Протесты дальнобойные да крупнокалиберные

Оценить
Протесты дальнобойные да крупнокалиберные
Фото Вера Салманова
Новый налог, водимый государством для тяжелых грузовиков, вызвал активное возмущение тысяч водителей по всей России

Со «столыпинскими галстуками»

Дальнобойщики дошли до Саратовской областной думы и памятнику Столыпину с петлями на шеях

«Это не митинг», – объяснили дальнобойщики полицейскому, поинтересовавшемуся, почему с полсотни человек собрались во вторник 24 ноября перед дверями саратовского офиса «Платона». Некоторые из них накинули на шеи петли, демонстрируя, чем может обернуться для их бизнеса новый налог.

Роман Дрякин

Перевозчики объяснили стражу порядка, что «сейчас так модно, вся молодёжь ходит». Дальнобойщики общались между собой и с прессой, представленной в основном журналистами «Газеты недели в Саратове» и информагентства «Свободные новости». Тележурналистов замечено не было. В толпе распространялась листовка без символов каких-либо партий или организаций. «Простых людей разводят на деньги и загоняют в рабство! – сообщалось в листовке. – Сколько мы готовы это терпеть????!!!!!» Через некоторое время собравшиеся двинулись в сторону Саратовской областной думы.

Там дальнобойщики выстроились напротив центрального входа. У дверей оперативно встали два габаритных полицейских. Мимо собравшихся с заинтересованным видом прошёл заместитель председателя областного правительства Александр Соловьёв, однако общаться c перевозчиками не стал (транспортной сферой заведует другой зампред – Василий Разделкин). В толпе дальнобойщиков присутствовал представитель КПРФ, который подчеркнул, что компартия прямого отношения к стихийно возникшей организации граждан не имеет.

Вскоре к дальнобойщикам вышел сотрудник аппарата облдумы и предложил делегировать шесть человек, которые отправились внутрь здания на встречу с председателем думского комитета по ЖКХ, членом комитета по госстроительству и местному самоуправлению Сергеем Нестеровым («Единая Россия»). Журналистов прессу на встречу не допустили, объяснив это нехваткой места. Дальнобойщики и депутат вышли к СМИ по окончании встречи.

Депутат Сергей Нестеров:

– Мы договорились, что представители бизнес-сообщества сформулируют свои предложения и нам их внесут. Потому что сейчас звучали только устные предложения, а здесь нужно выработать решение, уйдя от эмоций. Позвать профильных экспертов и предложить альтернативу. Грузоперевозчики внесут свои единые предложения, а дума подготовит согласительную комиссию. На ней проведём дискуссию, чтобы прийти к общему знаменателю и, если потребуется, с какой-то законодательной инициативой по обращению в федеральный центр.

Дальнобойщик Игорь Рогов (участник переговоров):

– Если сейчас правительство Саратовской области выйдет с инициативой в правительство РФ – выиграют все. Я думаю, как минимум на год надо отложить этот «Платон». Сядем, поговорим: есть наши реальные предложения по междугородним перевозкам. Как раньше было (в советское время): я пришёл, мне дали путёвку на перевозки. Там всё есть, не нужны эти «Платоны» и тахографы (бортовые устройства). Если мы сорганизуемся, думаю, будет всё отлично. С правительством области мы контакт нашли. И спасибо им.

Рейс за справедливостью

Саратовские дальнобойщики хотят присоединиться к «походу на Москву»

«Неуважаемый господин Соколов», – так охарактеризовали действующего главу федерального минтранса перевозчики Саратовской области. Министр попал в немилость к дальнобойщикам за нечёткую позицию касательно работы системы «Платон». Якобы сначала на сайте ведомства было сделано заявление, что штрафы за неоплаченный проезд будут взиматься только в Московской области, однако потом эта информация исчезла. На состоявшейся несколькими днями ранее пресс-конференции перевозчики объяснили, что будет с ними весной и почему их нельзя называть «пятой колонной».

Роман Дрякин

«К чему всё это идёт?»

