Лучше не станет. Хуже – может
Министр экономического развития Владимир Пожаров верит только в инвестиции, и стройка ему внушает надежду. Об этом он рассказал журналистам на традиционной встрече. Обсуждали, конечно, не только итоги десяти месяцев.
Впереди смычка правительства с бизнесом
С 2016 года в Саратовской области начнет работать государственная программа по развитию конкуренции. Программа эта с двойным дном. Министр Владимир Пожаров об этом, само собой, не сказал. Не его дело давать оценку федеральным распоряжениям. Но если присмотреться к тому, что сбросили регионам, всё яснее ясного и без пожаровской оценки. Федеральный центр данной программой не просто сокращает свои бюджетные расходы, а заставляет регионы поделиться ответственностью и материальными активами с предпринимателями. Судите сами.
Два года назад администрация президента составила «дорожную карту по конкуренции», в которой были прописаны стандарты ее развития в регионах. Не во всех, а только в пилотных, в число которых входила и Саратовская область. Потом федералы приостановили работу. И вот недавно конкуренция снова стала актуальной. За время паузы, правда, федеральная власть изменила рынки и показатели, по которым будет оцениваться устроенная там конкуренция. С 1 января 2016 года показатели «по конкуренции» будут являться важными при оценивании результативности губернаторов.
«Идея простая: постараться максимально открыть некоторые сферы деятельности, которые сейчас узурпировало государство. Бизнес сможет заниматься дошкольным образованием, здравоохранением, пассажирскими перевозками, водоканалами», – объясняет журналистам Владимир Пожаров. И дальше вкратце дает понять масштабы будущих преобразований на этих рынках услуг. В среднем речь идет о передаваемой доле в 15 процентов уже в следующем году, а потом ее нужно доводить до 20–25 процентов. Исключений два: предприятия, поставляющие услуги в сфере ЖКХ (здесь все неэффективные потребовали передать частникам), и пассажирские межмуниципальные перевозки (здесь бизнесу причитается до 75 процентов перевезенных пассажиров уже в следующем году).
Каждый регион со своим процентом окончательно определится к концу нынешнего декабря. Саратовской области, например, легче всего определяться с организациями, управляющими многоквартирными домами. Они у нас давно не государственные и не муниципальные. Так что заранее здесь можем поставить себе плюс. И похоронить наконец идею создания управляющей компании с бюджетным финансированием – для обслуживания плохих и старых домов, в которых живут бедные люди.
Показатель ухода государства из сферы дошкольного образования теперь будут считать в детях, а не в детских садах. Тот же самый принцип применят к пионерским лагерям. Численность детей, отдыхающих в частных детских оздоровительных лагерях, уже в 2016 году должна быть не менее 15 процентов, а в 2017-м – не менее 20 процентов. «Выполнить этот показатель будет тяжело, – говорит Пожаров. – У нас всего два пока относительно частных лагеря». Опасения министра понять можно. Один из лагерей – газпромовский. А Газпром у нас, по сути, государственное предприятие. Так что еще не факт, что его можно учитывать.
Чтобы выполнить план по конкуренции бизнеса с властью, настоящий частный бизнес, типа наших колбасных предприятий или крупных сельскохозяйственных, нужно заинтересовать. Например, отдав им площадки советских пионерских лагерей с действующей инфраструктурой. Но (Пожаров об этом не говорил!) на эти площадки всегда есть и будет спрос со стороны застройщиков, которые никогда не против возвести неподалеку от города комплекс из домов, желательно многоэтажных. А это значит, что саратовскому правительству придется изворачиваться, отчитываясь о выполнении показателя по летнему отдыху. Вступать в конфликт с аппетитами застройщиков. Отдавать бизнесу бесплатно, да еще и кланяясь в ноги, остатки старых лагерей, чтобы довели их до ума и запустили, желательно в круглогодичном режиме. Давить на табачную фабрику и других лидеров промышленности области, понуждая их быть социально ответственными.
Строительство дороги Шанхай – Гамбург – такая точка роста, которую министр ждет как манну небесную.
Ну а заинтересовавшемуся идеей начинающему малому бизнесу вполне можно отдать в бесплатное пользование волжские острова и красивые участки полей и лесов. В конце концов, детские лагеря могут быть разными – и трудовыми, и палаточными, и спортивными. Педагог, фельдшер, повар и студенты меда, педа, строительного и кулинарного колледжей им в помощь. Индустрия детского отдыха дело, может, и не прибыльное, но интересное и обучающее. Главное в нем – любить детей больше, чем деньги. Такие люди наверняка не раз приходили на личные приемы и в городские администрации, и в правительство. Хорошо бы их, вместе с их идеями, вспомнить, когда чиновники начнут размышлять о том, «как сделать грамотную приватизацию».
