«Избранное» Валерии Новодворской
Московское издательство «Захаров» выпустило в свет трехтомное «Избранное» Валерии Новодворской. Правозащитница, диссидентка, непримиримый борец с тиранией (во всех видах), Валерия Ильинична стала символической фигурой еще при жизни. Ее любили, ее ненавидели, но равнодушных уж точно не было. Когда она умерла, соболезнование выразили даже многие из тех, для кого она была непримиримым и последовательным оппонентом.
Настоящее издание охватывает сравнительно небольшую часть литературного наследия Новодворской. «Она писала всю жизнь – от руки, – напоминает аннотация. – Обо всем: о Пушкине, Чехове, российской истории и французской политике, о моде, театре, музыке – невозможно всего перечислить. Ее интересовали все и всё, она не проходила мимо ни одного мало-мальски значительного события не только в России, но и в мире. Написанное ею исчисляется тысячами страниц; это из того, что сохранилось». Чтобы осуществить этот недешевый проект (каждый том по 700–800 страниц, в тексте много редких фотографий из архива Валерии Ильиничны), пришлось заняться сбором средств на сайте «Планета». Будущие читатели в итоге собрали более двух с половиной миллионов рублей, после чего «Избранное» увидело свет двухтысячным тиражом – с последующей презентацией на 17-й выставке NON/FICTION в Москве.
В первый том, названный «Прощание славянки», включены стихи, письма, материалы 1984–1995 годов.
Второй том охватывает тексты 1996–2014 годов.
Третий том состоит из двух частей. Первая – цикл исторических лекций под заголовком «Мой Карфаген обязан быть разрушен». «Это очень существенная переоценка всего, что случилось в российской истории, – говорится в авторском предисловии к тексту лекций. – Я бы сказала, очень нелестная точка зрения. Историки захлебывались от возмущения. Я рассказала о том, почему в России с неизбежностью проваливаются либеральные реформы и почему они будут проваливаться впредь». Вторую половину третьего тома занимают очерки о русских писателях «Храм на Болоте». Сама Валерия Ильинична так объясняла смысл этого названия: «Русская литература – это прекрасная лилия, плавающая в черной трясине, это болотный огонь, увлекающий неосторожных ценителей в непролазную топь. Поэтому Храм Русской литературы – Храм на Болоте, где изумрудные лужайки неслыханной красоты так и тянут то ли преклонить колени, то ли послушать соловьев, то ли задуматься о вечном. Но каждая лужайка таит под собой бездну, из которой нет возврата... Наша красота не спасает мир, а уводит из него в другое измерение, за край Ойкумены».