«Последние пару дней нас обзывают «пятой колонной», – высказался перевозчик Валерий Баглай. – В наших рядах не только водители, но и военные на заслуженном отдыхе. Мы давали присягу родине. Называть нас «пятой колонной», я считаю, оскорбление. Среди нас нет лишних людей. Все работяги. Как может быть какая-то колонна, если мы своим трудом зарабатывали деньги? У всех кредиты, обязательства». По словам Баглая, перевозчиков сейчас просто «зажали».

Коллега Баглая Дмитрий Баландин пояснил, что текущая позиция дальнобойщиков – это «дело принципа»: «Если мы сейчас прогибаемся, платим эти 1,53 рубля, то весной не сможем выжить. Потому что, во-первых, после Нового года топливо ещё подорожает. Некоторые топливные компании уже рассылают сообщения, что цены будут повышены на 10–15 процентов. Во-вторых, в конце года мы должны будем полностью оплатить налоги».

При этом следует учитывать, что после Нового года у дальнобойщиков и так станет меньше работы. «Что-то съедят в магазинах, мы будем подвозить в январе, но это небольшие объёмы, – объяснил Баландин. – Потом у нас идёт глубочайшее затишье до середины марта. Потом, как вы знаете, идут паводковые работы – мы не можем ездить по трассам на протяжении месяца. Мы опять должны поставить в гаражи свои траки и не работать». Поднять цены весной, когда налог планируется увеличить до 3,06 руб. за км, дальнобойщики просто не смогут. «Весной нас будут иметь все, кто ещё не поимел, – высказался Баландин. – Потому что весной назначить 3,06 руб. – это равносильно тому, чтобы просто залезть в петлю. Потому что весной мы цены не поднимем однозначно. Мы сейчас можем поднять их только благодаря предновогоднему ажиотажу. А делают нам это специально под весну, потому что мы начнём кушать друг друга, лишь бы выжить. И цены (на перевозки) начнут падать и падать».

«Получается, нас просто вытесняют с рынка, что ли, я не знаю? – задал риторический вопрос Баландин. – Я просто не понимаю, к чему это всё идёт».

На фоне падения

Перевозчики пояснили, что ещё до введения «Платона» их положение было незавидным. «На общем фоне падения перевозок мы вынуждены были перебиваться с хлеба на воду, – заметил Баландин. – Поэтому куда там больше?»

«Когда начался этот последний экономический кризис, ставки упали на такой уровень, что мы просто выживали, – пояснил перевозчик Алексей Колдихин. – Тех доходов, которые мы имели, хватало платить только водителю и столько же или чуть больше – себе. И всё. Мы все ждали, когда этот кризис закончится. Мы с пониманием относились: в стране всё тяжело. Терпели. Но когда у нас отбирают последнее, мы уже не знаем, что делать». Дальнобойщики обратили внимание, что ни у кого из них нет машин 2015 года выпуска, и даже о машинах 2010 года они только мечтают». «Потому что нереально потянуть эту лямку, – объяснил перевозчик Александр Майоров. – Кредиты, лизинг и прочее, прочее, прочее». По словам Баландина, большинство перевозчиков – это ИП, имеющие одну-две машины.

Как пояснил Майоров, тем перевозчикам, у кого есть наёмные водители, теперь придётся сокращать даже этот небольшой штат и самим садиться за руль. Уволенный водитель будет вынужден искать новую работу, которую всё равно не найдёт или найдёт «за такие мизерные копейки, что будет стыдно на неё ходить». «На официальный сервис у меня уже денег нет, – добавил Баландин. – Пойти в нормальную лицензированную компанию, которая умеет правильно и с обученными людьми всё это делать, я уже не могу. Сейчас купил два передних колеса – цена получается 60 тысяч рублей. Откуда у перевозчика сейчас деньги?»

Бизнес-аут

«Просто закрывать бизнес надо», – резюмировал последствия нового налога Баландин. Однако даже если дальнобойщик решит продать свои фуры, сделать это не так просто, как кажется. «У меня друг попал на большие штрафы в налоговой, – объяснил Баландин. – Он продал свои сцепки, три штуки, по миллиону каждая. Через два месяца к нему пришла налоговая инспекция и просит заплатить за каждую сцепку 18 процентов НДС. Основываясь на том, что ты занимаешься перевозками, а машину продавать не имеешь права. Сейчас идёт судебный процесс. Сумма там получается очень хорошая. Нас обложили до самого не хочу. Даже если захочешь избавиться от бизнеса, просто так его не продашь. И за чёрный нал не продашь, потому что сейчас для покупки все берут кредиты, а банк требует информации, куда ты дел деньги».

