Славное море!..
Поливановка как минимум дважды на минувшей неделе попала в ленты саратовских информационных агентств. Правда, жители поселка на окраине города вовсе не считают это поводом для гордости. Огромной лужей, которая залила часть улицы Стадионной, и свалкой мусора, образовавшейся чуть ли не в центре поселка, едва ли можно гордиться.
Попробуй доберись!
День для своего путешествия в поселок я выбрал, мягко говоря, не самый подходящий. Утром в четверг за окном было прохладно, шел мокрый снег, а под ногами образовалась снежная каша. Благо буквально на выходных я стал обладателем резиновых галош. Ну а что? Обувь удобная и практичная. Даже для прогулок по центральным улицам города, а что уж говорить об окраинах.
Транспорт для многих жителей Поливановки больная тема. Добраться до поселка можно на трамваях № 4 и 6 или на маршрутном такси № 46. Маршрутка ходит от 3-й Дачной, а трамваи – от 6-й. «Мне трамваями пользоваться не с руки. Невыгодно. Надо же сначала до 6-й Дачной доехать, а потом уже на шестерку пересесть. А это еще плюс 17 рублей. Уже 17! А маршрутка меня от 3-й Дачной довезет и прямо до дома. Да и трамваи, если честно, ходят редко, – рассказывает женщина, с которой мы вместе ехали в 46-м микроавтобусе. – Раньше с транспортом было получше. От центра до глазной клиники ходила 100-я маршрутка, до Сенного рынка 51-я».
В разговор включается женщина, сидящая на соседнем месте: «Если трамваи не ходят, то на 3-й Дачной такая очередина выстраивается на 46-й! В такие моменты ехать стоя за счастье».
Маршрутка № 100 с улиц Саратова исчезла в 2011 году. В транспортном управлении тогда объяснили закрытие маршрута тем, что на этой линии сплошные долги, а полученных доходов не хватало даже на оплату бензина. Недавно неравнодушные саратовцы на www.change.org создали петицию о восстановлении автобусного маршрута № 100. А в октябре текущего года проблемы с транспортной доступностью сразу двух поселков, Поливановки и Жасминки, пообещал решить губернатор Валерий Радаев. Он поставил перед администрацией Ленинского района задачу рассмотреть возможность обустройства дороги, сделать все необходимые расчеты маршрута и стоимости работ. Но воз и ныне там...
Лужа без берегов
Улица Стадионная – одна из немногих асфальтированных улиц в Поливановке. Но многие автовладельцы и водители маршруток стараются по этой улице не ездить.
Коммунальная авария здесь, по рассказам местных жителей, произошла еще в середине лета. Рядом с проезжей частью расположена колонка, труба которой уже вся сгнила. Ремонтировать трубу не забывают. Регулярно приезжают и забивают чопики. Нет, вода-то из колонки идет, но из-за прохудившейся трубы она вытекает и прямо на проезжую часть. Преодолеть озеро Байкал (так лужу стали именовать местные жители) в Поливановке с трудом возможно КамАЗам, а легковые автомобили и вовсе рискуют захлебнуться.
«Ну, если потихоньку, то проехать можно. Надо просто знать все подводные камни, – с улыбкой рассказывает мне автомобилист, припарковавший своего железного коня у магазина, недалеко от знаменитой лужи. – Но без крайней необходимости я бы не стал кататься здесь. Машину жалко. Ремонт не в сто рублей обойдется. Пока еще относительно нормально. А что будет, когда зима настоящая настанет?
Вплавь ведь не бросишься?
Но лучше, как гласит известная народная мудрость, один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поговорив с автолюбителем, я иду в направлении лужи. Впереди меня идет женщина. «Молодой человек, а вам прямо?» – обращается она ко мне. Я отвечаю утвердительно. «Тогда пойдемте вместе. Мне в магазин надо. Но я одна боюсь идти. Собак много. Меня в прошлом году одна укусила. С тех пор я очень осторожно к этим друзьям человека отношусь», – объясняет мне женщина.
По пути нам действительно встретились несколько собак, но ни одна из них броситься на нас желания не изъявила. «Они к зиме злее становятся. Холодно, есть хотят, вот и бросаются на людей. Никакого контроля за ними нет!» – жалуется моя спутница.
Подходим к луже. На несколько секунд я замешкался – думал, с какой стороны её обойти. Впереди появился автомобиль. Женщина предложила подождать, пока он проедет. «Полмашины можно в этой яме оставить, – говорит она, смотря, как водитель притормаживает и его автомобиль потихоньку заезжает в лужу. – А ведь все они налоги платят. Спрашивается, за что?»
Машина удачно «выплывает» на другом берегу лужи. Это напоминает эпизод из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», в котором Джузеппе просит быть осторожным и не задавить рыбку.
Дальше я направляюсь за своей спутницей. Несколько раз я оступался, и нога оказывалась в луже (спасибо резиновой обуви!). Так мы доходим до колонки, из которой и вытекает озеро Байкал в Поливановке. Жители сразу нескольких домов, выходя со своих приусадебных участков, могут оказаться на берегу этого водоема. Только чему радоваться-то? Это же не берег Черного моря и даже не Волги.
Обойдя искусственный водоем, женщина направилась в магазин, а я пошел дальше – на трамвайную остановку. От падающего мокрого снега я спрятался под навесом магазина. Вместе со мной от непогоды спасались две пенсионерки. Одна из них рассказывала, что к магазину с одной стороны не подойдешь. Причина – еще в одной большой луже. Так сколько же их в Поливановке? А во всем Саратове?
Но озеро Байкал – далеко не единственная проблема в Поливановке. Еще одна – стихийные свалки мусора. В центре поселка нет специальных мусорных контейнеров! Либо вези мусор с собой в город и там выбрасывай, либо иди до ближайшей мусорки на 9-ю Дачную. К сожалению, немало людей выбирают третий вариант – бросай там, где тебе удобно. Опять же проблема вывоза мусора актуальна не только для Поливановки, но и для частных секторов Агафоновки, Пролетарки, Глебучева оврага и Соколовой горы.
[кстати сказать] Почему Поливановка называется Поливановкой? С самого детства я задавался вопросом «Почему Поливановку назвали именно так? Что там все постоянно поливают?» Неоднократно я мучил этими вопросами родителей. Как оказалось, к поливу название не имеет никакого отношения. По одной из версий, Поливановку основал в XVIII веке Иван Игнатьевич Поливанов, первый саратовский губернатор. Но некоторым краеведам эта версия кажется неправдоподобной. Если верить другой точке зрения, то поселок назвали в честь помещика Поливанова, любителя жить на широкую ногу. Сам помещик в Поливановке не жил. Поместьем руководил управляющий. Помещик в своем поместье появлялся редко, но метко. Во время таких визитов, как говорится, гуляли все. Поливанов был страстным картежником. Однажды, чтобы расплатиться по карточным долгам, ему пришлось расстаться со своим поместьем. Но название Поливановка навсегда вошло в историю. Во второй половине прошлого века поселок стал активно застраиваться. К планированию Поливановки приложил руку советский архитектор Николай Усов. Благодаря его стараниям появились 18 улиц, пересекающиеся под прямым углом. Активная застройка поселка продолжилась и после распада Советского Союза. В Поливановке, как грибы после дождя, стали появляться коттеджи, а вместе с ними и новые улицы, которые уже катастрофически приблизились к лесному массиву. |