Прогрессивный «налог» на электричество
Минэнерго РФ предложило обсудить новые способы расчёта платы за электроэнергию. По своей сути они очень напоминают те самые соцнормы на коммунальные услуги, вводить которые повсеместно российское правительство отказалось из-за провалившегося эксперимента. Кроме того, новая структура платежа за свет предусматривает отдельный платёж за содержание сетей. В настоящее время эти расходы энергокомпаний предусмотрены в тарифе.
Два варианта на выбор плюс абонентская плата
Будут приняты новые правила расчёта стоимости электроэнергии или нет, пока не ясно. Проект постановления правительства РФ о внесении изменений в некоторые нормативные акты для «совершенствования механизма потребления электрической энергии в части дифференциации тарифов на электрическую энергию для населения по объёмам потребления электрической энергии» опубликован в разделе «Проекты» и находится на стадии общественного обсуждения.
Документ, разработанный Минэнерго, предлагает следующее. С июля 2016 года, когда кончится мораторий на так называемые соцнормы, забыть про этот эксперимент вообще и отменить все ранее действовавшие схемы расчёта платы за электроэнергию. Вместо них ввести два новых способа расчёта, из которых потребители смогут выбирать сами.
Первый вариант предполагает расчёт по специальному счётчику, который фиксирует потребление по двум или трём зонам в сутках (день – ночь или пик – полупик – ночь). В этом случае к каждому из значений привязывается своя стоимость киловатт-часа.
Второй вариант предусматривает дифференциацию тарифов в зависимости от объёмов потребления. Так, по расчётам Минэнерго, за 150 кВт•ч в месяц граждане должны платить по минимальному тарифу (сами тарифы ещё не просчитаны), за объём от 151 до 600 кВт•ч – на 12% больше, за 601 кВт•ч и выше – по самому дорогому (базовая ставка плюс 52%).
Для льготных категорий граждан – пенсионеров, многодетных семей, инвалидов и их семей – документ предусматривает скидки.
Таким образом, от соцнорм этот метод расчёта стоимости электроэнергии отличает только то, что применяться он должен в целом к домохозяйству, а не к каждому отдельно взятому потребителю, проживающему в квартире.
Другой особенностью новых методов расчётов, предлагаемых Минэнерго РФ, является отдельный платёж за содержание электросетей. Так называемая абонентская плата пока определена в размере 20 рублей в месяц для каждого потребителя с оговоркой, что величина это будет расти с учётом инфляции.
Авторы поправок считают, что для большинства потребителей ничего не изменится. Потому что все и так сейчас платят за содержание сетей. Эти расходы энергокомпаний предусмотрены в тарифе. А вот после того, как их выведут в отдельную строку, дополнительные траты возникнут у владельцев пустующих квартир и домов.
По действующему законодательству, если в квартире или доме никто не проживает и не пользуется энергоресурсами, то никто за них и не платит. Но получается, что и за содержание сетей тоже. А если за содержание сетей, которое заложено в тарифе, недоплачивают, то у ресурсопоставщиков, которые тратят средства на подключение и поддержание сетей в рабочем состоянии, образуются выпадающие доходы.
Корректировать – и серьёзно
Проект Минэнерго уже вовсю обсуждается экспертами и прессой. И мнения высказываются неоднозначные. В целом же идеи ведомства оцениваются положительно, но с надеждой, что они будут доработаны и конкретизированы.
Ряд экспертов сочли предложения Минэнерго правильными и здравыми, особенно в той части, что касается «абонентской платы» за сети. По мнению экспертов, в настоящее время потребители находятся не в равных условиях. В связи с тем что часть граждан не оплачивают энергоресурсы, потому что не пользуются ими (а значит, в том числе не платят за содержание сетей), получается, что на потребителей, которые постоянно живут в своих квартирах и домах, расходуют электроэнергию и платят по счетам, ложится дополнительная финансовая нагрузка.
Фиксированный и обязательный платёж за сети, по мнению специалистов, позволит, во-первых, справедливо и равномерно распределить ответственность за содержание коммуникаций среди потребителей, а во-вторых, компенсирует затраты электросетевых компаний на поддержание в рабочем состоянии оборудования и электротехнических объектов.
Другие эксперты по поводу «абонентской платы» сильно сомневаются. С одной стороны, этот платёж не понравится гражданам. В такое сложное экономическое время он будет воспринят как дополнительный оброк от государства. С другой стороны, нет никакой уверенности, что за счёт абонентской платы будут содержаться все сети, например внутридомовые. Возможно, эти деньги просто осядут в энергокомпаниях, предполагают эксперты.
Опасения вызывает и будущий размер тарифа на электроэнергию. Никто пока не объясняет, будет ли он пересмотрен с учётом вывода из его структуры составляющей на содержание сетей. И есть предположения, что пересмотра в сторону понижения лучше не ждать.
Недоработки эксперты видят и в самих вариантах расчёта стоимости электроэнергии. По мнению экспертов, если новые правила будут приняты, то тяжелее всего придётся тем домохозяйствам, где проживает большое количество людей. В квартире, где живёт сразу несколько поколений одной семьи (не редкость для России), люди будут вынуждены платить за свет по самым высоким ставкам, так как их объём потребления будет значительно превышать потребление квартиры с одним проживающим. Здесь, по словам экспертов, Минэнерго должно существенно доработать свои предложения, чтобы избежать социальной несправедливости в расчётах.
С другой стороны, эксперты отмечают, что сейчас Минэнерго пытается предложить некий вариант ограничения сверхпотребления энергоресурса, то есть механизма, который действует во многих развитых странах. И в отличие от механизма соцнорм, где на практике получилось ограничение потребления ресурса как такового, это значительный шаг вперёд.
В комитете по государственному регулированию тарифов Саратовской области комментировать инициативу Минэнерго отказались, пояснив, что обсуждать сырые идеи считают нецелесообразном.
«Это пока только проект, в него ещё будут вноситься изменения. К тому же не факт, что он вообще будет принят, поэтому не хочется сеять панику среди населения», – сообщили в комитете. И добавили, что на общественное обсуждение будут в обязательном порядке выноситься конкретные принятые правительством решения в области тарифного регулирования. Так же, как это было при попытке внедрения соцнорм на электричество.