К нам не поедут. И мы не поедем

Оценить
Нашу область туристы знать не знают

Саратовская область оказалась в аутсайдерах национального туристического рейтинга – ей отведено 78-е место из 85. Исследование проведено Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России».

В последние два года всё больше россиян стараются (или вынуждены?) отдыхать в России. Внутренний туризм – часть политики импортозамещения. Этому способствовало проведение Олимпиады и присоединение Крыма, с которым прибыло рекреационных богатств России, утверждается в исследовании.

Туристическая привлекательность регионов определялась, исходя из ряда критериев. Один из главных – уровень развития туристического бизнеса (на душу населения: общее число мест в гостиницах; число жителей, занятых в сфере туризма). В расчет также принимались оборот туристических услуг (количество рублей, заработанных в сфере туризма, на каждого жителя региона), популярность региона у россиян и иностранцев (по количеству ночевок в гостиницах), туристическая уникальность (рейтинг достопримечательностей и курортов – по данным ЮНЕСКО, материалам СМИ и экспертным оценкам). Эксперты учли экологию и криминогенную ситуацию, развитость транспортной и социальной инфраструктуры, обеспеченность объектами культуры. И последний критерий – популярность региона как туристического бренда в интернете (количество запросов в поисковых системах, количество публикаций на русском и английском языках). Все данные брались из открытых источников и ведомственной статистики.

Исходя из критериев, регионам присваивали баллы. Наша область набрала 21 балл. Лучший результат у Краснодарского края – 70,9 балла, следом Санкт-Петербург – 63,2 балла, замыкает тройку лидеров Москва – 60,7 балла.

Регионы, набравшие более 50 баллов (таких 16), вошли в первую группу рейтинга. Это сложившиеся туристические территории, где туризм считается одним из приоритетных направлений. Здесь оказались Карелия, Крым, Нижегородская и Ярославская области.

Наши ближайшие соседи Самара, Ульяновск, Волгоград и Пенза оказались в группе середняков, заняв 23-е, 40-е, 53-е и 63-е места соответственно. В группе аутсайдеров, занявших с 66-го по 85-е место, оказался наш сосед Тамбов – 73-е место (26,9 балла). Хуже, чем у нас, дела с туризмом обстоят в Брянской области, Северной Осетии, Калмыкии, Еврейской автономной области, Ингушетии и Туве. Составители рейтинга объясняют, что в третью группу попали регионы, где только начинают работать над развитием туристического потенциала. Кроме того, в большой своей части регионы третьей группы являются депрессивными: для них характерны невысокий уровень жизни, низкие доходы населения, слабо развитая инфраструктура. Так думают эксперты – чиновники и ученые от туризма, руководители всяческих министерств и ассоциаций.

Жаль, что в поле зрения туристической общественности не попал такой сдерживающий развитие туризма фактор, как цены на железнодорожные и авиабилеты. О каком развитии туризма можно говорить, если за месяц до зимних каникул плацкартные билеты стоимостью 3500 рублей до Санкт-Петербурга на начало января раскуплены, остались только в купе фирменного поезда по 9433 рубля? А поезд ходит только один, Астрахань – Санкт-Петербург... Сможет ли среднестатистическая саратовская семья из четырех человек потратить 75 тысяч рублей только на дорогу до Питера, если средняя зарплата по области немногим более 22 тысячи рублей?

Авторы планируют сделать «Национальный туристический рейтинг» периодическим и публиковать его результаты несколько раз в год. Возможно, в дальнейшем они обнаружат, что развитие туризма тесно связано с доступностью перемещения внутри страны. И к числу критериев добавится число железнодорожных билетов по самым популярным направлениям, которые можно приобрести на среднюю зарплату в регионе.

Продолжение темы