Плохие инициативы, опасный прецедент

Оценить
В Саратовской области на чужую «сытую старость» не покушаются. Пока

Верховный суд РФ отменил принятый в 2005 году закон Брянской области о спецпенсиях региональных чиновников высшего звена. Инициаторами этой отмены выступила областная прокуратура. Прецедент вполне может быть распространен на всю страну. Наиболее дальновидные прокуроры и губернаторы уже начинают говорить об этом своим заксобраниям. В Саратовской области пока тишина. Губернатор Валерий Радаев, отважившийся сэкономить 20 миллионов рублей областного бюджета на самопиаре, пока не готов оставить себя и уже вышедших на пенсию чиновников регионального разлива без спецнадбавки к пособию по старости. Хотя здесь можно было бы сэкономить не два десятка, а две сотни миллионов рублей.

В Брянской области бывшие замы губернатора, руководители местного парламента и другие бывшие большие начальники лишились дополнительных пенсий, размер которых составлял от 80 до 140 тысяч рублей в месяц, хотя вроде имели на это право по закону. Но Верховный суд РФ напомнил региональным начальникам, что есть федеральный закон, который предписывает ограничивать расходы на аппарат, если регион – дотационный.

Брянские прокуроры горды собой. И с удовольствием рассказывают не кому-нибудь, а «Российской газете», что их опытом уже заинтересовались прокуроры из других регионов. Но на самом деле история с отменой «золотых парашютов», которая позволяет получать бывшим чиновникам на пенсии до 200 тысяч рублей, вдохновила, опять же если верить «Российской газете», региональные отделения правящей партии «Единая Россия» и ее младшего брата – ОНФ. На самом деле за несколько месяцев до выборов в Государственную думу этот проект может стать перспективным. Козырной картой единороссов может стать, если они перехватят у коммунистов инициативу. В конце концов, почему бы власти не сыграть по-крупному? На худой конец необязательно ведь совсем отменять все эти пенсионные прелести чиновничьей и депутатской жизни, достаточно просто приостановить региональные законы. А потом, когда волна схлынет, вернуть тихонько всё назад.

Но как бы там не было, а брянские прокуроры на самом деле молодцы. Они прошли нелегкую дорогу. Обжаловали областной закон о выплатах спецпенсий в областном суде. Но там им сказали, что всё нормально, никто никакой закон не нарушает. Бюджет принимался как бездефицитный, это потом доходы перестали сходиться с расходами. И тогда прокуроры отправились в Верховный суд доказывать, что мало ли что нарисовано в бюджете – если доходов не хватает на необходимые расходы, это означает его фактический дефицит и несбалансированность. После победы в Верховном суде и отмены регионального закона о пенсиях чиновникам и депутатам прокуроры совсем раздухарились и обещают отменить все пенсионные спецвыплаты из бюджетов муниципальных образований.

Намекать на то, что бюджетных денег не хватает на красивую жизнь бывших чиновников, начали еще в апреле нынешнего года. Член центрального штаба ОНФ Валерий Трапезников предложил Дмитрию Медведеву, выступающему в Госдуме, подумать над тем, чтобы выплачивать специальную пенсию госчиновников и депутатов с 65 лет. Отодвинув на пять лет у мужчин и на десять лет у женщин срок получения спецпенсий всем депутатам и чиновникам, в том числе региональным и муниципальным, можно было, дескать, сэкономить значительные средства. Премьер-министр согласился.

Пока в правительстве думают, как трансформировать предложение ценой в несколько десятков миллиардов рублей, региональный штаб ОНФ, дислоцированный в Бурятии, взялся за вопрос доплаты к пенсиям городских чиновников. Не дело, говорят в штабе, чтобы размер пенсий у чиновников был в десятки раз больше, чем у простых граждан. Бурятское отделение ОНФ достучалось до комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. И на его заседании уже было принято решение провести мониторинг денежных вознаграждений глав муниципалитетов по всей России.

Так что вполне возможно, что Бурятия станет следующим регионом, где пенсионеров-чиновников уравняют в правах с обычными пенсионерами. Там, кроме ОНФ, еще Народный Хурал за это выступает, и коммунисты не первый год. И Верховный суд РФ уже несколько лет назад рекомендовал властям республики ввести мораторий на ежемесячные доплаты к пенсиям отставных чиновников.

Есть надежда и на то, что такой закон примут в Ульяновской области. В октябре нынешнего года первая попытка отменить надбавки не удалась. Единороссы, которые составляют в региональной власти большинство, объяснили внушительную пенсию отставников «сверхтяжелой» работой. Но КПРФ пообещала продолжить свою подрывную работу. Коммунисты очень надеются с помощью прокуратуры донести до коллег по региональному собранию, что наличие доплат, «гарантирующих чиновникам и депутатам сытую старость», не стимулирует их заботиться о других гражданах. «Тем более что федеральный сдвиг в эту сторону уже проявился», – подчеркивают в Ульяновске.

Воронежские коммунисты, оказывается, тоже обращались к Генпрокурору РФ «насчет законности всплеска милосердия к воронежским начальникам за народный счет». Но Генпрокуратура спустила запрос в областную прокуратуру, а там нарушений не нашли.

В Волгограде прокуроры более активны. С их подачи Городищенская районная дума уже внесла изменения в нормативные правовые акты, дававшие право чиновникам с небольшим стажем получать высокие надбавки к пенсиям из муниципального бюджета. Теперь стаж увеличен, а размер доплат сокращён в два раза.

В Саратовской области на чужую «сытую старость» пока не покушаются. Может, памятуя о том, что своя впереди. Коммунисты-депутаты помалкивают. Областные прокуроры шашки наголо не держат. Общее количество людей, получающих спецпенсии в Саратовской области, нам неизвестно. Сколько денег тратится на них из консолидированного бюджета – тоже. Сколько будет нужно тратить завтра – тем более. Но можно прикинуть. По данным, которые мы получили из регионального минфина, за счет средств областного бюджета пенсию за выслугу лет на начало 2015 года получали 817 человек. На нее в бюджете 2015 года было предусмотрено 47 млн рублей. Примерно столько же наверняка наберется муниципалов. Примерно в ту же сумму обходятся наверняка депутаты, и еще столько же набросим на чиновников высших категорий. Итого уверенно можно говорить о 200 миллионах рублях. Минимум.