Вот и нету великана

Оценить
Скоро от нашей гордости ничего не останется

Признаюсь, мне всегда было интересно, как будет себя вести российская власть при резко упавших ценах на нефть. И с тех пор как Владимир Путин заступил на свой очередной срок президентства – тем более. Потому что это означало, что именно ему придется отвечать за непродуманную экономическую политику последнего десятилетия. Или за полное отсутствие этой политики. Платить по счетам придется и всем, кто горячо и бездумно поддерживал все наши дутые свершения и достижения. 10 процентов взрослого населения, сохранившие критическое мышление, тоже, конечно, хлебнут вместе с родной страной горестей. Но они, по крайней мере уже примерно, представляют себе, куда всё катится. Вот за несколько месяцев, например, мы скатились в 2005 год. Если так пойдет и дальше, то к следующим президентским выборам вполне можем долететь до самых что ни на есть 90-х. Где самым страшным, как вспоминается, были пустые полки в магазинах, задержки зарплат и пенсий и ужас от того, что нечем накормить ребенка.

Уплыла золотая рыбка от Владимира Владимировича в 2014 году

Плохо, что в резиденциях наших современных российских правителей нет юродивых и шутов, которые в далекие, уже почти сказочные, времена выкрикивали в лицо главному лицу государства предупреждающие иносказания. Был бы такой бесстрашный «помощник» у президента Путина, глядишь, нет-нет, да и подбрасывал бы ему под дверь опочивальни книжку со сказкой Пушкина про золотую рыбку. И если бы перечитал ее президент один да второй раз, то мог и понять намек на старуху, которая «потеряла берега» от легкости удовлетворения своих желаний. Ну и осталась, помните, с чем ее нечаянное счастье и застало – у разбитого корыта.

Путинская золотая рыбка – это мировые цены на нефть. Они росли и росли, начиная с первого года его руководства Россией. И от этого роста все крепче становилось самоуважение Владимира Владимировича. И чем больше он себя любил, тем активнее его любили другие. Ведь он взял страну, измученную предыдущим президентом, с бюджетом в 24 млрд долларов, если в мировой валюте его мерить. А потом каждый год этот бюджет только увеличивался. В первые годы на 14–16 миллиардов, а на втором сроке уже меньше 50 миллиардов долларов плюсом ежегодно и не было. Конечно, злые языки клеветали, что президент именно в это время прибрал к рукам частные нефтяные и газовые компании. Но на гнилой роток тут же накинули платок, четко разъяснив, что это нужно для того, чтобы контролировать и нефтегазовые сверхдоходы, и сами полезные ископаемые. На эти деньги опять же поднимали страну с колен, если кто не понял.

В 2012 году федеральный бюджет в долларовом выражении вырос в 10 раз по сравнению с результатом 2000 года. В 2013-м выпал почти такой же результат. Согласитесь, что было от чего закружиться главной российской голове. А вслед за ней в пляс пошли и более мелкие головы. Правильно понимать и оценивать действительность ни от кого не требовалось. Достигнутые успехи предполагали только ежедневный карнавал, который загодя устроило телевидение.

В 2014 году пьянящее веселье выплеснулось за пределы России. Мы отняли у украинцев свой Крым, пытаемся вернуть Харьков, Одессу и Мариуполь, да и Сирия уже почти наша... Минимум миллиардов сто долларов мы уже на этот фестиваль за два года потратили. А есть еще объективный фактор нашего обеднения: из-за падения цен на нефть в бюджет пришло где-то на 200 миллиардов долларов меньше, чем предполагалось.

Нет, если считать бюджет в российских рублях, то вроде всё и не плохо. Однако зарплаты бюджетникам на 2016 год заморожены. Пенсии обещали поднять всего на четыре процента при прогнозируемой инфляции больше 12 процентов. Социальные пособия на детей платятся уже не во всех регионах. В бюджете 2016 года срезаны расходы на здравоохранение, образование и всю остальную «гуманитарку». Но зато мы всё больше и больше тратим на вооружение и содержание силового блока государства, ведь из зависти к грандиозным успехам нашей страны все остальные, за маленькими исключениями, на нас разом ощетинились. И видят в нас зло, хотя мы всего лишь претендуем стать вторым центром силы в мире после ненавистной для большинства наших граждан Америки.

Исполнение федерального бюджета РФ (в пересчете на доллары США по среднегодовому официальному курсу ЦБ РФ на соответствующий год)

Годы Федеральный бюджет, млрд $ Ежегодная прибавка, млрд $ Среднегодовая цена барреля нефти Brent, $
1999 24   17,7
2000 40 +16 28,3
2001 54 +14 24,4
2002 70 +16 25,0
2003 84 +14 28,9
2004 119 +25 38,3
2005 181 +62 54,4
2006 231 +50 65,4
2007 304 +73 72,7
2008 373 +69 97,7
2009 231 -42 61,9
2010 272 +41 79,6
2011 370 -2 111,0
2012 414 +44 111,4
2013 406 -8 108,8
2014 322 -84 98,9
2015 187? -135? 50?
2016 135? -52? 35?

То ли Туркмения, то ли Нигерия...

Это наша высшая власть провозгласила рубль конвертируемым по отношению к мировым валютам и даже несколько лет пыталась сделать его резервным средством расчетов в мире. Это наша власть маниакально считала российскую экономику в миллиардах долларов, чтобы при случае похвастать, что мы не лыком шиты, а очень даже ничего – на пятом месте среди ВВП государств по ППС. Ну и что, что российским людям этот показатель ни о чем не говорил. Главное – правители радовались. Хотя на самом деле напрасно. Потому что главным показателем уровня жизни в стране все-таки остается ВВП на душу населения, то есть вся экономика, поделенная на количество жителей. И вот по этому показателю, который в развитых странах меряется на уровне 50 и выше тысяч долларов, мы скатимся в 2016 году на уровень... Туркмении.

