Мы судимся с законом

Оценить
Как изменения в законодательстве оставили инвалида без работы

С высоких трибун, особенно почему-то в последнее время, всё чаще звучат призывы поддерживать наиболее уязвимые категории граждан. Президент Владимир Путин в своем недавнем послании Федеральному Собранию так и сказал: надо особое внимание уделить вопросам профессиональной подготовки и трудо­устройства инвалидов. Чиновники тут же взяли под козырек – глава правительства Дмитрий Медведев немедленно рекомендовал регионам в каждом министерстве выделить по заместителю министра по работе с инвалидами. А с другой стороны...

Татьяна Сиончикова пришла в редакцию нашей газеты пару недель назад. Она прочитала материал о злоключениях Екатерины Сухоставской (женщина после операции на мозге перенесла два инсульта, практически утратила речь, но медико-социальная экспертиза с упорством, достойным лучшего применения, продолжала отправлять ее искать работу) и решила рассказать нам свою историю. Точнее, историю своего мужа.

В июле этого года инвалида детства Александра Сиончикова уволили из ОАО «Литий-Элемент», где он в течение четырех лет работал машинистом компрессорных установок. Уволили потому, что не смогли предложить ему условий труда, которые отвечали бы его состоянию здоровья.

Инвалидность Александра Викторовича вызвана перенесенным в детстве полиомиелитом. Сейчас ему 57 лет, и ему всё так же трудно ходить, он носит специальную обувь, ему рекомендована трость, но, по словам жены, никакими вспомогательными средствами при ходьбе он не пользуется. Старается всё делать сам. В его индивидуальной программе реабилитации сказано, что он может работать с учетом профессиональных навыков. Всё, что ему противопоказано, – это длительная ходьба и стояние.

Надо сразу сказать, что машинистом компрессорных установок Александр Викторович проработал большую часть своей трудовой жизни – 25 лет на Саратовском авиационном заводе, где, кстати, получил шестой разряд. А после того как САЗ прекратил свое существование, Сиончиков по направлению службы занятости устроился на «Литий-элемент», где была выделена квота на трудоустройство граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Так почему же так резко всё изменилось, почему условия работы, в которых он провел всю свою трудовую жизнь, вдруг стали для него непригодными?

Оказывается, с первого января 2014 года вступила в силу новая редакция ст. 21 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Там появился новый абзац, который гласит: «При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда». То есть нет разницы, какой это инвалид: если условия труда вредные, то такое рабочее место в квоту для людей с ограниченными возможностями здоровья попадать не должно.

А в январе 2015 года на предприятии прошла плановая процедура специальной оценки условий труда. И по ее итогам оказалось, что на рабочем месте Александра Викторовича условия труда – вредные. Поскольку там слишком высок уровень шума.

– Саша мне говорит: «Тань, ну какой там шум? У меня там отдельная комнатка, где я и посижу, где у меня телевизор и микроволновка. А туда, где сами компрессоры, я выхожу периодически и ненадолго, в наушниках, как положено», – делится Татьяна Александровна. – Да я и сама представляю, что такое шум, я была как-то у него, когда он на авиационном заводе работал, вот там был шум!

Раз экспертиза показала, что условия труда у инвалида Сиончикова вредные, а закон говорит, что вредные рабочие места квотированию не подлежат, то, продолжая удерживать Александра Викторовича на должности машиниста компрессорных установок, предприятие нарушает этот закон и нарушает права работника, который этот закон призван охранять. ОАО «Литий-Элемент» сразу же после проверки обратилось за разъяснениями в Государственную инспекцию труда с вопросом: можно ли заводу продолжать трудовые отношения с Александром Сиончиковым? Трудинспекция высказалась однозначно: Сиончикова А. В. с его письменного согласия надо перевести на другую работу, не противопоказанную по состоянию здоровья.

Дальше началась битва документов. В конце февраля клиника проф­заболеваний НИИ Сельской гигиены Роспотребнадзора составила заключение периодического медосмотра (с учетом вредных производственных факторов в виде шума), согласно которому Александр Викторович не имеет медицинских противопоказаний к работе на занимаемой должности.

