Проверки на дорогах

Оценить
Проверки на дорогах
От «Платона» – хоть в петлю. Участники акцииу саратовского офиса фирмы. Фото Вера Салманова
Практически все политические силы России в эти дни проходят проверки на дорогах – испытывается их отношение к системе взимания дани Платон»и ответным акциям дальнобойщиков

История противостояния водителей большегрузных автомобилей и системы «Платон» подошла к промежуточному финишу. Намеченная на вчера акция протеста водителей большегрузных автомобилей на подъездах к Москве переносится, сообщил председатель профсоюза дальнобойщиков Валерий Войтко. Из-за препятствий, которые создают сотрудники ГИБДД, водители из разных регионов не успевают к указанной дате доехать до Москвы.

Новая акция назначена на 4 декабря. Если и она не состоится или же если и она не приведет к отмене системы «Платон», дальнобойщики грозят всеобщей забастовкой. Или как вариант – «Днем поломки автомобилей», что, по общему мнению, может привести к параличу на всех дорогах страны. Но этого может и не случится. Водители разобщены – это первое. Попали под пресс правоохранительных органов – это второе. Некие профсоюзы от имени дальнобойщиков вели переговоры с министром транспорта и согласились на его условия.

Так что следует ожидать, что система – возможно, с корректировками и отсрочками – всё же будет введена в действие. К чему это может привести? О последствиях внедрения «Платона» говорили на встрече с чиновниками Росавтодора представители розничных сетей, производителей и компаний-перевозчиков.

На этой встрече представители бизнеса обозначили предварительные катастрофические параметры введения «Платона». А именно: сокращение объема перевозок на 30–40 процентов, как следствие – сокращение поставок и возможный дефицит, сокращение числа дальнобойщиков, появление мощной организованной группы недовольных. И, главное, рост цен на перевозимые товары, а это прежде всего продовольственные продукты, по разным группам на 10–30 процентов.

Похоже, нас ожидают нелегкие времена. «Платон», турецкое эмбарго, а на новый год к нам возвращается система ЕГАИС, не так давно парализовавшая торговлю алкоголем. Тогда ее отклонили, теперь достали из какого-то сундука.

Еще есть вероятность, что 3 декабря Владимир Путин что-то скажет о проблеме в своем послании. Наверное, по этой причине новую акцию водители и назначили на 4-е число.

Сегодня мы рассказываем обо всех аспектах недавнего противостояния – как развивались события, что было в Саратове, что чувствовали дальнобойщики перед лицом угрозы, какова была политическая составляющая конфликта.

Американский след на российской дороге

Президент Владимир Путин, преданность которому так подчеркивали многие протестовавшие водители, был занят укреплением наших позиций в мире, в Сирии, Турции, далее везде. Его пресс-секретарь объяснил, что в Кремле в курсе, что ситуацию не стоит преувеличивать и драматизировать. И вообще отправил спрашивавших журналистов к правительству, это-де его епархия. Первые лица правительства – Дмитрий Медведев и вице-премьеры – на ситуацию никак не отреагировали.

Самым ярким (не значит, что самым умным) стало выступлением депутата Госдумы Евгения Федорова. Известный постоянными поисками врагов в окружении Владимира Путина, координатор НОД (Национально-освободительного движения! – Прим. ред.) сразу выяснил, откуда ветер дует. Ветер, как выяснил Федоров, дул с Запада. Обращение депутата к дальнобойщикам никого не удивило, у нас ведь все точно знают: это Обама виноват, что в стране нет дорог, загажены подъезды домов и так далее. Однако как характеристику сумеречного мышления члена комитета Государственной думы РФ по бюджету и налогам, члена Центрального политсовета «Единой России», действительного государственного советника Российской Федерации и проч. привести некоторые моменты необходимо. Еще необходимо добавить, что в апреле 2011 года, когда в Думе голосовался закон о взимании платы с большегрузных автомобилей, Федоров, как и вся его фракция, был «за».

Теперь же в своем обращении депутат заявил, что протесты дальнобойщиков против системы «Платон» организованы «пятой колонной» и властями США для обрушения российского государственного строя. Российское правительство является «пятой колонной», которая намеренно повышает налоговое бремя на дальнобойщиков. (То есть Федоров все-таки не помнит, как сам голосовал по этому вопросу.) «Пятая колонна» из органов власти передала эстафету «пятой колонне» на улицах – так называемым боевикам Навального».

Впрочем, у Федорова нашлись единомышленники. Председатель челябинского клуба дальнобойщиков «Братишка» Кирилл Карташков уверен, что дальнобойщики, принимавшие участие в акциях протеста, «поддались на провокацию, которая активно проводится в социальных сетях». И далее заявил, что аккаунты провокаторов зарегистрированы на Украине и в Германии.

