Пятый год с одним бюджетом
Бюджет города Саратова на 2016 год приняли на очередном заседании Саратовской городской думы в минувший четверг. Ни одного вопроса от депутатов правящей партии «Единая Россия» не прозвучало. Коммунисты так распалились в ежегодном порыве объяснить, почему они не голосуют за бюджет, что нельзя было понять ни слова.
Для подстраховки этих ораторов на балкон поставили коммунистов с улицы, которые держали мятые многоразовые плакаты про то, что «караул устал». Кого назначили в караул на этот раз, было не очень понятно. Да никто и не собирался об этом задумываться. Всерьез свою роль старательно играл только новоявленный глава администрации города Валерий Сараев. Роль называлась «главный по очистке города». Пока.
Сараев поспешил дать понять, что теперь он самый главный в городе
Валерий Сараев пока и. о. главы администрации. Но, судя по всему, он знает, что конкурс, который состоится на днях, будет формальным, и уже до Нового года он отбросит приставку к должности. Потому что временные люди с приставкой «и. о.» ведут себя совсем не так, как Валерий Николаевич. Некоторые и без приставки вели себя иначе. Например, предыдущий глава администрации Александр Буренин всегда поощрял руководителей направлений отвечать на депутатские вопросы. А уж если у подчиненных не получалось, вздыхал и начинал растолковывать суть сам. Сараев со всем своим нерастраченным пылом-жаром берет возможного противника за рога. Даже если этот противник – безобиднейший думский старожил.
И вот встает на декабрьском заседании думы такой депутат Андрей Карасев, которому главное – завести разговор про то, как всё плохо в стране без руководящей и направляющей роли коммунистической партии, и говорит, что в Ленинском районе прошел снег и его не чистят. А и. о. главы администрации Саратова воспринимает это как личный вызов самому себе. И у него есть ответ на эту нападку. Он просит включить микрофон и говорит, что после снегопадов «в течение ночи и глава, и замы объезжают город и контролируют работы». И Ленинский район вместе с новым районным главой Васильевым он, Сараев, лично объезжал – «ни одной неочищенной остановки не увидел».
– А улицы? – углублял разговор депутат, довольный, что с самого главы администрации спрос ведет.
– Находите время взаимодействовать с администрацией, – сказал ему Валерий Сараев. – Я готов вместе с депутатами ездить по улицам и контролировать уборку улиц. Но коммунальные службы со своей задачей справляются. Смотрите, город украшается к Новому году.
В другом своем ответе Валерий Сараев обозначил себя не только главным по уборке улиц, но и куратором концессии саратовского водоканала. О последнем он, видно, очень хотел сказать. Потому что спросили-то коммунисты про Фому и не его, а ответил он и про Ерёму.
– Сколько выделили дополнительных денег водоканалу? – поинтересовался Андрей Карасев у докладчика по бюджету будущего года Александра Струкова.
Валерий Сараев не дал тому ответить. Потому что никак он уже не связывает с городским бюджетом водоканал. Потому что знает, что скоро будет инвестиционная программа по прокладке новых труб водоканалом. Потому что у водоканала будет наконец концессионер – «предполагаем, что в январе распоряжением администрации отдадим в концессию». Так что муниципальное предприятие это, с долгами под миллиард, уже к бюджету мало относится. «Встречался с работниками водоканала, – говорил Сараев. – Они тоже другого выхода не видят».
– Так ведь никакой собственник не захочет тратить денег, а захочет получать прибыль, – заранее начал сокрушаться о подъеме платежей за воду и канализацию Андрей Карасев. Но Валерий Сараев запретил ему даже думать о повышении тарифов, потому что «предполагаемая концессия на это не направлена».
– Мы просчитываем все варианты. Предполагаемых концессионеров около трех, а может быть, и больше. Будем рассматривать и выбирать самый нормальный вариант. Работать будем.
Глава города Олег Грищенко сараевского оптимизма не разделяет. «Вопрос на самом деле сложный», – говорит. И напоминает, что концессию саратовского водоканала правительство областная и городская власть рассматривают уже три года. И профильная депутатская комиссия не просто так держит вопрос на контроле. И продолжит держать даже после того, как предварительная договоренность будет достигнута с предполагаемыми концессионерами. Депутаты, пообещал Грищенко, внимательно изучат всю документацию. Не просто ради праздного любопытства.