Но предприятие перестраховалось и предложило ему сначала должность слесаря-ремонтника (как уверяет Татьяна Александровна, эта работа вынудит Сиончикова быть всё время на ногах, поэтому он отказался), а затем пойти инженером-технологом технологического отдела. Эта работа требует хороших навыков владения компьютером, так уверял жену Александр Викторович, а он ими не обладает.

После того как Сиончиков дважды отказался от перевода на другую должность, предприятие вынуждено было его уволить. Александр Викторович пытался вернуть себе свою работу через суд, но неудачно – суд и первой, и второй инстанции встал на сторону предприятия.

В ОАО «Литий-Элемент» ситуацию никак не комментируют, ссылаются на то, что выполняют решение суда. Претензий к работе Сиончикова у руководства не было и нет: с работой он справлялся прекрасно. И если бы суд решил по-другому, то они без проблем восстановили бы его в должности.

– Я когда ходила к юристу, она мне объясняла, что это поправки в законе виноваты, что мы даже не с предприятием судимся, мы с самим законом судимся, – вздыхает Татьяна Александровна. – Все говорят, что закон сырой. Но мы-то здесь при чём? Я всё думаю, а сколько таких еще как мы, кто от этих поправок пострадал? Вот бы наших законодателей спросить, кто эти поправки вообще придумал?

Сейчас Александр Викторович стоит на учете в службе занятости населения, получает пособие по безработице и с подачи центра занятости дворничает на общественных работах с небольшой зарплатой. Найти место работы с тем же уровнем зарплаты и квалификации сейчас невероятно сложно.

Стремясь защитить всех абстрактных инвалидов, законодатели одним абзацем лишили работы, стабильного заработка, уверенности в будущем конкретного Александра Сиончикова и его семью. И, судя по всему, не его одного. Просто остальные не пошли ни в суд, ни в газету.

Кстати, инициаторами именно этой поправки стали депутаты Государственной думы РФ Андрей Исаев и Михаил Тарасенко (фракция «Единая Россия»), оба – члены комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов ГД РФ, возглавляет который Ольга Баталина.


[кстати сказать]

Выход в другую сторону

«Закон не перепрыгнешь», – так говорили нашим героям все юристы, с которыми они работали. А значит, надо искать другой путь.

По данным Центра занятости населения Саратова, за этот год в Саратове было трудоустроено 265 человек с ограниченными возможностями здоровья, из них 42 – по квоте. Сейчас квоту на трудоустройство инвалидов в Саратове предоставляют 609 предприятий, и это 3964 рабочих места.

На первое декабря на учете центра занятости стоит 231 инвалид.

– Поиск работы – дело не всегда простое, – говорит начальник отдела содействия трудоустройству и специальных программ Центра занятости населения Саратова Елена Слабнина. – У людей с ограниченными возможностями здоровья он осложняется еще и тем, что их переобучение и трудоустройство проводятся в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации. Но мы проводим множество мероприятий для этой категории граждан – специализированные ярмарки вакансий, «социальные гостиные», «дни МСЭ в службе занятости». Уже не первый год мы работаем по программе оснащения рабочих мест инвалидов: в этом году сумма на оснащение одного рабочего места составила 72 690 рублей, было оборудовано 50 мест. На эти места были, соответственно, трудо­устроены люди с ограниченными возможностями.

Правда, центр занятости населения, в соответствии с законодательством, имеет право официально предложить соискателю только те вакансии, которые соответствуют его уровню квалификации. Но самостоятельный поиск работы никто не отменял.

– В любом районном центре занятости есть центр самостоятельного поиска работы, – объясняет Елена Владимировна. – Там он сам может выбрать те вакансии из городской базы вакансий, которые его заинтересуют. Также есть информационно-аналитический портал «Работа в России» (www.trudvsem.ru), где можно разместить свое резюме, ознакомиться с вакансиями. Если человек испытывает трудности в работе с компьютером, наши специалисты всегда ему помогут.