Собравшиеся вспомнили, что новый налог – это уже третье налоговое обременение для транспорта. При этом первые два – акциз на топливо и транспортный налог – тоже предназначаются для восстановления дорог. «Где эти деньги? – спросил Колдихин. – Может быть, разобраться сперва, куда они делись, а потом уже собирать дальше?»

«Никому данный закон даже не давали на изучение, – обратил внимание Майоров. – Ни в каких СМИ, транспортных и логистических компаниях это не было доведено до перевозчиков и водителей – того основного состава, который работает с большегрузным транспортом. Когда наступило 15-е число, нам было сказано: «Ребята, а вы что хотели? Этот проект уже как три года назад был придуман и внедрён».

На Москву

«Вчера я слушал интервью одного уважаемого старейшины, – сообщил Баландин, вспоминая протесты перевозчиков в Дагестане. – У него сыновья в дальнобойщиках, все в кредитах. Он чуть не плачет, говорит: «Если вы сейчас нам не дадите работать, вся молодёжь уйдёт в ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая в России. – Прим. ред.)». О чём руководство думает? Сейчас начнут объявлять дальнобойщиков представителями ИГИЛ». При этом перевозчики обратили внимание, что за 10 дней протесты не были освещены ни на одном центральном телеканале, зато «показали сюжет про какой-то городок в Германии, где протестуют три турка». «А миллион русских людей, кормящих страну, – это никому не нужно», – сделали вывод собравшиеся.

По мнению Майорова, дальнобойщиков начинают понимать и остальные жители страны: «Я думаю, обычный народ сейчас начинает постепенно понимать, что те большегрузные машины, которые хают на дороге, которые якобы мешают людям ездить по артериям страны и жить, – они, оказывается, парни-то все хорошие, они нас кормят». «Нет, вы не в стороне, – напомнил населению Колдихин. – Вы так же заплатите за всё это. И заплатите не государству, а именно этой частной системе «Платон».

Для защиты своих интересов перевозчики предложили создать некоммерческую ассоциацию, аналогичную той, что уже существует в других городах. Ведь даже если сейчас внедрение «Платона» приостановят, «нам всё равно поставят этот вопрос через год». Требования к областным депутатам было решено в ближайшие сроки оформить письменно. Однако дальнобойщики не согласны ждать, когда облдума рассмотрит их письмо на плановом заседании в декабре. Стоять – не в их интересах дальнобойщиков, каждый день простоя приносит убытки. Настроения перевозчиков близки к тому, чтобы присоединиться к дагестанскому походу на Москву, независимо от решения депутатов.

«Не хочется дармовозничать!»

Как живут люди, которые решились сопротивляться несправедливым действиям государства

Ксения Васильева семь лет замужем за дальнобойщиком. Как она убедилась на личном опыте, это профессия для всей семьи: пока Василий крутит баранку, супруга ищет заказы, ведет переговоры с клиентами, оформляет документы. По словам Ксении, введение платы за проезд по федеральным трассам ударит по тысячам семей перевозчиков, которые выплачивают кредиты за грузовики и уже пострадали из-за кризиса в экономике.

Надежда Андреева

Ксения назначает встречу в помещении детского центра. Из музыкального зала с мультяшными принцессами на стенах слышны басистые голоса: энгельсские дальнобойщики проводят здесь очередное собрание. До появления «Платона» никакой организации у перевозчиков не было. На первую акцию протеста водители собрались по сарафанному радио.

Спрашиваю, почему всплеск возмущения случился именно в связи с «Платоном». Ведь за последние годы это не первый эпизод сравнительно честного отъема денег: ранее предприниматели (большинство дальнобойщиков зарегистрированы как ИП) пережили повышение социальных взносов, пару лет назад их обязали закупить тахографы по 70 тысяч рублей (примерно в десять раз дороже импортного навигатора).

