Жел-дор-компромиссы

Оценить
Приоткрою для вас тайны купе проводника пассажирского вагона

Мерно отстукивающий колесами поезд – особый мир на рельсах, в котором действуют свои законы, где «да» и «нет» не взаимоисключающи. Трудна дорога от правды к истине, как говорил Довлатов. Это известно всем, кто хоть раз ехал в поезде не в качестве пассажира.

Компромисс первый. Ты входишь в свой вагон. Тебя ждет хорошая новость: твой вагон просто стар, но не очень-очень стар. Перед посадкой растапливаешь титан, развешиваешь туалетную бумагу. Уже мысленно представляешь, в какое состояние придет туалет через полчаса. Если туалет образца «шпалы всё стерпят» – будь готов услышать тридцать раз во время санитарной зоны: «Вы когда нам туалет откроете?» Если биотуалет – радоваться тоже не стоит, потому что пассажиры плацкарта всё еще не привыкли к такому сервису и не верят, что бумагу внутрь кидать нельзя.

Техника очень капризна. Кондиционер тоже имеет обыкновение в пути выходить из строя. Механик и начальник поезда обвинят тебя в неправильной эксплуатации, ведь кондиционер разрешается держать включенным только на большой скорости. Тут надо проявить всю твердость духа и даже после часовой стоянки на раскаленном солнце игнорировать первые 10 минут жалобы и стоны пассажиров, пока не разгонится поезд.

Компромисс второй. Ты едешь. Снаружи – все плюс сорок, внутри нагретой жестянки кондиционер еле успокаивает температуру воздуха до плюс тридцати трех.

«Еще раз увижу тебя в шлепанцах – выкину, ***, из поезда!» – говорит, проходя мимо, начальница поезда, полноватая мощная женщина в обескураживающе короткой юбке. Ей можно верить на слово. Ладно, придется снова надеть закрытые черные туфли, ведь того требуют правила охраны труда.

Компромисс третий. Знаете, какая главная задача проводника пассажирского вагона? Комфорт пассажиров? Безопасность во время движения? Нет, главная задача – заставить их пить чай и заедать печеньками, закупленными РЖД. Пассажиры этого делать упорно не хотят. Подозреваю, потому, что кипяток и стаканы бесплатны, а один пакетик чая по тарифу РЖД стоит 25 рублей.

Требование экономической целесообразности диктует: отнеси пассажиру стакан чая за 35 рублей, бросив туда собственную дольку лимона. Если чаепитие удастся, сможешь продать не только чай РЖД, но и собственный чай.

Компромисс четвертый. Но всё-таки чаем одним ты, проводник, сыт не будешь. Тебе поставлен план: продать не менее 70 процентов «чайки» (чайной продукции), а иногда и всю полностью. Некоторые выданные в рейс продукты возврату не подлежат. То есть, если торговец из тебя никудышный, придется покупать и есть шоколадки от РЖД по 150 рублей самому.

Каждый проводник рано или поздно должен обнаружить у себя предпринимательскую жилку. Брать деньги за зарядку телефона, за открытие туалета во время санитарной зоны; новый вид услуги сейчас – курение в поезде с разрешения проводника. Продавать пассажирам пиво и чего покрепче, принимать бандероли и посылки, сдавать в аренду собственное купе пассажирам... (ой, думаю, стоит остановиться).

Компромисс пятый. Конечно же, в должностной инструкции вышеобозначенные мероприятия запрещены, но есть ведь молчаливое согласие начальника поезда, а иногда и призыв. И вот в конце рейса ты приходишь к нему в штабной вагон, расплачиваешься за чайную продукцию и несколько купюр кладешь сверху. За то, что всякого рода инспекторы не заходили во время рейса в твой вагон (а если бы вошли, в любом случае нашли бы нарушение), за то, что твой начальник поезда тебя прикрыл и договорился с ними.

А ведь вначале я, будучи девятнадцатилетней студенткой, захотевшей подработать в летние каникулы, зарекалась, что ни за что не буду никому платить в поезде оброк. Но я не знала, что меня спрашивать никто не будет.