Ключ к шифру

Оценить
Глава региона отчитал чиновников за дилетантский подход и невнимание к экономике

Весь год на заседаниях областного правительства чиновники убеждали губернатора (и губернатор свято верил!), что в Саратовской области всё намного лучше, чем в остальной Российской Федерации. И с деньгами, и с инвестициями, и с безработицей, и в сельском хозяйстве всё прекрасно. И даже бюджет легко и просто нам на следующий год принять бездефицитный и при этом социально ориентированный. Кризисы ведь – это где-то там далеко, у плохих управленцев, а у нас просто «непростые экономические условия», с которыми мы прилежно справляемся.

И вдруг к концу года в этой стройной системе верований что-то замкнуло. Трудно понять, что именно и в какой конкретный момент, но на итоговом заседании правительства глава региона был недоволен. Всеми.

Валерий Радаев был недоволен финансово-экономическим блоком областной администрации, налоговой службой, правоохранительными органами и даже некоторыми структурами муниципалитетов. Дела сельского хозяйства ему тоже не понравились. И из слов губернатора выходило, что всё, мол, придётся переделывать, а если не справимся, то с каждым ответственным работником разбираться придётся лично.

Загвоздочка. Недобрали

Явно расстроил Валерия Васильевича доклад министра финансов Александра Выскребенцева. Тот рассказывал о мерах, которыми правительство региона собирается исполнять бездефицитный бюджет в 2016 году. И с самого начала своего выступления министр признался, что исполнить принятый бюджет будет очень сложно. Трудности начнутся прямо в начале года. Потому что входить в новый год область будет с теми деньгами, которые соберёт в бюджет в этом. А тех денег, на которые рассчитывали при принятии бездефицитного бюджета, в областной казне не будет.

Годовая динамика исполнения бюджета по налоговым и неналоговым доходам в 2015 году, как пояснил Выскребенцев, сильно отстаёт от принятых бюджетных назначений. Не хватает порядка 8 процентов.

«По году исполнение в целом ожидается близко к уровню предыдущего года. Недобор доходов в областной бюджет относительно запланированного объема оценивается в 4,6 миллиарда рублей», – сообщил Выскребенцев.

По словам министра, основные потери бюджетных доходов приходятся на налог на прибыль и на НДФЛ, которые в структуре бюджетных поступлений занимают более 70 процентов. И по обоим этим налогам сложилась отрицательная динамика к уровню 2014 года, которая усугубилась именно в декабре.

Доходы от налога на прибыль получаются ниже прошлогодних показателей на 6,3%, от НДФЛ – на 0,6%. И что самое неприятное, никакими другими источниками финансовых поступлений в бюджет эти потери не закрыть.

Министр попытался объяснить членам правительства, что недобор по этим основным бюджетообразующим налогам связан с объективными причинами. Что когда-то предприятия значительно переплатили суммы по налогу на прибыль, а теперь запросили эти излишки назад. И отказать им в возврате нельзя. Они имеют на это право. Так вот, за 11 месяцев текущего года объём возвратов составил почти два миллиарда рублей, что в два с лишним раза больше, чем в прошлом году.

Рост возвратов по НДФЛ связан с тем, что граждане стали просто активнее пользоваться правом на социальные и имущественные вычеты по уплаченному налогу. Но спланировать и предугадать все эти факторы, эти желания граждан или компаний потребовать возврата своих денег заранее никак нельзя. И всё же, как отметил министр финансов, чиновники стараются исправить положение.

Есть план мероприятий по повышению налоговых и неналоговых доходов, среди которых, в частности, отмечено и взаимодействие с руководителями предприятий по определению налоговой базы, учитываемой при формировании бюджета. Однако налог на прибыль – это очень не­определённый налог. Подробностями о том, что завтра предприятия встанут и никакой прибыли вообще не будет, министр никого пугать не стал. Сказал, что сосредоточиться лучше на повышении собираемости налога на доходы физических лиц.

С ним как-то попроще и понятнее, что делать и куда приложить административный ресурс. Можно заниматься ликвидацией задолженности по зарплате работникам. Можно – выявлением и постановкой на налоговый учёт организаций и предпринимателей из других регионов, имеющих рабочие места на территории области. Можно – бороться с черными и серыми зарплатами.

Огромный резерв – недоимка по налогам. Она сегодня составляет уже около двух миллиардов рублей (миллиард только по транспортному налогу физических лиц). Удастся недоимку у должников изъять, часть бюджетной дыры будет чем залатать.

Можно ещё пересмотреть отношение к использованию госимущества. То есть начать использовать его эффективнее, пересмотреть, к примеру, арендные ставки по тому имуществу, которое сдаётся в аренду, и после повышения арендной платы тоже что-нибудь дополнительно наскрести. Ну и конечно же, придётся экономить на расходах. Обязательно. Иначе бездефицитный бюджет 2016 года не исполнится.

«Моргалы выколю!», или Губернатор обещал наказать

Вопрос необходимости экономить бюджетные расходы для губернатора Саратовской области Валерия Радаева – это вообще не вопрос. Он и так уже всё что мог в этом направлении сделал. Отказался от информационного освещения своей деятельности, например. И от подписки на периодические издания, как советует Выскребенцев, надо полагать, легко откажется и подчинённых отказаться заставит. Необходимость адресности социальной поддержки населения тоже давно очевидна, эту тему и обсуждать бессмысленно.