«Добили просто. «Платон» был последней каплей. Несколько лет назад ввели акциз на топливо. По телевизору сказали красиво: взамен уберут транспортный налог. Казалось бы, честный вариант? Обман! Вопрос с транспортным налогом оставили на усмотрение регионов – и ни один регион этот сбор не отменил. Люди повозмущались и поехали. А сейчас уже невозможно молчать. Дальнобойщик – тот самый русский мужик, который терпит-терпит, а потом рассчитывается за всё», – Ксения изящно припечатывает кулачок к ладони. По наблюдениям перевозчиков, власти не ожидали столь активного отпора. «Наверное, чиновники думали, что дальнобойщики не будут протестовать, так как хорошо зарабатывают, – говорит собеседница. – Действительно, заработки были высокими – лет пятнадцать назад!» Сейчас появление очередного оброка совпало с уменьшением доходов от перевозок и подорожанием импортных запчастей и топлива.

В кого превращаются «газелисты»

Муж собеседницы Василий начинал свой бизнес со старенького грузовичка. «Мы познакомились, когда он купил первую «Газель». Я тогда ничего не знала, не могла пятитонник от десятитонника отличить», – смеется Ксения.

История развития бизнеса в грузоперевозках измеряется купленными машинами всё большей грузоподъемности. Как говорит Ксения, молодежь в основном начинает с «газелей» и пятитонников, занимаясь развозом товара по точкам в пределах города. Те, кому улыбается удача, находят успешного клиента, который стабильно платит за транспортные услуги. Успешный клиент со временем увеличивает объемы отгруженной продукции (как говорят водители, «растет тоннаж») – и перевозчик берет машину побольше, чтобы не потерять выгодного заказчика. «К зрелому возрасту «газелисты» превращаются в больших вальяжных дяденек на фурах».

Сейчас у Василия «реф двадцатка» – рефрижератор грузоподъемностью 20 тонн «Рено Магнум». По словам собеседницы, стоит такая машина, даже не новая, не меньше квартиры. Как и большинство дальнобойщиков, Васильевы взяли технику в кредит. В месяц банку нужно отдавать около 100 тысяч рублей.

Василий возит курятину, яйца, колбасу, масло, маргарин. Продуктами занимаются большинство дальнобойщиков, поэтому введение «Платона» может в итоге коснуться каждого, кто ходит в магазин. «Кто-то отмахивается: подумаешь, протестуют какие-то дальнобойщики на каких-то дорогах! Люди не понимают: эти дальнобойщики везут вам муку и молоко. Железная дорога к магазину не подведена. На нас всё держится».

Кому-то повезет

Главная точка притяжения местных дальнобойщиков – склады и магазины сети «Магнит». «Что ни возишь, всё в «Тандер», – смеется Ксения.

По ее словам, грузоперевозки – «очень шаткий бизнес, до безумия. Работа теряется внезапно». Клиента могут увести конкуренты, предложив меньшую цену (конкуренция в отрасли высокая). Часть заказчиков, достигнув определенных объемов, заводят собственный автопарк и отказываются от наемных грузовиков.

В основном заказы ищут на электронной бирже – сайте «АвтоТрансИнфо», где зарегистрированы грузоотправители, перевозчики и диспетчеры со всей России. Каждый диспетчер оценивает стоимость своих услуг по собственному усмотрению. «Например, от «Тандера» загрузка идет по 60 тысяч рублей. Один диспетчер выставляет ее за 55, другой – за 48, – говорит Ксения. – Если груз идет с НДС, а перевозчик – индивидуальный предприниматель, понадобится еще посредник, и от 48 тысяч останется 42,5».

По словам дальнобойщиков, в Европе в грузоперевозках действует единая ставка на километр. В отечественном ценообразовании краеугольными понятиями являются «туда» и «обратно». Из пункта А в пункт Б (то есть «туда») дальнобойщик едет по хорошей ставке, а в обратный путь многие соглашаются захватить груз по минимальной цене, лишь бы окупить расходы на топливо. Разумеется, каждый заказчик «хочет быть обраткой».

