О профессиях не по-детски профессионально

Оценить
«Фабрика» социальной рекламы «Нефтемаша» ищет заказчиков

Восьмого декабря в конференц-зале предприятия АО «Нефтемаш»-САПКОН состоялся финал конкурса по профориентации школьников «Найди себя» и награждение его участников. Пилотный проект прошлого года оказался очень успешным, и его организаторы, сотрудники Центра молодежного инновационного творчества, созданного на базе «Нефтемаша», решили, что такие мероприятия должны проводиться ежегодно.

Увлечься всегда готовы!

Ответили на приглашение «Нефтемаша» в этом году учащиеся 7–9-х классов пяти саратовских школ. В начале октября во время первой встречи конкурсанты сразу же включились в работу. Дети – «податливый материал», заметно, как они легко откликаются, когда им интересно. Их знакомство с проектом и друг с другом происходило в развлекательной форме. Пусть не всегда верно они отвечали на вопросы взрослых, о многом учащиеся слышали просто впервые, но звучали уверенные и смелые суждения. Ошибаться и снова пробовать школьники не боятся. Некоторые участники немного скованные, но все – активные и целеустремленные, с горящими глазами, любо­знательными лицами. Не в надежде прогулять уроки согласились дети участвовать в конкурсе, а чтобы получить пользу.

Организаторы конкурса поставили перед ребятами задачу ­изучить несколько профессий и суметь преподнести окружающим сведения об этом разными способами: используя буклеты, баннеры, ролики, газетные статьи, выступления на сцене. Для того чтобы дети могли справиться с такими объемными заданиями, ЦМИТ организовал мастер-классы по фото– и видеосъемке, журналистике, дизайну и искусству презентации. Школьники посетили цеха предприятия «Нефтемаш» вместе с фотохудожником Александром Мирошниченко, который на реальном производстве преподал ребятам урок фотосъемки. Владимир Рязанов рассказал участникам проекта о том, как нужно писать текст, чтобы получилось не сочинение, а статья. Руководитель видеостудии Роман Шаповал легко и непринужденно общался со школьниками, как с ровесниками, увлечённо рассказывая о своей работе. Ведущая Наталья Воронова, филолог и психолог по образованию, имеющая большой опыт в организации массовых мероприятий и праздников, помогала конкурсантам работать над своими выступлениями и именно в команде.

– Активно готовить детей к выбору профессии нужно именно в подростковом возрасте, расширять знания и помогать ориентироваться в море информации, – рассказывает куратор команды лицея № 107 Наталия Фирсова. – Наши ребята, ожидая, что им предложат профессии на выбор, начали поиски наиболее интересного для них занятия, стали больше читать на эту тему и вести обсуждения, вплоть до жарких споров. Остановиться на какой-то одной профессии им было очень сложно.

Но всё оказалось гораздо проще. На импровизированном аукционе школьники купили профессии, изображенные на картинках, без названий, а только с номерами лотов. Каждой команде достался свой кот в мешке. В этих профессиях ребята определили для себя более узкие направления: лор-врач, пожарный, топ-менеджер, эксперт-криминалист. К емкой профессии экономиста никаких уточнений не делали.

Настоящее кино

Ученики 7–9-х классов изготовили образцы баннеров и буклетов, а взрослые организаторы помогли распечатать их. Баннеры повесили в конференц-зале завода «Нефтемаш», буклеты разложили к приходу гостей на столах. Получилась рекламная продукция социального характера. И одной похвалой в адрес детей тут не обойдешься. Результаты их стараний должны быть растиражированы, они просятся в массы. Яркие, запоминающиеся баннеры можно развесить по городу как социальную рекламу, рассказывающую о непростой профессии, например, сотрудника МЧС. Кто-нибудь знает, где обучают на пожарных? В любой поликлинике дефицит, особенно узких специалистов, в том числе лор-врачей. А что мы вообще знаем о юридической специальности эксперта-криминалиста? Вузы, обучающие экономическим специальностям, тоже могли бы взять на вооружение работы детей, разместить баннеры по городу, приглашая на обучение, раздавать буклеты на встречах со школьниками, во время дней открытых дверей. Между прочим, вся эта продукция, от идеи до ее воплощения, стоит денег.

О профессиях не по-детски профессионально

Беру в руки буклет лицея № 3, на котором написано: «Пора открыть двери в мир экономики». И сам буклет распахивается, как изображенные на нем две дверные створки. В то же мгновение становится очень интересно: что же за этими дверями? А там – подобранное с некоторой долей юмора и одновременно с глубоким смыслом изображение спящего мужчины, которому снятся деньги. А рядом подпись: «Экономисты воплощают мечту в реальность». Немного убедительного текста и перечисление учебных заведений, где можно получить экономические специальности. Просто, со вкусом, профессионально.

Со старанием ребята подошли и к третьему заданию – написанию статьи. В своих работах они использовали и интервью, приводили данные опросов, статистики, исторические сведения, проводили анализ, рассуждали о востребованности профессий, делали выводы о собственном выборе. Статью команды школы № 26 «Призвание – спасать» опубликовала одна из саратовских газет.