Еще труднее будет для правительства отдать в частные руки дополнительное образование детей, культурные учреждения и медицину. Потому что здесь будет учитываться доля переданных в частные руки бюджетных расходов. Как приступить к стимулированию создания частных домов престарелых и инвалидов, в правительстве Саратовской области вообще не имеют понятия. Пока Владимир Пожаров говорит, что «у нас шикарные места, красивые», намекая, что строить дома престарелых нужно в сельской местности. Опыта негосударственных учреждений для стариков в России практически нет. Это факт. Но потребность в них давно назрела. Это тоже факт. Может быть, поставленные перед фактом, регионалы придумают теперь «дорожную карту» по этому вопросу для федералов. А может, в ходе размышлений придумают, как поощрить другие формы соцобслуживания – например, ясли для немощных стариков по типу детских.
Но пока Владимиру Пожарову яснее ясного, что уже пора приниматься за корректировку законодательства в вопросе ярмарочно-рыночного дела. Работа рынков и ярмарок на сегодняшний день так заформализирована, что их практически не осталось. У них должны быть, например, паспорта. Владимир Александрович соглашается с журналистами в том, что у каждого решения по уничтожению рынков и ярмарок были свои лоббисты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Ну вот сейчас придется хотя бы часть из искусственных ограничений этого вида торговли снять. Иначе невозможно выполнить задачу – довести долю оборота на рынках и ярмарках до 7 процентов.
«Нужно поставить областные индикаторы достижений и двигаться», – говорит Владимир Пожаров.
Забастовка дальнобойщиков. На чьей стороне больше правды?
Журналистам легко спрашивать: что делать, чтобы выйти из ситуации с дальнобойщиками? Ну, во-первых, вся эта буза с «Платоном» никаким образом к нашей области не относится. Речь-то про федеральные дороги и про федеральные сборы. А во-вторых, ни сами дальнобойщики, ни их представители к министру Пожарову не обращались ни за советом, ни за помощью. Но от ответов Пожаров не увертывается. И начинает высказывать свой взгляд на проблему с анекдота про лося, который стоит у реки, пьет, пьет, а ему всё хуже. Потому что у него задней половины тела нет. «Так и мы – вкладываем деньги в ремонт дорог, а они всё хуже», – говорит Владимир Александрович.
Да, он понимает, что большинство дорог строились еще в советские годы, из расчета другого количества автотранспорта и из норм, где нагрузка до шести тонн на ось считалась максимально большой. Да, сегодняшние большегрузы действительно разбивают не приспособленные под них дороги. «Выход на самом деле в том, чтобы строить современные дороги, – говорит региональный министр по экономическому развитию. – Потому что бизнес уже распробовал большегрузы, и ему уже не так нужна железная дорога, если автотранспорт за меньшие деньги оперативно преодолевает расстояния до 500 километров, и если логистика, сроки – всё соблюдается. Бизнес снижает издержки, и это хорошо. Но большегрузы разбивают дороги. В чем я твердо уверен: к системе весовых контролей с разумной платой вопросов не будет ни у кого. Люди готовы платить. Но по простым, понятным правилам игры. Водителю дополнительные трудности с процедурой оплаты не нужны».
У нас в Саратовской области между тем потихонечку именно к таким сборам с большегрузов и готовятся. Может, давно бы система работала, но бюджетных средств не хватает. У нас всего два пункта весового контроля пока. «А нужно создать на всех въездах, – говорит Владимир Александрович. – Но еще как минимум на два пункта мы закладываем деньги в бюджет следующего года». И предупреждает, что «у нас будет разумная тарификация», чтобы никто не начал нервничать заранее.
На бюджет с точки зрения дорог смотреть не надо
Журналисты спросили, почему в областном бюджете следующего года на строительство и ремонт дорог заложено значительно меньше денег, чем в прошлом году. Владимир Пожаров ответил, что «мы пока заложили только свои деньги, и они не меньше прошлогодних, а федеральные деньги еще не распределены». Так что, по большому счету, на бюджет «с точки зрения дорог смотреть не надо». Потом выяснилось, что со всех точек зрения, где будет федеральное финансирование, лучше не смотреть. Потому что с федеральной помощью пока всё весьма зыбко. Наше дело было – сверстать бездефицитный бюджет. Это одно из главных условий доступа регионов к бюджетным кредитам федерального центра. Мы его сверстали.