«Не хочется дармовозничать. Но либо ставка маленькая, либо платят с отсрочкой – голодай как хочешь», – вздыхает Ксения. Например, весной Василий возил молочную продукцию из Саратова в Стерлитамак (1100 километров). «Ставка хорошая – 53 тысячи рублей. Но деньги платят через два месяца, а рейсы – каждую неделю. То есть каждую неделю нужно заправляться на 30 тысяч рублей в оба конца. Да, мы возьмем обратку – пищевые добавки по ставке 28 тысяч. За обратку платят сразу. Сразу – означает «в течение 15 банковских дней». Чтобы нам перечислили деньги из Стерлитамака, мы должны предоставить товарно-транспортную накладную – не факсом, не в электронном виде, а бумажкой. Если отправлять почтой России, это еще плюс неделя».

Отметим, что «Платону» нужно отдавать деньги авансом (либо купив маршрутную карту, либо перечислив средства на специальный счет, откуда они затем будут списаны по показаниям трекера).

Как объясняет собеседница, лучшие ставки – «на заморозку, ее боятся возить, вдруг заглючит реф?» «Охлажденка» (овощи и фрукты) – категория, на которой грузоотправители и диспетчеры пытаются сэкономить, обойдясь без рефрижератора. «Говорят: это же не мясо, даже если что-то в дороге случится, как-нибудь успеешь довезти. А потом покупатели в магазине возмущаются, почему огурцы вялые или яблоки мороженые». Самые низкие ставки – «на тент» (крупу, муку, сахар, печенье и т. д.). Например, привезти сахар из Тамбова в Саратов (около 500 километров) стоит 18–21 тысячу рублей, овощи – 30 тысяч. Бакалея особенно рискует подорожать из-за «Платона»: у перевозчиков этой категории товаров небольшие доходы, выплатить новый сбор из прибыли они не смогут, то есть неизбежно повышение цен.

Водители не раз задавались вопросом, в какую дорогу воплотились все ранее уплаченные государству суммы?

Деньги на дороге не валяются

«Нынешний год начался с кризиса, цены выросли на всё, а мы тоже люди, тоже кушать хотим», – говорит Ксения (наглядно подтверждая ее слова, на кухню заглядывают сын и дочка в поисках чего-нибудь вкусного). При росте расходов ставки снизились (например, за рейс из Москвы в Саратов в прошлом году платили 60 тысяч, теперь – 40 тысяч). К традиционным отсрочкам платежа добавились внеплановые задержки: «Диспетчер руками разводит – нам завод не оплатил».

Импортные запчасти за год подорожали почти в два раза. «Недавно мы поставили новую помпу за 17 тысяч рублей, но это китайская. Оригинальная помпа год назад стоила 28 тысяч, сейчас – 40». Колесо стоит – 25–40 тысяч. Коробка передач – от 100 тысяч. Капитальный ремонт двигателя обойдется в 150–200 тысяч. По словам водителей, почти 40 процентов заработка уходит на солярку. Зимой топливо всегда дорожает (за последнюю неделю цены на дизельное топливо в Саратове поднялись на рубль), а весной – никогда не дешевеет.

Каждый год Василий отдает около 40 тысяч рублей транспортного налога и 15 тысяч за страховку. Раз в квартал он платит единый налог на вмененный доход – 12 тысяч рублей. Водители не раз задавались вопросом: в какую дорогу воплотились все ранее уплаченные государству суммы?

Как и другие местные водители, Ксения уверена, что худшие в России дороги пролегают по Саратовской области. «Однажды мы ехали по направлению на Балашов. Там шел ремонт дороги. Объездной путь насыпали не щебенкой, а такими здоровенными камнями. Мы поехали и проткнули колесо за 25 тысяч. Вот тебе и результат ремонта».

В последние месяцы Василий в основном ездит в Новороссийск. «В понедельник-вторник уезжает, в субботу приезжает. Чтобы прожить, нам нужно делать в месяц четыре рейса минимум. Он же и максимум, ведь надо же детей увидеть и помыться».