Последним, кто на сегодняшний момент поспекулировал на теме западного влияния, был разрабатывавший систему «Платон» руководитель подразделения «РТ-Инвест Транспортные системы» Дамир Хусаинов. Как известно, первые дни функционирования системы сопровождаются постоянными сбоями – то одно не работает, то другое. Г-н Хусаинов быстро нашел виновных. По его словам, сбои в работе системы взимания платы с фур за проезд по федеральным дорогам были организованы за границей.

«Да, были временные задержки в работоспособности сайта. Связано это прежде всего с атаками на наш сайт». По его словам, всего из-за рубежа произошли две DDoS-атаки на сайт, стоимость которых, по оценкам компании, составила около двух миллионов долларов.

Никаких денег не жалеет американский Госдеп, чтобы остановить столь блестяще разработанную систему.

Частичная пролетарская солидарность

«Самая большая опасность – политические союзники. Дальнобойщикам надо бы посылать на три буквы всех, кто немедленно начнёт (уже начал) примазываться к протесту. И неважно, как называются примазывающиеся – Ананас, Альянс, Пегас – все, кто с криками «Брат мой, страдающий брат!» кинутся к дальнобойщикам и удушат их в объятиях».

Это из анонимного комментария в интернете. В Сети акция водителей была самой популярной темой. По крайней мере до эскалации конфликта в Сирии. И надо признать, что, согласно всей имеющейся у нас информации, дальнобойщики именно так и поступили. Во всяком случае ни о каких политических альянсах протестующих с политическими партиями не известно.

Наибольшую активность проявляли коммунисты. В Саратове КПРФ предоставила свой офис для проведения пресс-конференции. Секретарь саратовского горкома компартии Александр Анидалов участвовал в акции протеста у областной думы. Именно коммунисты заявили общероссийский митинг в поддержку дальнобойщиков. Назначив его – не случайно – на 5 декабря, День Сталинской Конституции.

В начале ноября коммунисты внесли законопроект, который замораживает взимание сбора с большегрузов до 1 ноября 2017 года. Наш земляк, ныне лидер московских коммунистов Валерий Рашкин показал, как сегодняшние последователи дела Ленина трактуют понятие революционной ситуации: «Мы не хотим доводить дело до взрыва – надо, чтобы Медведев очнулся и встретился с перевозчиками». Как известно, премьер «не очнулся», с дальнобойщиками не встретился и вообще никак не комментирует ситуацию. Зато один из лидеров КПРФ получил возможность публично выразить пролетарскую солидарность. Правда, частичную солидарность.

Свои законопроекты о моратории на «платоновские» сборы внесли также ЛДПР и «Справедливая Россия». Ярослав Нилов из ЛДПР сомневается, что протесты сами собой сойдут на нет: «Это дальнобойщики, а не жители Москвы, которые повозмущались расширением платной парковки и свыклись».

Вполне возможно, что в предложениях нашей системной оппозиции и был какой-то здравый смысл. Только нынешнее соотношение сил в российском парламенте позволяет им фрондировать сколь угодно. Ведь ни один законопроект, неугодный власти, не будет принят единоросским большинством. И, надо полагать, все, кто выдвигал разные инициативы в поддержку водителей, прекрасно осведомлены об этом. Еще протестующих водителей активно поддержала Российская коммунистическая рабочая партия Виктора Тюлькина и им же возглавляемая организация «РОТ ФРОНТ». Что тоже вполне объяснимо: для несистемных левых это был шанс вынырнуть из политического забвения.

Повышенный интерес коммунистов к проблемам водителей большегрузных автомобилей вызвал подозрения у «Единой России». Лидер Российской партии автомобилистов Вячеслав Лысаков, бывший координатор бывшего движения «Синие ведерки», боровшегося с привилегиями на дорогах, а ныне член парламентской фракции ЕР в Госдуме, возмущался: «Коммунисты раньше вообще не интересовались автомобильной тематикой, а теперь за ней следят».

Молчание как способ уйти от ответа

На самом деле основа сегодняшнего противостояния была заложена больше чем четыре года назад. В апреле 2011-го был принят федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 года № 68-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». И была там такая статья: «Движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами». Как и любой другой закон в нашей стране, он был принято голосами «Единой России». Тогда, в 2011 году, особого резонанса не было: никто не знал, во что это выльется, в какие суммы, и уж тем более никто не предполагал, что сбор федерального налога поручат частной конторе.

Когда же закон попытались реализовать – добавим, столь странным образом, – представители провластной партии принялись его оправдывать. Единственным понятным им способом: кто не с нами – тот...

«Все эти выступления попахивают безмозглостью», – губернатор Архангельской области Игорь Орлов. Когда пламя конфликта стало разгораться, выступления едросов стали более осторожны.

«Абсолютно здравая идея. Вы посмотрите на трассы – сколько фур. У нас есть и железные дороги – ими нужно пользоваться. От большегрузов разбиваются дороги, и эти деньги пойдут на их восстановление», – пока еще глава Саратова Олег Грищенко. Не видит глава города и оснований для роста цен: «Я не вижу здесь никаких проблем. Что касается возможного роста цен, то я не думаю, что это произойдет». Из сказанного Олегом Васильевичем можно сделать такие выводы: о ценах РЖД он не осведомлен, не в курсе он и тех прогнозов, что предрекают рост цен до 30 процентов.

