«Реалист в выборе сюжета»

Оценить
В 14 лет Зенкевич попал в поле зрения охранного отделения

Художник, график, книжный оформитель Борис Александрович Зенкевич, работы которого хранятся в Третьяковской галерее в Москве, в Русском музее в Петербурге и в других музеях страны, – один из наших талантливых земляков.

Его детство, юность, становление личности прошли на саратовской земле. Здесь он появился на свет, о чём свидетельствует метрическая книга православной церкви села Николаевский городок Саратовского уезда (ныне Октябрьский городок Татищевского района) за 1888 год. В ней имеется актовая запись о крещении 16 января близнецов Бориса и Андрея, родившихся 15 (27 по новому стилю) января в семье надворного советника Александра Осиповича Зенкевича и законной жены его Евдокии Семёновны.

Александр Зенкевич служил старшим инспектором Мариинского земледельческого училища, находившегося в селе Николаевский городок. 1 июля 1899 года он подал директору Саратовской первой мужской гимназии прошение о приёме сына Бориса во второй класс. Борис успешно, в основном на 4 и 5, сдал вступительные экзамены. Только по латыни он получил 2 и 4 балла.

В этой же гимназии уже год учился брат Бориса Михаил. И теперь братья жили вместе в гимназической квартире, которую арендовала госпожа Гиллерт в доме Каменского, находившегося на углу Гимназической и Армянской (ныне Некрасова и Волжской) улиц. Всего здесь проживало 14 мальчиков. Руководство учебного заведения оценивало место жительства своих подопечных весьма высоко, отмечая, что «квартира находится недалеко от гимназии и по планировке очень удобная для учеников. При квартире есть двор, на котором в свободное время от занятий ученики играют». Плата за каждого ученика составляла 20 рублей в месяц. Госпожа Гиллерт «наблюдала за учением и поведением учеников, помогала при приготовлении домашних уроков, поддерживала во всём чистоту и порядок», предоставляла питание «в определенные сроки, доброкачественное и в достаточном количестве».

Первый учебный год оказался для Бориса тяжёлым. Он переболел корью, краснухой и трахомой, пропустил 114 уроков. Тем не менее оказался в числе лучших учеников и окончил второй класс на четвёрки и пятёрки. В третьем классе по прошению родителей Борис был освобождён от оплаты за обучение.

В конце 1902 года сыщикам саратовского охранного отделения удалось добыть некий документ об организации пересылки подпольной литературы, в котором упоминалось семь адресов для распространения таковой. Один из адресов был записан так: «Через сына инспектора Зенкевича». Постепенно охранка установила, что братья Зенкевичи состояли членами «тайного кружка, задавшегося целью устройства совместных чтений и распространения изданного в 1902 году подпольного ученического журнала «Проблески». Кружок устраивал вечера, «на которых собирались ученики и рабочие. В распоряжении означенного кружка имелась библиотека нелегальной литературы».

Когда 10 января 1905 года в Саратове стало известно о событиях «кровавого воскресенья» в Петербурге, здесь вспыхнули протестные выступления рабочих, интеллигенции, учащихся. К 15 января деловая жизнь губернского центра была парализована, бастовало около 10000 человек. Борис в этот день в гимназии не был, так как болел плевритом. Однако, выйдя после болезни, заявил о своей солидарности с гимназистами, участвовавшими в беспорядках. За это, а также «за грубость по отношению к преподавателю греческого языка» он получил по поведению годовую оценку 3 балла.

Весной 1905 года Борис был арестован в числе семи человек «за подстрекательство толпы к беспорядкам». Борис с товарищами ходил по магазинам нового гостиного двора на Театральной площади, призывая приказчиков бросить работу и присоединяться к первомайской демонстрации.

В мае 1906 года, когда Борис был учеником выпускного восьмого класса, охранка констатировала, что он «принимает участие в деятельности крестьянского союза партии социалистов-революцио­неров и разъезжает по уездам для ведения революционной пропаганды». И в 1907 году охранка следила за Борисом вплоть до 24 сентября, когда, по мнению сыщиков, он скрылся в Москве. Вероятно, именно в это время Борис Зенкевич выехал во Францию, в Льеж, где учился у Ф. Морешаля.

В Саратов Борис Александрович вернулся в 1917 году. В начале 20-х годов он преподавал в Саратовском художественном училище. Зенкевич проявил себя как талантливый график, книжный оформитель, создатель театральных декораций, плакатов. В 1926 году в Художественном музее имени А. Н. Радищева состоялась его первая персональная выставка. «Это талант, уже определившийся, вышедший из периода исканий на самостоятельный путь, – отметила газета «Саратовские известия». <...> Художник стремится к гармонии содержания с формой. Он реалист в выборе сюжета, но в своих работах он много места уделяет качеству рисунка, его культуре, его отделанности».

С 1928 года Борис Зенкевич жил в Москве, где в 1940 году прошла вторая персональная выставка его работ. Умер художник в 1972 году.