китайские товары не всегда отличаются качеством или не всегда отвечают нашим критериям моды, то люди, умеющие шить и делать аксессуары, скоро будут просто нарасхват. Аксессуары должны быть авторскими, ведь они подчеркивают индивидуальность их носителя. Товары масс-маркета хуже справляются с этой задачей. Идеально сидящая по фигуре и отвечающая модным веяниям одежда, несомненно, будет пользоваться спросом, а мастер будет иметь успех и прибыль», – считает Дарья Михайлова, пиар-менеджер.

По мнению Земфиры Ксенофонтовой, бизнес-консультанта, самое сложное в продаже хендмейд-товаров – это правильно стартовать: «Одежда, сшитая индивидуально, всегда стоила и ценилась гораздо дороже, чем товары широкого профиля. А профессионал в любой отрасли будет достойно зарабатывать, и будет выстраиваться очередь из клиентов, несмотря на кризис либо какие-то другие факторы. Первый этап – этап раскрутки и привлечения первых клиентов, самый трудный. В этом случае хорошо срабатывает тандем. Семейный или дружеский дуэт, где один должен быть профессионалом по производству эксклюзивных вещей, а второй – гуру по настройке различных каналов распространения товаров».