Где предел предприимчивости?
Кто бы мог подумать, что, если в кафе подавать чай и печенье бесплатно, а деньги брать только за проведённое время, это может приносить прибыль. Кто бы мог догадаться, что, если продажу кофе на вынос организовать в нужных местах, это может стать отдельным направлением бизнеса. Кто мог представить, что, если компьютерные игры попытаться воплотить в реальность, это может кого-то заинтересовать. «Газета недели» рассмотрела новые виды бизнеса, появившиеся в Саратове и России в последние несколько лет.
Время платить за время
В 2010 году предприниматель Иван Митин открыл в Москве кафе «Дом на дереве». В нём посетители получали чай, кофе и угощения, а в качестве оплаты могли оставить любую сумму по желанию. Новый формат заведения оказался настолько популярен, что через год Митин открыл новое кафе – «Циферблат». Однако из-за высокой стоимости аренды прежнюю концепцию работы пришлось изменить. Теперь за каждую проведённую в заведении минуту посетитель платил один рубль. Сейчас в нескольких городах России насчитывается почти с десяток «Циферблатов». Именно это заведение считается родоначальником антикафе или тайм-кафе – кафетерия, где нужно платить только за время.
Российское изобретение потихоньку проникает и в Европу – свои «Циферблаты» уже есть в Лондоне, Манчестере, Любляне. Что касается Саратова, то здесь антикафе стали плодиться с огромной скоростью около трёх лет назад. Своего «Циферблата» у нас пока нет, зато есть куча аналогичных заведений: «Тёмная сторона», «Дружба», «New York Coffee», «Gorod», «VineGret». Последний представлен аж тремя заведениями. Стоит отметить, что по франшизе, по всей видимости, в городе работают только два антикафе – «VineGret» (Тольятти) и «New York Coffee» (Ижевск).
Группа товарищей
«Антикафе, которые сейчас работают в Саратове, выбрали для себя определённый путь, – делится с «Газетой недели» владелец саратовского «New York Coffee» Яна Луцкова. – Некоторые делают акцент на тишину: приходишь туда и спокойной проводишь время. Другие проводят мероприятия для достаточно узкого круга людей, у них там своя атмосфера. А мы стараемся подстроиться под всех, проводим мероприятия разной направленности. В зависимости от этого, наверное, и ранжируется, насколько это прибыльно, насколько ты можешь удержать клиентов».
Кроме напитков и печений, в антикафе в бесплатном доступе есть настольные игры и игровые приставки, Wi-Fi. Ряд заведений привлекают клиентов, проводя кинопоказы и организовывая мастер-классы. В некоторых тайм-кафе можно приобрести дополнительную закуску (бургеры, пирожные) за отдельную плату. При этом как минимум в одном из саратовских антикафе разрешается приносить еду и напитки с собой. Что вполне объяснимо: основной заработок заведения получают за счёт повременной оплаты. «Естественно, основной заработок идёт с минут, – поясняет Луцкова. – Мы, например, не зарабатываем ничего на том, что продаём дополнительно. Из внешнего меню у нас есть кофе с собой, которое всё равно не сильно продаётся. Есть пирожные, но их немного, и мы делаем на них до такой степени маленькую накрутку, что это смешно... По большей части, мы ввели их потому, что приходили ребята, которым хотелось есть».
По словам собеседницы, основные посетители её заведения – студенты, школьники старших классов и работающая молодёжь. «У нас в кофейне знакомятся, находят интересных собеседников, – объясняет Луцкова. – Очень много людей, которые реально познакомились у нас и сейчас общаются в компании. Я думаю, это и привлекает – новые люди, какая-то атмосфера. Приятно смотреть на то, как все общаются».
Часть саратовских антикафе предупреждают, что являются зоной, свободной от алкоголя. При этом некоторые предлагают кальян. «Изначально всё это было за здоровый образ жизни, – объясняет Луцкова. – Хотя последние антикафе, которые открываются в Саратове, расширяют свой ассортимент алкоголем, кальяном и прочим. Я, конечно, не сторонник развивать такой вид деятельности».