– А какой у нас на следующий год прогноз по прибыли? – спросили журналисты. Пожаров ответил, что он не хочет выделять налог на прибыль.
– Давайте про общий объем доходов говорить. Когда мы защищаем доходы в федеральном ведомстве, то действуем по определенным правилам. 55 миллиардов мы на следующий год даем в план. В этом году был план 53 миллиарда. План к плану нормально. Если смотреть на план к факту, то 55 к 50 будет. То есть 10 процентов рост.
Между прочим, три недобранных миллиарда нам в этом году принесет именно налог на прибыль. Такие предварительные оценки у министра. «Очень надеюсь, что декабрь что-то даст, – говорит он. – Но у нас идет возврат переплат очень сильный. Мы уже вернули порядка 1600 миллионов рублей. Раньше бизнес закрывал глаза на переплаты, а сейчас их забирает. Сбербанк почти 800 миллионов забрал».
Вот такая грустная правда от министра экономики.
Если федеральный центр построит полосу, то мы построим дорогу. Мы построим дорогу, если федеральный центр построит полосу...
Про строительство нового аэропорта в Сабуровке министра спрашивают на каждой встрече. Вот и сейчас спросили: правда ли, что строительство будет приостановлено?
– Там были трудности, – подтвердил министр. Но заверил, что федеральная часть в следующем году будет выполнена по полосе. – И инвестор обещает выполнить свои обязательства. Другое дело, что нам надо сделать дорогу и провести воду. В бюджет такие деньги мы заложить не можем. Ищем концессионера. Параллельно с городом прорабатывали вопрос о скоростном трамвае. Но пока идет строительство ни шатко ни валко, и инвесторы недоверчиво себя ведут.
Министр заверил, что, как только федеральная часть оживится, областному правительству с бизнесом будет легче работать. Хотя по энергетике, газу, связи вопрос уже решен. И даже вроде нашли вариант по концессии.
Про китайский коридор по седьмому варианту
Журналисты совсем запутались, будет или не будет идти через Саратовскую область суперавтобан, который свяжет восток и запад нашей страны, а нас еще и с Китаем. Вроде Саратовской области на плане этой трассы все-таки нет. Или есть? Владимир Пожаров согласился в очередной раз всё разъяснить.
Есть давно согласованная дорога. Она идет через Казахстан, Оренбург, Уфу, Казань на Москву и дальше в Петербург. Строит ее Автодор на бюджетные деньги. А есть еще дорога Шанхай – Гамбург, и она строится на деньги консорциума частных инвесторов, но под протекторатом государств. Российскую часть курирует лично Игорь Шувалов. В эту дорогу будут вложены деньги группы компаний «Меридиан».
– Это будет бетонка, самая современная. Пойдет две полосы в одну сторону, две полосы в другую. У нас таких дорог нет. Даже Саратов – Хвалынск будет ниже классом. Сейчас заканчивают проектные работы. Надеемся, что весной начнут. Это такая точка роста, которую я жду как манну небесную. Песок, цемент ведь будет использоваться наш, Северсталь со своей арматурой придет на строительство.
Я спросила: а в Казахстане-то готовы строить одновременно с нами? Но выяснилось, что у Казахстана с Китаем связь уже прекрасная, и в этой стране Меридиану нужно построить только небольшой участок от Уральска до нашего Перелюба. Ну а России, похоже, от Перелюба до самой Беларуси.
[кстати сказать] Немножко статистики Посмотрели вместе с министром на итоги социально-экономического развития Саратовской области. В сравнении с итогами за 10 месяцев прошлого года нынешние хуже. Продукция сельского хозяйства составляет меньше 86 процентов, и выше уже не будет. Обороты розничной торговли падают, и она тоже вряд ли придет в себя до конца года. По инвестициям пока показатель 87,9 млрд рублей. Министр сказал, что эти цифры дают ему уверенность, что годовой план в 140 млрд можно выполнить. Так это или не так, журналисты узнают не раньше марта, когда появятся первые статданные за 2015 год. А еще министра радует, что «стройка подросла», «стройка выправилась». Но оказалось, что речь идет не только о жилищном строительстве, а о стройке как отрасли и производственного, и промышленного назначения. По жилью пока всего 83 процента к аналогичному периоду прошлого года. |