Перед рейсом Ксения собирает мужу обычный сухой паек командировочного: вареные яйца, сардельки, фрукты и «семечки – особенно если ночью надо ехать». Оказывается, семечки не дают заснуть за рулем.

По нормам охраны труда водитель большегрузного автомобиля должен отдыхать по 45 минут через каждые четыре с половиной часа езды. На сон отводится не меньше десяти часов. Время и скорость движения фиксируются на дисках тахографов. Сделав обязательной установку тахографов, государство не обеспечило инфраструктуру, позволяющую соблюдать эти нормы: на трассах практически нет ни душевых, ни теплых туалетов, мотелей и стоянок мало, а их услуги недешевы. Как объясняют водители, ночевать на трассе слишком рискованно, особенно в связи с недавней амнистией. Услуги придорожных гостиниц со стоянкой стоят от 200 рублей за ночь. Как говорит Ксения, во всех региональных «Тандерах» есть столовые. Обед стоит около 200 рублей, то есть трехразовое питание обойдется в 600 рублей в день (водитель не может бегать по чужому городу в поисках более дешевых мест, бросив машину, стоящую в очереди на разгрузку, – а очередь может затянуться дня на три).

Эй вы там, наверху!

Перед Новым годом у дальнобойщиков – сезон высоких заработков (в январе и летом заказов значительно меньше). «Поэтому «Платон» и ввели именно в ноябре, прямо в середине месяца. Думали: сейчас – самый смак, сорвем куш! – кипятится Ксения. – Может, кто-то думает, что дальнобойщики – темные, дремучие люди. Это клише из 1990-х. Мужики много лет работают на себя, их жизнь заставила знать законы. Они интересуются политикой – а что еще делать, когда сидишь на загрузке двое суток? Они читают новости в интернете, обсуждают на стоянках и по рации. Рация стоит в каждой кабине, там такие новости, не хуже «Эха Москвы». Это далеко не серая масса и не стадо баранов!»

Судя по словам водителей, участвовавших во флешмобе возле саратовского офиса «Платона» и областной думы, многие из них полагают, что «на самом верху» о проблеме просто не знают. Перевозчики не исключают, что кто-то – нижестоящие чиновники или враждебное мировое окружение – «специально подставляет Путина, пытается настроить нас против власти».

Перевозчиков возмущает сам принцип нового сбора. Все водители знают, что деньги пойдут в карман частной фирме, которая передаст их государству. Вернее, должна передать, а в жизни много неожиданностей. Но даже если рассматривать чисто техническую сторону вопроса, становится ясно, что «Платон» не слишком приспособлен под нужды клиентов.

Система завязана на интернет. «Но не на всех участках трассы есть связь – это же Россия! – Ксения раскидывает руки в стороны. – Кроме того, не всегда можно предугадать, какой груз возьмешь в обратную сторону, каким маршрутом поедешь. А если произошел какой-то форс-мажор и человек едет порожняком – в этом случае тоже придется платить?» По подсчетам местных дальнобойщиков, средний пробег грузовика составляет 10 тысяч километров в месяц. Сейчас проезд по федеральной трассе стоит 1,53 рубля за километр, с марта цена повысится до 3,06 рубля. Значит, каждый перевозчик будет отдавать «Платону» по 15300–30600 рублей в месяц. При этом компания не выдает ни чеков, ни договоров, которые можно было бы представить в налоговую инспекцию, – то есть предприниматели будут вынуждены еще и платить с этой суммы налог как с прибыли.

Как опасается Ксения, введение нового сбора может стать первым шагом к созданию новой гигантской компании на рынке грузоперевозок: «У них будет вся база с полной информацией: кто везет, что, куда. Имея такие сведения по всей стране, они могут открыть свою логистическую фирму, вытеснить всех мелких перевозчиков и стать монополистом». Кроме того, дальнобойщики считают, что базу данных «Платона» могут взломать мошенники. «Этой осенью уже были попытки украсть груз. Один из перевозчиков взялся доставить груз в Волгоград. В конце пути водителю позвонили якобы с выгрузки и попросили отвезти товар в другое место, пообещав доплатить наличными. Аферисты становятся такими же дерзкими, как в 1990-е. Информация из базы данных «Платона» облегчит им задачу».