Во-первых, при той системе по сбору платежей, что сейчас практикуется, концессионер столкнется с тем, что не сможет отключать неплательщиков за долги. И вороватые руководители компаний никуда из Саратова не денутся. Сейчас они собирают деньги с населения, обналичивают огромные суммы, бросают компанию, открывают новую и снова собирают деньги и при концессионерах продолжат делать то же самое. Есть ли у будущих управленцев план, как переломить эту ситуацию? Во-вторых, деньги, которые новый хозяин саратовского водоканала вложит по концессионному соглашению, он в любое время имеет право взыскать с бюджета. Как городу обезопасить себя от этих возможных финансовых претензий? В-третьих, тарифы для населения концессионер сразу, может, и не поднимет, но плата за техприсоединения для строителей, скорее всего, вырастет.
Ну и еще одна немаловажная проблема состоит в том, что концессионер хочет взять водоканал чистым, без долгов. А у предприятия на сегодняшний день задолженность около миллиарда рублей. И почти половина от этой суммы уже невозвратная, потому что правоохранительные органы позволили руководителям УК уйти от материальной ответственности за вывод денег. Между тем водоканал – предприятие муниципальное. И сегодняшний долг юристам, которые начнут процесс взыскания, вполне по силам предъявить муниципалитету. Так что депутатам, как подчеркнул Олег Грищенко, есть в чем разбираться, «чтобы принятие такого решения не откликнулось потом городскому хозяйству».
На поиски компромиссного решения на самом деле осталось не так много времени. Лучше бы его найти до весны. Чтобы, едва оттает земля, начать вскрывать километры улиц и перекладывать коммуникации. Если затянуть этот процесс, то нельзя будет начинать ремонтировать дороги. Все депутаты уже хорошо усвоили, что «перед тем как заниматься дорогами, надо заниматься коммуникациями». «Потому что если коммуникации не поменяем и сделаем дороги, это будут выброшенные деньги», – не устает при каждом удобном случае подчеркивать Олег Грищенко.
В бюджете города Саратова на 2016 год заложено, правда, всего 100 млн рублей на ремонт дорог. Но все надеются, что эта сумма увеличится за счет федеральных средств накануне сентябрьских выборов. Все надеются. А Валерий Сараев уже явно что-то знает. «Явно недостаточно денег заложили», – говорит. И добавляет, что «состояние дорог Саратова вызывает крайнюю обеспокоенность».
– Конечно, надо начинать работу и с федеральным бюджетом. Буквально в пятницу встречался с губернатором, понимание есть. Этот год – Год дорог области, а 2016-й будем планировать Годом дорог города Саратова. Понимание с дорожным агентством есть, список всех дорог Саратова на миллиард рублей по ремонту составлен. Помощь областного бюджета рассматриваем. С Ландо (председатель Общественной палаты Саратовской области. – Прим. ред.) говорили, чтобы привлечь внебюджетные источники для ремонта тротуаров. Поэтому будем работать. – Сараев явно демонстрировал, что он знает даже больше, чем говорит, и что это «под него» дадут целый миллиард рублей на дороги. То есть он будет главным и по ним тоже.
Ну живем же, не умерли...
Бюджет города на 2016 год сформирован со следующими параметрами: доходы видятся на уровне 11 млрд 140 рублей, расходы – 11 млрд 382 млн рублей. Бюджетные проектировки рассчитали на основе показателей прогноза социально-экономического развития города, объемов поступлений доходов в бюджет города на прогнозируемый период, расходных обязательств главных распорядителей бюджетных средств.
Из общих доходов, зачисляемых в бюджет города, налоговые и неналоговые доходы прогнозируются в сумме 6 млрд 437,6 млн рублей. Это больше, чем оценка исполнения доходов в 2015 году, на 3,7%. Законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2016 год» 9 декабря 2015 года предусмотрены безвозмездные перечисления в сумме 4 млрд 702 млн рублей. Но только 134 миллиона из них город сможет потратить по своему усмотрению. Основные деньги в городской бюджет из областного придут как целевые.
Главные собственные налоговые доходы города – это налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме почти 4 млрд рублей; единый налог на вмененный доход в сумме 680 млн рублей; земельный налог в сумме 422 млн рублей и налог на имущество физических лиц в сумме 325 млн рублей. Прибавку в доходную часть против нынешнего года ожидают только за счет поступлений по НДФЛ.
«Резервы повышения бюджетных доходов за счет изменения налогового законодательства практически отсутствуют, – проинформировал депутатов и. о. руководителя комитета по финансам Александр Струков. – Применение консервативного подхода при формировании бюджета на 2016 год обусловлено сложной макроэкономической ситуацией и низкими темпами роста российской экономики».