На заключительном этапе конкурсанты представили свои ролики и презентации – результат труда, творчества, фантазии. Веселые, искрометные выступления с танцами, песнями, живой музыкой увлекли членов жюри и публику. «Экономистам» из лицея № 3 особенно удалось проявить находчивость и актерские способности. А «эксперты-криминалисты» из лицея № 107 продемонстрировали режиссерский талант. У них получился прямо настоящий короткометражный фильм с завязкой, развитием событий, кульминацией и развязкой.

В состав жюри вошли представители министерства экономического развития и инвестиционной политики, министерства занятости, труда и миграции, Федеральной пожарной службы по Саратовской области. Они определили победителей в пяти номинациях. «Оториноларингологам» школы № 5 вручили грамоту за успешный дебют. «Экономистов» из лицея № 3 отметили за лучший буклет и презентацию. «Топ-менеждеры» школы № 46 заслужили грамоту за лучший баннер, «спасатели» школы № 26 – за лучшую статью. А самый лучший ролик – у «экспертов-криминалистов» лицея № 107, которые и завоевали гран-при конкурса «Найди себя». Члены жюри поздравили ребят и вручили каждой команде по торту.

Азарт, поиск, самовыражение – команда

Многие участники проекта знают, кем хотят стать. Команде школы № 26 действительно нравится профессия спасателя. Ученики несколько раз были на экскурсии в одной из частей МЧС, видели тренировки пожарных. И сами ребята постоянно принимают участие в спортивных мероприятиях. А Ирине Дмитриевой из школы № 46 нравится математика, она собирается быть бухгалтером, ей интересен карьерный рост – возможно, до топ-менеджера. На фоне последних неспокойных событий в мире ребят увлекает военная тема. Одноклассница Ирины, Арина Липаткина, хочет стать военным, но выбрать экономическую специальность. Настя Гребенникова из команды врачей 5-й школы готовится к профессии военного доктора. Ее же одноклассница хрупкая Настя Лёвина планирует остановиться на специальности, которую обычно выбирают представители сильного пола, – хирургической.

– А у нас очень разные предпочтения, – рассказывает капитан команды-победительницы лицея № 107 Батыр Казиев. – Кто-то хочет стать футболистом, кто-то переводчиком. Мне нравится профессия врача. Нам сначала казалась скучной доставшаяся профессия юриста. Но мы открыли для себя в ней несколько специальностей и увлеклись одной из них – эксперт-криминалист. Главное, что мы получили новые навыки. Узнали, как писать статьи, снимать ролики и делать эту работу вместе. Поняли свои ошибки. Этот конкурс развивает что-то внутри нас, расширяет наш кругозор.

О профессиях не по-детски профессионально

– Мы не пожалели, что приняли участие в этом проекте, несмотря на загруженность детей, – делится впечатлениями педагог лицея № 107 Наталия Фирсова. – На следующий год мой 8-й класс станет выпускным, поэтому мы принимаем активное участие во всевозможных мероприятиях, в том числе и по профориентации. Дети – молодцы! Они оставались после уроков, выполняли задания с удовольствием и азартом. Что-то получалось, что-то нет. Трудности меня не пугают, помогать им для меня дело привычное. Главное, что ребята очень довольны и хотят еще участвовать в подобных проектах.

Все участники «Найди себя» теперь в базе данных ЦМИТ. С ними и их школами «Нефтемаш» будет поддерживать связь и информировать учащихся о своих мероприятиях.

– Конкурс объединил ребят внутри команд и сдружил учеников разных школ, стирая пафосные границы статусов разных образовательных учреждений, – считает руководитель ЦМИТ, член совета директоров АО «Нефтемаш»-САПКОН Светлана Шимчук. – Ребята из этих пяти школ и лицеев Саратова стали активно общаться и за рамками нашего проекта, в соцсетях. Во время выступлений разные школы аплодировали соперникам. А как трогательно мальчишки и девчонки держались за руки на сцене, сразу видно команду!

По словам Светланы Шимчук, ЦМИТ, набирая опыт, делает поправки. Нельзя объять необъятное. Поэтому в нынешнем сезоне количество школ-участников снизили с десяти до пяти. По мнению Светланы Федоровны, необходимо устанавливать более четкие временные требования при подготовке и выполнении участниками заданий и проводить контрольные репетиции, тогда и работа ребят будет более отточенной.

– Максимально высокий результат получается, когда гармонично сочетаются усилия организаторов, школьных педагогов и детей, – продолжает Светлана Шимчук. – В идеале хотелось бы, чтобы каждая номинация имела свою востребованность в реальной действительности. В прошлом году у нас не получилось с публикацией. Тексты ребят были больше похожи на сочинения. В этом году нам удалось разместить статью. В том сезоне мы не смогли найти поддержку, чтобы развешать баннеры по городу. У ребят теперь есть готовые ролики и презентации, с которыми они могли бы выступать перед своими ровесниками в разных школах. Найти взрослых, заинтересованных в детской продукции, – над этим еще предстоит работать.