С ней, с Туркменией, мы и по другим сторонам жизни становимся похожи. Например, в этой стране время правления нынешнего президента Гурбангулы Бердымухамедова называется «эпохой могущества и счастья». А еще в октябре ЦБ этой страны ввёл лимит на приобретение иностранной валюты населением (не более 8 тысяч долларов в год). В ряде населённых пунктов (например, в Туркменабаде – бывшем Чарджоу) при покупке валюты от граждан требуют предъявления справки с места работы и банковской карты, на которую им начисляют зарплату. Сотрудникам городской и районных администраций столицы и вовсе запретили покупать валюту. За нарушение правил введены штрафы... Согласитесь, что после новых правил покупки-продажи валюты в России, действующих с 27 декабря 2015 года, туркменские нормально воспринимаются. Можно приготовиться и еще к одному туркменскому ноу-хау. Начиная с 1 января 2016 года работники бюджетной сферы Туркмении будут получать часть зарплаты облигациями государственного займа. На места поступил правительственный циркуляр, предписывающий выплачивать таким образом как минимум 12 процентов заработной платы. А теперь внимание: на последнем заседании российского правительства министр финансов Антон Силуанов рассказал, что правительству придется в 2016 году занять на внутреннем рынке в несколько раз больше, чем в 2015-м. Запланированный объём эмиссии государственных ценных бумаг составит более 1 трлн рублей. «В следующем году мы также предусматриваем начать выпуск облигаций для населения», – сказал Антон Силуанов.

«Не стреляйте в пианиста! Он играет как умеет...» – говорили давным-давно на Диком Западе. Тот же подход надо исповедовать и по отношению к нашей российской власти. Приветствуя членов правительства в конце декабря 2015 года, Владимир Путин поблагодарил всех за хорошую работу. «В непростой, прямо скажем, ситуации вы продемонстрировали и высокий уровень ответственности, и способность решать сложные задачи», – сказал он. И ни словом не обмолвился о том, что именно российское правительство вместе с ним отвечает за неправильно выбранную несколько лет назад стратегию развития России.

Вот и нету великана

В 2005 году, когда федеральный бюджет впервые совсем уж резко прирос нефтегазовыми доходами, ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ Владимир Мау попытался прописать долгосрочные сценарии экономического развития России. Их было три: европейский, мексиканский и нигерийский. В европейской модели было много частного бизнеса, мало государственных подачек, много иностранных инвесторов и мало великорусской сиюминутной гордости. Мексиканская предполагала ставку на ТЭК, усиление роста государства в экономике, защиту отечественного производства от иностранных конкурентов, вплоть до полного закрытия рынка, например, в отрасли сельского хозяйства, и содержание государством социальной сферы по крайней мере на уровне советского времени. Нигерийская модель характеризовалась концентрацией ресурсов ТЭК в одних руках для создания базы авторитарного режима в стране. Потому что «наличие мощных финансовых ресурсов, не связанных с ростом производительности труда, позволяет строить систему власти, не интересующейся мнением налогоплательщиков», и «покупать политическую поддержку за счет бюджетных вливаний и экзотических экспериментов над экономикой».

Нигерийская модель экономики, которую выбрали для россиян правители, всегда приводит к глубокому и тяжелейшему экономическому кризису, предупреждал Владимир Мау. В него мы и попали.

Вся надежда на Малахова

Несколько месяцев назад выловила в интернете интересного блогера. Его зовут Вадим Жартун, и он является управляющим партнёром и основателем консалтинговой компании «Nova Team». Подводя итоги нынешнего года, он на своей странице разместил интересную табличку зависимости дефицита федерального бюджета от цены на нефть, напомнив, что доходы госбюджета и сейчас на 45 процентов зависят от экспорта нефти и газа, поэтому есть абсолютно прозрачная связь между котировкой барреля, курсом доллара и дефицитом бюджета. Как только котировки падают, возникает дефицит бюджета. Компенсировать этот дефицит может падение курса рубля относительно доллара. В ячейках таблицы – профицит/дефицит бюджета в миллиардах рублей. В зелёной зоне дефицита нет, в жёлтой – дефицит ещё может быть покрыт из резервного фонда, а в красной – в бюджете просто не окажется запланированной суммы.

Вот и нету великана

Рассмотрев эту табличку подробно, легко понять: чтобы не допустить разбалансирования бюджета, правительство РФ будет вынуждено и дальше девальвировать рубль. Однако боюсь, что настоящую причину 100 и 150 рублей за доллар наши люди вряд ли поймут. Ну, если только о них каждый вечер начнет рассказывать Малахов в своей программе «Пусть говорят».

За МКАДом экономики нет

В выступлении Путина на заседании правительства была убийственная для региональных бюджетов инициатива. Владимир Владимирович настаивает на том, чтобы отменить транспортный налог. Хочет как лучше. Чтобы дальнобойщики перестали бузить насчет платежей сыну Ротенберга. А получится, что региональные бюджеты (именно туда идет транспортный налог) не досчитаются миллиардов рублей. А это значит, что власть Саратовской области, например, будет снова стоять в кабинетах федерального минфина с протянутой рукой, уговаривая «подать на бедность». Бюджеты муниципалитетов попали еще в более жесткую ситуацию. Они наполняются в основном за счет НДФЛ, который еще бабушка надвое сказала, как будет собираться в условиях кризиса. А поднять свои доходы муниципалитеты могут только за счет отмены всех и всяческих льгот по земельному налогу. Ну и хождения с протянутой рукой для них тоже никто не отменял.