Неизбежно и неотвратимо
Несмотря на то что тарифы на коммунальные услуги, регулируемые государством, вот уже несколько лет меняются в середине года, предупреждать население о грядущих переменах принято в его начале. Ну или незадолго до его наступления. В минувшую среду министр Саратовской области, председатель регионального комитета по тарифам Лариса Новикова посвятила этому вопросу свою пресс-конференцию. Где честно предупредила: «Хотим мы этого или нет, но тарифы будут расти».
Точно известно про свет и про воду
Совокупный рост цен на коммунальные услуги, который запланирован на 1 июля 2016 года, по нашему региону не превысит 4%. Хотя каждая услуга по отдельности дорожать будет по-своему. Наименьший рост обещают по газу – 2%, наибольший – по электроэнергии – 5%. С тарифами на водоснабжение ситуация выглядит более сложной и запутанной, потому что в селе рост тарифа меньше, в городах – больше, но совокупный рост стоимости этой услуги по региону не превысит 4-4,2%. Тепло подорожает в среднем на 3,6%.
Как пояснила Лариса Новикова, в структуре цены на тепловую энергию до 70% приходится на стоимость газа. Газ сначала планировали поднять на 8,5% для населения и на 7,5% – для юридических лиц. Но в октябре эти планы пересмотрели, ещё раз всё взвесили и решили ограничиться ростом в 2% для всех категорий потребителей.
«Для этого было много объективных причин. Свою роль сыграл и усиленный контроль за деятельностью естественных монополий со стороны Федеральной антимонопольной службы, – пояснила Новикова. – Но в результате снизилась планка и по росту стоимости тепловой энергии. Если раньше предполагалось, что тариф на тепло вырастет на 7,5%, то теперь рост составит 3,6% по отношению к действующему».
Кстати, конкретных цен на газ в Саратовской области министр Новикова не назвала. По её словам, цена на газ формируется из нескольких составляющих – оптовой цены на рынке, транспортных расходов и надбавки за посреднические услуги. Их стоимость определяется на федеральном уровне.
«Только когда там уже определятся окончательно, мы сможем сказать, какой цена на газ будет для наших потребителей», – уточнила Лариса Николаевна.
По тарифу на электроэнергию у Саратовского региона были довольно широкие возможности. Москва разрешила повышать стоимость этой услуги до 7,5%. Это максимум. Но в региональном комитете по тарифам до верхнего предела решили не дотягивать и остановились на росте в 5%.
«Если бы мы повысили стоимость электричества на 7,5%, то киловатт-час стоил бы 3 рубля 26 копеек. Против нынешних 3,04 рубля за кВт•ч. При росте на 5% стоимость электроэнергии будет равна 3,19 рубля за кВт•ч», – сообщила Новикова.
При этом, как отметила министр, в Саратовской области по-прежнему будут действовать льготные тарифы на электроэнергию для жителей сельской местности и для жильцов многоквартирных домов, оборудованных электрическими плитами. Для этих категорий потребителей цена кВт•ч составит 2,23 рубля (рост на 4,7%). Затрат из бюджета на предоставление льготы, по словам Новиковой, не потребовалось. Скидка производится исключительно за счёт оптимизации расходов энергоснабжающих компаний.
Стоимость услуг по водоснабжению и канализации в Саратовской области увеличится на 4,2%. Кроме Энгельса и Балакова. Здесь, в связи с утверждением инвестиционных программ водоснабжающих организаций, рост тарифа будет значительным.
В 2016 году в Энгельсе вода подорожает на 10%, услуги по водоотведению – на 20%. В Балакове – на 10 и 12 процентов соответственно.
«Это те средства, которые водоканалы обязаны истратить на реконструкцию систем водоснабжения, – сообщила Новикова. – И этот вопрос будет серьёзно контролироваться. Если по итогам года окажется, что водоснабжающая организация истратила деньги на какие-то иные нужды, то в следующем периоде тарифного регулирования тариф ей могут снизить».