Приоритетным направлением бюджетных расходов останется социальная сфера. На нее предлагается истратить 7,5 млрд рублей. При этом индексировать на уровень инфляции в 7,2% заработную плату работникам муниципальных учреждений смогут только с 1 декабря 2016 года.
На благоустройство города истратят 364,6 млн рублей. 105 млн из них запланированы на содержание скверов, парков и другое озеленение.
На реализацию ведомственной целевой программы «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013–2017 годах» предусмотрено 144 млн рублей. Эти деньги будут выделены в форме софинансирования. Программа по переселению не местная, и основные деньги там все-таки федеральные. Подчиняясь федеральному закону, в котором прописан порядок взносов за капитальный ремонт, муниципалитет должен будет внести в 2016 году 34,4 млн рублей в качестве взносов за муниципальные жилые и нежилые помещения.
Около 300 млн рублей заложили на исполнение решений судов. Этого объема средств не хватит, конечно, чтобы удовлетворить всех истцов. Но в данном случае лучше меньше, чем ничего.
Депутаты подтвердили, что согласны отдать 100 млн рублей предприятиям городского электрического транспорта на возмещение части затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров.
Дорожный фонд составляет 848 млн рублей. Большая часть из этих денег предназначена на содержание дорог, так что есть надежда, что чистить снег Валерию Сараеву будет на что.
Расходы по обслуживанию муниципального долга на 2016 год запланированы в объеме 850 млн рублей.
– Как жить будем в 2016 году? – не смолчал в гробовой тишине после доклада депутат Геннадий Турунтаев.
– Ну живем же, не умерли, – отозвался Олег Грищенко.
Пятый раз в городе Саратове не растёт бюджет. Хотя мог бы. Но областной уровень власти, как только видит рост по каким-то совместным налогам, тут же уменьшает Саратову нормативы. Транспортный налог там и вовсе забрали. На федеральный уровень власти у депутатов тоже зуб. Под полностью местный земельный налог депутаты несколько лет увеличивали налогооблагаемую базу – стимулировали оформлять землю под многоквартирными домами своими решениями. Но только пошли платежи, федеральный центр разрешил людям их не платить. Чтобы подсластить горькую пилюлю капитального ремонта.
Были времена, ох, было времечко
Первый закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» был подписан первым российским президентом Борисом Ельциным 25 сентября 1997 года. В нем было написано, что органы государственной власти гарантируют муниципалитетам право самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов. Собственные доходы местных бюджетов в те клятые-переклятые девяностые включали в себя доли практически от всех федеральных и региональных налогов. Среди них были не менее 10 процентов доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации; не менее 50 процентов налога на имущество предприятий (организаций); часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50 процентов; часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5 процентов; часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства в пределах не менее 10 процентов; часть акцизов на спирт, водку и ликёро-водочные изделия в пределах не менее 5 процентов; органы местного самоуправления вправе были получать в местный бюджет налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.
С 2004 года федеральный законодатель стал активно править этот закон. А с 2009 года от него практически ничего не осталось. Но зато были написаны новые финансовые основы муниципалитетов, которые действуют и по сегодняшний день. В них практически нет источников для собственных доходов, а те, что оставлены, зависят от благосклонности региональной власти, которая одному муниципалитету может дать большую долю от совместных налогов, а другому меньшую. Саратову в этом раскладе почему-то всё время достается меньше, чем другим. По моему личному мнению, это происходит из-за того, что Валерию Радаеву не нравится глава Саратова Олег Грищенко.
После сентябрьских выборов в городскую думу Олега Грищенко на руководящем посту в городе Саратове уже не будет. В новой редакции федерального закона о местном самоуправлении губернаторам дано право практически назначать первое лицо в муниципалитете. Там же прописано, что городское собрание депутатов тоже будет практически у губернатора в кармане. К сентябрьским выборам в новую Саратовскую городскую думу уже готовятся. Подчиняясь законодательству, в минувший четверг утвердили схему одномандатных избирательных округов. Все 20 избирательных округов, которые образуются сроком на 10 лет, остались в тех границах, которые были утверждены в 2005 году. Некоторые из них, находящиеся на территории Кировского и Волжского районов, дополнены рядом улиц в связи с изменившейся численностью избирателей за счет заселения новых микрорайонов Саратова, таких как Солнечный-2, Изумрудный, 7-й, 8-й и 9-й микрорайоны.