Традиционно невнятен был саратовский губернатор Валерий Радаев: «Мы занимаемся... Для того чтобы те вопросы, которые связаны с региональным дорожным фондом... они должны наполняться. Всё остальное... Если есть проблемы у людей по каким-то вопросам, то мы должны с ручкой и карандашом сесть и сказать: «В чем проблемы?» Мы должны посчитать, где проблема? Как проблема?»

В нашем городе случилась и еще одна интересная история. Собравшие у областной думы водители стали требовать встречи со спикером Владимиром Капкаевым – интересно, чем он мог им помочь? Капкаев встречаться не стал, откомандировали юного Сергея Нестерова (если что и случится – не жалко). Нестеров с водителями встретился. О чем они говорили, понять из представленного комментария очень трудно. Зато в тексте, распространенном думой, Сергей Нестеров предстал опытным политиком и умелым оратором. Кстати, более близкое знакомство с ним не подтверждает наличия у депутата этих качеств. Зато Нестеров (пресс-служба) обнародовал прекрасный способ заболтать проблему.

«Мы договорились, что представители бизнеса их (свои требования. – Д. К.) сформулируют, структурируют и с таким документом еще раз обратятся в областную думу. Депутаты в свою очередь создают совместную рабочую группу трех комитетов. Члены рабочей группы рассмотрят предложения грузоперевозчиков, обсудят их с профильными экспертами, разработают и предложат свои решения. Все эти предложения нуждаются в точной формулировке и тщательном анализе». Если когда-нибудь все меры, предложенные Нестеровым, и будут реализованы, то на это уйдет как минимум год. А то и больше.

Но что важно: и лидеры «Единой России» – Медведев, Неверов и т. д. – не проронили ни слова. Промолчал и младший брат партии – «Объединенный народный фронт», который во всех остальных ситуациях печется о нас просто с огромным рвением. Наверное, не получали руководящих указаний.

Либерал дальнобойщику не товарищ?

Молчание партии власти вполне объяснимо: идти против народа не хочется, обижать семейство Ротенбергов не хочется еще больше – страшновато. Но куда более удивительна низкая активность несистемной либеральной оппозиции. Например, автору этих строк не встречались какие-либо заявления по поводу «Платона» со стороны партий «Яблоко» или ПАРНАС. Резко выступили против Михаил Ходорковский и «Открытая Россия», указавшие, что власть сбрасывает свои проблемы на плечи простых людей. Как обычно активен был Алексей Навальный. Он сделал несколько заявлений, его коллега директор Фонда борьбы с коррупцией Роман Рубанов рассказал о том, что ФБК намерен изготовить листовки для дальнобойщиков, протестующих против платы за проезд по федеральным трассам. По его словам, дальнобойщики должны знать, кто стоит за сбором денег.

Ближе к концу прошлой недели Алексей Навальный записал видеобращение к водителям. Энергично жестикулируя, он рассказал, что его Партия прогресса не оставит водителей в беде и может дать самые разнообразные консультации. Следом Навальный, свернув на любимую тему борьбы с коррупцией, задался очень важным, на наш взгляд, вопросом: «Как фактически частная организация может заниматься сбором налогов? И если это не коррупция, то что это?» Только этот вопрос, как нам кажется, надо задавать не дальнобойщикам, а тем, кто лоббировал передачу функций сбора дорожной подати фирме Игоря Ротенберга. При этом надо отметить удивительную удачливость Игоря Аркадьевича в получении других государственных подрядов. По данным «Форбс», фирмы Ротенберга-младшего получили государственных заказов на 37 с лишним миллиардов рублей.

Но, как представляется, Навальный охладел к дорожной тематике. Сейчас его, как и большую часть российского общества, занимает турецкий кризис. Кстати, именно Алексей Навальный первым предложил официально признать геноцид армян в годы Первой мировой войны. Правда, Госдума уже делала это в 1995 году, но, видно, никто этого не помнит. И еще – это к конфликту дальнобойщиков с государством и Ротенбергами не имеет никакого отношения. Больше того, турецкий кризис – очень удобный способ перевести внимание общества совсем на другие цели.

Не вижу, следовательно, этого не существует

Да, а как там самое мощное пропагандистское оружие в мире – российское телевидение? Поддержало дальнобойщиков? Нет, конечно. Облило их грязью, обвинив в связях с Госдепом? Как ни странно, тоже нет. Российское телевидение, его главные каналы, вообще не заметило дорожную историю. После многократных напоминаний, просьб и издевок в интернете Первый канал показал благостную историю из жизни дальнобойщиков: как это романтично, увлекательно и познавательно – за баранкой огромного грузовика объехать всю страну.

Вот так политические силы страны встречали первый, но явно не последний трудовой конфликт эпохи надвигающегося кризиса.

Продолжение темы