Ещё весной такой же путь развития предполагался и по саратовскому водоканалу. Его тарифы предлагали поднять на 11% с той же целью – финансирование ремонта системы водопроводов. Судя по докладу Ларисы Новиковой, эта попытка не удалась. И тарифы на воду и канализацию в Саратове изменятся незначительно – на 4,2%. В денежном выражении изменение будет выглядеть следующим образом: водоснабжение – 20 рублей 56 копеек за куб (сейчас и до июля 2016 года – 19,73 руб.), водоотведение – 10 рублей 30 копеек (сейчас и до июля 2016 года – 9,8 руб.).
Тариф как стимул на развитие
Подробней Лариса Николаевна остановилась на принципах формирования тарифов. По её словам, в этом году в Саратовской области к определению, например, стоимости тепла применялся совершенно иной подход.
До сих пор стоимость услуги определялась из фактических затрат теплоснабжающих организаций, без учёта инвестиционной составляющей. Этот принцип, по словам министра, себя изживает и в современных условиях выглядит тупиковым, потому что не предполагает никакого развития компаний, не стимулирует их к повышению эффективности и так далее.
«Может быть, это связано с тем, что компании не видели своих перспектив, так как многие имели договоры сроком только на один год, – поясняет Новикова. – А те компании, которые имеют договор обслуживания на более долгий срок, на пять лет, предположим, строили какие-то свои стратегии развития».
Сейчас практика долгосрочного планирования распространяется на все теплоснабжающие организации. Но в добровольном порядке. То есть если не планирует теплоснабжающая организация никакого развития и повышения эффективности, то тариф вырастет немного – на 1–2%. Если собирается модернизировать свою производственную деятельность, ремонтировать теплотрассы, менять оборудование, то рост тарифа в этом году возможен и до 4%.
Как отметила министр, системы теплоснабжения сегодня могут сдаваться в аренду или концессию на конкурсной основе. При этом в соответствующих контрактах прописываются обязательные условия по проведению мероприятий, связанных с модернизацией системы теплоснабжения, ремонтом и заменой оборудования и коммуникаций. Такими договорами предусматривается в том числе и ликвидация неэффективных, нерентабельных котельных.
«Вот, к примеру, в Воскресенском районе у нас одна котельная загружена на 13%. Часто бывает так, что одна котельная обслуживает только один объект – детский сад, предположим. При этом расходы на газ производятся в полном объёме, а потребление составляет только 9% от мощности этой котельной», – говорит Лариса Новикова.
Правда, первое концессионное соглашение на системы теплоснабжения, по её словам, было в этом году впервые заключено в Саратовском районе. Здесь ООО «Истоки» были переданы 30 котельных. За семь лет компания обязалась вложить в модернизацию котельного оборудования 20 миллионов рублей. Тариф на теплоснабжение для граждан, находящихся в зоне обслуживания этих котельных, по словам Новиковой, расти будет так же, как и для всех остальных жителей региона.
Но несмотря на отсутствие большого количества сторонних инвесторов и концессионеров действующие теплоснабжающие организации идеей долгосрочного планирования прониклись. По словам министра, в этом году 90% всех организаций, работающих в этой сфере, заключили трёхлетние договоры.
«Компаниям это выгодно, потому что они заранее могут предположить объёмы собираемых средств и спланировать свои расходы, – поясняет министр. – И если, например, организация решит заменить какую-то часть оборудования, ну, горелки, например, и сократит этим расход газа, то тариф для неё не станет меньше, зато увеличится объём средств, который можно будет потратить на дальнейшую модернизацию, на обслуживание кредита, если компания сможет себе его позволить».
Временно неизменные
Нормативы потребления коммунальных услуг в Саратовской области на ближайший год пересматриваться не будут. По словам Ларисы Новиковой, договориться с федеральным центром в этом вопросе пока не удалось. Поэтому наш регион использует полученное ранее согласие федерального центра и оставит прежние нормативы как минимум до конца 2016 года. В методиках расчёта норматива потребления тепловой энергии, например, областной комитет по тарифам не устроило требование дифференциации по этажности дома и по дате его ввода в эксплуатацию (до 1999 года и после него).