Время – деньги
Средняя стоимость минуты в саратовских антикафе колеблется от 1,5 до 2 рублей (после первого часа стоимость часто снижается). Это вполне вписывается в общероссийские расценки. Во всяком случае во франшизных «VineGret» и «New York Coffee» в других городах стоимость первого часа аналогичная, и только кое-где – выше (2,5 руб. за минуту). Видимо, такие цены позволяют извлечь неплохую прибыль, так как франшизы антикафе пользуются популярностью у предпринимателей. Так, в социальных сетях существует более двух десятков групп «New York Coffee» в разных городах (в том числе в украинской Одессе), более трёх десятков – «VineGret». На сайте «NY Coffee» сообщается, что доход в первые три месяца работы заведения составляет 150 тыс. руб. в месяц, далее – по 200 тыс. руб. в месяц. Дополнительный доход (15–50 тыс. руб. в месяц) может принести продажа кофе с собой. Похожая картина у «VineGret». Основатель проекта Максим Котловкин в интернете приводит в пример опыт работы заведения в Тольятти: средняя чистая прибыль с одной точки составляет 200 тыс. рублей.
Однако, по словам Луцковой, её заведение не приносит огромной прибыли: «При нынешнем курсе доллара и ценах – нет, мы не зарабатываем миллионы. Многие антикафе работают за идею, потому что цены растут. Мы цену не поднимаем, и, насколько я знаю, ещё пара антикафе тоже этим не занимается. И так уже весь год. Только в январе, может быть, был какой-то подъём... Цены скачут туда-сюда, это отражается и на выручке, и на всём прочем. Как-то выкручиваемся».
Всплеск тайм-кафе в Саратове собеседник объясняет естественным желанием бизнесменов заработать на новом виде бизнеса: «Как показывает практика, в том же Ижевске, где это начало развиваться раньше, открылось очень много антикафе. Потом они позакрывались. Остались только те, кто очень предан идее и так далее. А те, кто ленился и хотел только денег заработать, – они закрылись. Предполагаю, что и в Саратове будет то же самое». По словам Луцковой, аналогичный бум антикафе сейчас наблюдается и в соседней Самаре.
Тем не менее, по оценке собеседника, пока ещё резерв для развития тайм-кафе в нашем городе имеется: «Я думаю, запас всегда есть. Пока ещё эта тема себя не исчерпала».
Возьми меня с собой
В том, чтобы купить на улице кофе и выпить его на ходу, казалось бы, нет ничего хитрого. Однако только недавно услуга «кофе с собой» стала в Саратове по-настоящему массовой. Сейчас вывеска «кофе на вынос» красуется на многих кафетериях в центре города. Однако существуют заведения, конкретно специализирующиеся на продаже кофе в картонных стаканчиках с пластиковой крышкой. С них-то всё и началось.
Одно из первых таких заведений – «Coffee Like» – открылось в Саратове в начале 2014 года. Кстати, «Coffee Like» тоже ижевская франшиза. Столица Удмуртии вообще является неслабым поставщиком франшиз в Саратовскую область. Например, в Саратове действует ещё одна франшиза из Ижевска – доставка пончиков «Seven Donuts».
По словам совладельца саратовской сети «Coffee Like» Анны Лукиной, в России бизнес «кофе на вынос» стал активно развиваться не так давно – пару лет назад. При этом купить стаканчик кофе в дорогу можно было и раньше. «Наверное, ещё даже до того, как появились заведения, работающие чисто по формату «кофе с собой», в кофейнях уже появилась такая дополнительная услуга, – поясняет Лукина. – Просто это не было так распространено, мало кто про это знал». Заведения же вроде «Coffee Like» сыграли решающую роль в популяризации этой услуги. «Чуть проинформировали людей, что есть такая возможность, удобно взять с собой, – объясняет собеседник. – Не сидеть где-то в заведении, а взять напиток и пить его по дороге, в машине, в торговом центре, на лавочке при хорошей погоде. Позволили людям взглянуть на церемонию кофепития с другой стороны».
Культура пития
Сначала горожане случайно натыкались на точки продаж на улице и в ТЦ, теперь же в городе потихоньку начинает формироваться культура пития кофе на улице. «Есть уже и те, кто целенаправленно меняют свой маршрут по дороге на работу, – поясняет Лукина. – А если это выходной день и люди едут по своим делам, то специально проезжают так, чтобы взять кофе».
Сейчас саратовская сеть «Coffee Like» насчитывает семь точек. Однако «кофе на вынос» в городе продают и другие компании. По оценке Лукиной, их точно менее десятка. «Многие, кто открывались, уже давно закрылись, – пояснила собеседник. – Был такой бум, когда они открывались чуть ли не на каждом шагу. И так же быстро они стали закрываться». В чём причина такой тенденции? «Наверное, не слишком качественно работали, – делится точкой зрения Лукина, поясняя, что значение имеет не только грамотный выбор места продаж: – Рядом с университетом тоже открывалась точка наших конкурентов. Но тоже не получилось. Возможно, не только в местоположении секрет».
