Плоская, но действенная пропаганда

Оценить
Какая информация сейчас работает?

«Смыслы плоского экрана: телевидение в эпоху пикселей» – такую лекцию прочитал шеф-редактор интернет-телевидения «Открытый канал» доцент СГТУ Евгений Захаров в рамках проекта «Свободная среда» 18 ноября в гостинице «Волга».

 «Не вполне понятно, что из себя сегодня представляет телевидение. Очень модно его ругать, называть зомбоящиком, но это слишком простое и банальное отношение. Хотелось бы выяснить, что оно из себя представляет. Тем более что несмотря на постоянную ругань и отрицание самого института телевидения все на самом деле в тайне его смотрят. ТВ остается популярным и смотрибельным явлением», – обозначил тему Захаров.

Евгений Евгеньевич заострил внимание на том, что одна из создаваемых телевидением иллюзий – это иллюзия доверия: мы видим человека, показываемого по ТВ, крупным планом, он, по сути, почти что реален и вхож в наш дом, ведь именно там он транслирует свои мысли. «Вот в чем большая проблема – в том, что в самой технологии ТВ, телевизионного образа заложена стратегия популярности. Поэтому телевидению не нужно прилагать дополнительных эстетических, умственных и моральных усилий, чтобы быть популярными».

«Человек, смотрящий ТВ, может спокойно верить, что общественные организации получают деньги от Госдепа США, что США – это враг, что без Путина жизни на земле не будет, и даже не пытается уточнять, перепроверять факты. Поэтому ТВ – отличная машина для пропаганды. Впрочем, продолжил шеф-редактор «Открытого канала», не всё телевидение такое – есть каналы познавательные, которые по определению не несут пропаганду, есть новые форматы – интернет-телевидение, общественное телевидение. Последнее явление, возможно, уже лишено того смысла, которое изначально в него вкладывалось: «Когда государство создает общественное телевидение, то последнее по определению не может таковым считаться», – уверен Захаров. Настоящее же гражданское телевидение возможно лишь тогда, когда каждый зритель становится активным участником формирования программы. Такое ТВ существует в США, и особой популярностью пользуются местные каналы. В России этого нет, а зритель с большей охотой наблюдает за тем, что происходит в Москве.

Большая часть лекции проходила в интерактивном режиме с опросами и свободными микрофонами. Большой интерес вызвал разговор по поводу стремительной потери интереса к ТВ. В числе причин, что на это повлияли, Захаров назвал смену модели мышления потенциального зрителя. Не обошлось без дискуссий: главный редактор «Газеты недели в Саратове» Дмитрий Козенко попросил объяснить ведущего «Открытого канала» Романа Козлова: для кого должны работать условные независимые СМИ, если 90 процентам это не нужно, а оставшиеся десять и так всё знают? Козлов не дал точного ответа, но заметил, что наиболее реальной ответной мерой официозной пропаганде на данный момент являет только контрпропаганда. Правозащитник Григорий Ахтырко был более категоричен: наличие правдивой информации никому сейчас не нужно, она не работает при монопольной системе информирования и только ранит зрителя, потому что этим невозможно воспользоваться.

P. S. В последний день октября интернет-каналу «ОК» исполнился год.