«Когда мы посчитали, какой должна быть плата за тепло в нашем регионе при таких расчётах, то даже у меня волосы дыбом встали. В домах до пяти этажей норматив потребления должен вырасти практически в два раза. А в домах свыше 9 этажей – уменьшиться в 1,5 раза. Где логика?! – удивляется Лариса Николаевна. – Ни для кого же не секрет, что в домах старого жилого фонда, а они практически все до пяти этажей, живут далеко не богатые люди, которые просто не могут позволить себе более новое и комфортное жильё. И почему же для них плата за тепло должна увеличиться при сохранении качества самой услуги на прежнем уровне?!»
Расчёт норматива потребления по воде саратовских чиновников не устроил, наоборот, уравнением потребителей. В федеральном правительстве считают, что норматив на потребление воды должен быть одинаковым по всему региону, с чем в корне не согласны местные власти.
«У нас в области, например, семь климатических зон – где-то жарче летом, где-то прохладнее. К тому же никак нельзя сравнивать объёмы потребления воды городскими жителями и сельскими. Нельзя усреднять этот норматив, – заявила Новикова. – Кроме того, нормативы должны стимулировать установку приборов учёта, а не наоборот. А при том подходе, который предложило федеральное правительство, у нас текущий норматив, к примеру по Саратову, сократится в два раза – с 9 до 4 кубов. Да кто же будет ставить счётчик при таком нормативе?!»
По мнению правительства Саратовского региона, нормативов должно быть как минимум два. Один базовый, который должен быть равен фактическому потреблению (если реальное потребление в среднем у граждан 4 куба воды, то и норматив – 4 куба). Но применяться он должен только для тех домов и помещений, где нет технической возможности установить счётчик. А второй норматив должен быть как раз стимулирующим к установке приборов учёта и превышать базовый примерно в 2–3 раза.
[кстати сказать] Концессию поставили под вопрос? Правительство Саратовской области и администрация Саратова весь год уверенно заявляли о практически решённом вопросе с передачей в концессию саратовской системы водоснабжения. Назывались конкретные претенденты на роль концессионеров и даже сроки проведения необходимого в таких случаях конкурса. Но конкурс в течение года постоянно отодвигался – с весны на лето, с лета на осень. Потом наконец было заявлено, что до конца года передача водного хозяйства частному инвестору точно произойдёт. Тем не менее на сегодняшний день никаких конкретных результатов в решении этого вопроса нет. Есть только очередное обещание, что в начале 2016 года Саратовводоканал всё-таки в концессию сдадут. Это, в частности, пообещал экс-зампред областного правительства Валерий Сараев, претендующий сейчас на полноценный пост главы администрации города Саратова без приставки «и. о.». Кстати, есть мнение, что Сараева решили посадить в это кресло в том числе и для решения конкретно этого водоканальского вопроса. Правда, заседание Саратовской городской думы, намеченное на минувшую пятницу, на котором должны были утвердить кандидатуру Сараева на пост сити-менеджера, не состоялось. Потенциальные инвесторы, во всяком случае те, кого называли областные и городские чиновники, на запросы нашего издания о своих видах на Саратовский водоканал не ответили. А вот министр строительства и ЖКХ Саратовской области Дмитрий Тепин не далее как в минувший четверг намекнул, что все претенденты серьёзно озабочены долгами муниципального предприятия «Саратовводоканал». Как будто они сразу не знали, что это ни много ни мало 600 миллионов рублей. Так что накануне 2016 года можно с большой долей вероятности предположить, что никакой передачи в концессию Саратовского водоканала в ближайшее время может и не случиться. Да и стоимость услуг по водоснабжению, утверждённая областным комитетом по госрегулированию тарифов на 2016 год (рост в 4,2%) косвенно это подтверждает. Как подсказали нам эксперты, четыре процента вряд ли интересны концессионерам. С другой стороны, новые тарифы начнут действовать не раньше июля следующего года. А значит, найти инвестора и пересмотреть тарифы региональные и городские власти могут успеть за ближайшие полгода. |