А вот перспективы развития этого рынка собеседник оценить затруднилась: «Сложно сказать о размере рынка, поскольку он очень молодой, моложе двух лет. Надо пробовать. Поживём – увидим».
Невиртуальная реальность
С конца прошлого века мы наблюдаем, как развлечения из реальной жизни всё больше и больше перекочёвывают в виртуальную. Однако сейчас, похоже, параллельно пошёл и обратный процесс. Например, компьютерные «квесты» (жанр игр-головоломок) неожиданно стали получать физическую форму в «квест-румах» (от англ. quest – «поиск» и room – «комната»). Суть «квеста в реальности» проста: команду игроков запирают в комнате, участники должны разгадать головоломки и найти выход. В Японии, Китае и Гонконге квест-румы начали появляться с 2007 года. Сообщается, что в Европе и Азии этот вид развлечений развивался одновременно.
По словам руководителя одного из крупнейших саратовских квест-проектов «Внедрение» Антона Стативки, в нашей области такой бизнес стал появляться в конце прошлого года. Сейчас в регионе насчитывается около 20 компаний, занимающихся квестами. 27 квестов уже открыто, к открытию заявлено ещё более 50. Для сравнения: в Москве работает порядка 300 квестов. По оценке собеседника, на фоне других городов Поволжья Саратов смотрится весьма неплохо: «В Волгограде и Самаре они тоже есть, но поменьше. В Пензе дела совсем тяжело идут – у них народ не играет. Но я был в пензенских квестах: люди экономят, делают дёшево, на тяп-ляп. А наша политика – сделать каждый новый квест лучше, чем предыдущий». Также саратовцы, возможно, просто более основательно подошли к организации бизнеса. «Мы это как-то раскачали, запустили информацию во все вузы, и у нас пошла волна, – поясняет Стативка. – Может, в Самаре организаторы не так активно развивали это. Может, сарафанное радио у них там по-другому работает».
Приключения продолжаются
Среди саратовцев квесты пользуются большой популярностью. «У нас всегда забронировано, – объясняет Стативка. – Идёт постоянный поток клиентов. За последние 10 дней у нас побывало более тысячи человек». При таком положении дел неудивительно, что на рынке появляются желающие быстро заработать. «Сейчас и в Саратове такие же (как в Пензе) проекты начинают появляться, – замечает собеседник. – Пять книжек раскидают – и вот у них квест. Хотят сработать на моменте. Мол, пока бум идёт, 50 тысяч вложим и отобьём все деньги». Однако саратовскую публику обмануть непросто – она весьма придирчива. «Если люди увидели хороший квест, то в плохом им уже становится скучно, – объясняет собеседник. – Начинает сарафанное радио включаться – где хорошо, где плохо».
По словам Антона Стативки, в среднем по области стоимость одного квеста с участием актёров доходит до трёх тысяч рублей с команды, без актёров – до двух тысяч. Основной контингент квест-румов – молодые люди от 14 до 35 лет. «Во-первых, можно собраться компанией и трезвыми провести приятный вечер, – объясняет притягательность квестов собеседник. – Командно повзаимодействовать, раскинуть мозгами. Часто мы предлагаем провести так день рождения или корпоратив». А уже несколько раз на квестах делались предложения руки и сердца.
На саратовском рынке проектов есть как местные квесты, так и иногородние (московские и казанские) франшизы. Кстати, «Внедрение» – саратовский проект, который продаёт собственную франшизу. «Мы считаем, что пока идёт только первая волна, – оценивает перспективы рынка Антон Стативка. – Сейчас должна будет начаться вторая. Только потом постепенно должно пойти на спад. Мы прикидываем, что на Саратов и Энгельс приходится 50 тысяч человек, которые могут потенциально поиграть. Это 10 тысяч команд. Из расчёта, что одна локация пропустит 10 тысяч команд, этого достаточно максимум на три-четыре года». Однако точных данных и прогнозов, разумеется, ни у кого нет. «Никто этого точно не понимает, – поясняет собеседник. – В караоке вот до сих пор ходят, поют. И они до сих пор открываются».
(Об одном из саратовских квестов – наш сегодняшний репортаж)