Но вот недобор налогов в сумме почти пять миллиарда рублей для губернатора как удар под дых оказался. Ему в это верить никак не хотелось, и все вокруг него сразу стали выглядеть предателями.

Объяснения про возврат и вычеты Радаев отмёл сразу. Мол, не причина это вовсе.

«Возврат есть возврат. Вы не собрали-то почему?! – требовал губернатор ответа. – Это всех касается! Всего финансово-экономического блока, налоговой инспекции и правоохранительных структур!»

Радаев припомнил Выскребенцеву и остальным, что с 2012 года до сегодняшнего дня областной бюджет по доходной части прирос на 6 миллиардов рублей – с 42 до 48 миллиардов, то есть по два миллиарда в год. А с введением новых объектов и предприятий по результатам реализации инвестпроектов доходная база будет только увеличиваться.

«И если мы действующую базу до конца не расшифруем по налоговой нагрузке для каждого предприятия, от малого до представителя монопольной структуры, мы так и будем искать оправдания, – негодовал Радаев. – Потому что у нас сегодня нагрузка на бюджет колоссальнейшая. И невозможно в такой ситуации спланировать всю расходную часть, чтобы она сработала без сбоев, чтобы в следующий финансовый цикл выйти без кредиторки. Поэтому, чтобы не было возврата, надо понимать и владеть ситуацией! Мы должны понимать, как формируется тот или иной вид налога. Особенно тот, который для нас непонятный – налог на прибыль. И это надо расшифровать. До копейки расшифровать, что мы получим на выходе! А не делать расчётную часть такой, чтобы потом заявлять, что мы 4,6 миллиарда недополучим».

Для большей убедительности и доходчивости губернатор начал разговаривать с подчинёнными «по-пацански». Мол, планка в 50 миллиардов рублей (расходная часть бюджета на 2016 год) для правительства региона «реальная без напряга». И поставил задачу перед ответственными ведомствами начать работу по подготовке и реализации мер по наполнению доходной части бюджета с 1 января 2016 года.

«Те расчёты, которые заложены в бюджет, обязаны быть исполнены! Никаких оправданий здесь быть не может! Не исполним, значит, будем индивидуально разбираться с каждым ответственным лицом. Другого подхода не будет!» – пригрозил губернатор чиновникам.

Минсельхозу посоветовали научиться увязывать

Досада главы региона от новости про недобор налогов аукнулась и министру сельского хозяйства Саратовской области Татьяне Кравцевой. Валерий Васильевич упрекнул её в невнимании к экономике.

«Главный итог всех ваших показателей – это экономика. Сколько у нас затрат на каждый гектар приходится? Что рентабельно? Что нет? Вы ничего не сказали. Надо очень глубоко расшифровывать экономику. Чтобы полюбить сельское хозяйство, надо начинать с экономики. И с неё должен начинаться ваш доклад», – отчитывал Радаев Кравцеву.

Губернатор настаивал, чтобы в публичных отчётах минсельхоза фигурировали понятные всем и каждому цифры, наглядно демонстрирующие рентабельность каждой сельхозкультуры, каждого направления деятельности.

«Миллион тонн подсолнечника в засушливый год при закупочных ценах 26 рублей за килограмм – это же космическая рентабельность. Давайте уже научимся об этом говорить и таким образом рассказывать о наших успехах?! – призывал губернатор. – Вот вы сказали, что самая рентабельная культура у нас свёкла. Но вот смотрите, у нас план переработки стоит три миллиона тонн свёклы. Где мы будем брать этот объём? У нас её всего 260 тысяч тонн. Надо же эти цифры и планы увязывать. Надо видеть чётко, сколько гектаров у нас должно быть свёклой занято. То есть надо ставить задачу, что через пять лет максимум мы должны выйти на три миллиона тонн с 260 тысяч. Вот тогда всё будет понятно – задача, экономика, куда идём, стратегия».

Министерству сельского хозяйства, по мнению губернатора, надо менять подход к решению целого ряда задач. Например, пора бы уже сосредоточиться на создании в отрасли переработки предприятий «замкнутого цикла». Их сейчас не просто не хватает, их у нас практически нет. И здесь глава региона велел изучить опыт соседей, которые добились успеха. Там ведь сельхозпредприятия, производящие молочную, мясную, кондитерскую продукцию, работают на собственном сырье, за счёт чего становятся более конкурентоспособными. А наш регион, будучи лидером по выращиванию сельхозпродукции, находится в числе отстающих по её переработке.

Важным направлением развития губернатор назвал мелиорацию. По его словам, если в этом году было введено в строй три тысячи гектаров орошаемых земель, то в следующем году этот показатель нужно увеличить в 10 раз. Отчасти этому поспособствует проект компании «Солнечные продукты», которая восстанавливает орошение на своих полях для выращивания сои.

«Соя – вот самая рентабельная культура! – тут же заявил губернатор. – И её урожайность в Саратовской области должна стать самой высокой в России».

Содокладчикам министра Кравцевой – главам районов Саратовской области – недовольства губернатора тоже хватило. Вот, например, глава Ровенского района получил за неспособность реализовать урожай арбузов. Ему посоветовали организовать их промышленную засолку, ну или на худой конец скармливать излишки урожая прудовой рыбе.