От Авроры до Оттавы и обратно
Оттава встретила нас дождем. Впрочем, она предупреждала: с самого утра, едва мы выехали, начало моросить. Дальше – больше. Полило всерьез. Мчащиеся по хайвею огромные трейлеры, сверкающие хромированными радиаторами и дисками колес, поднимали за собою густые облака водяной пыли. Скорость на больших дорогах ограничена сотней километров в час, но все жмут 110–120, это не считается нарушением. Вот если вас поймали за превышением на полсотни километров в час! Тогда дело другое: прав вы лишитесь немедленно, так же немедленно машину отправят на штрафную стоянку прямо с места нарушения, а вас потом оштрафуют на серьезную сумму – до 10 тысяч долларов.
Дождь несколько спутал наши планы в Оттаве. Так и не удалось погулять по парку резиденции генерал-губернатора Канады Rideau Hall. В самом здании резиденции в этот день экскурсий не было – осень, не туристический сезон, программа сокращена. Но прекрасный парк открыт для посещения – гуляй свободно. Да вот только мы подъехали и вошли на территорию, как с неба опять полило. Пришлось укрыться под навесом на небольшой веранде при входе и наблюдать, как по генерал-губернаторскому лугу разгуливают серые гуси, один из символов Канады, да почти черные белки скачут от дерева к дереву. А наш визит в Оттаву продолжился под музейной крышей.
Кто же спрашивал аборигенов!
Буклет Канадского музея истории предупредительно расписывает для посетителей примерную программу посещения по отделам. Большой зал, где выставлены индейские тотемы, вырезанные из огромных древесных стволов, – 20 минут. Зал, посвященный истории, культуре, верованиям, образу жизни канадских аборигенов – 60 минут.
Вообще, основная часть экспозиции посвящена тому, как жилось аборигенам, пока не пришли на их землю европейцы со своей цивилизованностью – настоящей или мнимой. Аборигены охотились, ловили рыбу, били китов – в общем, жили, по нашим представлениям, нелегко, но в согласии с природой, были своей жизнью довольны, и европейская цивилизация им была не по душе. Но кто же их спрашивал!
Однако продолжим экскурсию. Зал, где выставлена коллекция канадских почтовых марок, – 20 минут. И вдруг отдел, на который отводится ни много ни мало – три часа! Этот отдел называется Канадским детским музеем. Что же можно там делать целых три часа, недоумевали мы, пока не вошли туда. Там есть чем заняться любознательному ребенку!
Наш девятимесячный джентльмен был еще слишком молод, чтобы оценить все эти возможности. Но и он с удовольствием посидел за рулем сказочно красивого автобуса, внимательно присмотрелся к папирусам в египетском жилище (или в пирамиде?), побыл кукловодом в маленьком, но настоящем кукольном театре... Это была лишь малая часть увлекательных экспонатов, в которых можно не просто играть, а, как это любят делать дети, жить «понарошку», представляя себя то лихим мотоциклистом, то древним музыкантом, то мастером по дереву. И так далее, и так далее, и так далее... Мы поняли, что нашему юному джентльмену стоит приехать сюда через пару лет.
Кстати, еще о внимании к детям – внимании не показном, не декларируемом с высоких трибун, а самом простом, на разных уровнях. В ресторанчиках и даже в пабах, куда мы заходили пообедать и поужинать, официантки мигом определяли, кто из нас четверых главный, и немедленно приносили высокий детский стульчик, чтобы за столом все сидели на равных.
Золото не кусается
Королевский Канадский монетный двор доступен для экскурсантов так же, как и музеи. Но на протяжении всего осмотра фото- и видеосъемка запрещены. Посетителей проводят застекленной галереей над цехами. Сверху видны рулоны желтого и белого металла, заправленные в машины, которые для начала высекают из них кружочки, и далее – весь процесс превращения безликих кружочков в монеты и медали. Потом показывают, как делались медали зимней Олимпиады-2010 в канадском Ванкувере. Обширный стенд с образцами продукции – Канадский монетный двор, оказывается, чеканит монеты едва ли не для полумира. А к 150-летию Канады готовят выпуск новых юбилейных монет и объявили национальный конкурс их дизайна.
Но фотографировать в монетном дворе можно только перед началом экскурсии – в небольшом выставочном холле с образцами монет и медалей в застекленных витринах. Зато именно здесь каждый желающий может подержать в руках самый настоящий золотой слиток – да еще какой! Весит он около двенадцати килограммов, а стоит примерно полмиллиона долларов. Но видит око... Во-первых, золото сидит на массивной стальной цепи, а во-вторых, в метре от него стоит на посту страж при оружии, наручниках и других причиндалах – мало ли что, вдруг кто попробует откусить кусочек! Золото – мягкий металл.
Эти полмиллиона «в одном флаконе» – хороший повод сказать несколько слов об отношениях канадцев с деньгами, банками и торговлей.
Раз в две недели или два раза в месяц?
Услышав, что, если зарплату платят каждые две недели, – это лучше, чем два раза в месяц, я в первый момент не понял: а какая разница? Но мне быстренько напомнили, что месяцев в году двенадцать, то есть зарплат получается только двадцать четыре. А недель-то в году пятьдесят две. И зарплат будет двадцать шесть!
Еще маленькая подробность: если ты обмениваешь валюту в «своем» банке, где у тебя есть счет, то обмен произведут по курсу, более выгодному для тебя, чем в других банках. Постоянного клиента уважают не на словах, а на деньгах.
О том, что едва ли не любой купленный товар можно легко обменять или даже вернуть в магазин и получить свои деньги обратно, я знал уже по своим прежним визитам в Канаду. Если возврат и обмен не предусмотрены, об этом предупреждают заранее, при покупке. Но вот новшество (по крайней мере для меня): вы купили товар, например одежду, он вам нравится, возвращать или менять не собираетесь. И через недельку-другую узнаёте, что цена на него снижена. Что вы делаете? Вздыхаете о переплаченных деньгах? Ничего подобного. Вы едете в магазин, предъявляете чек и получаете разницу, вам возвращают переплаченные деньги – как будто вы сделали покупку уже по новой, сниженной цене.
А распродажи по сниженным ценам в Канаде – дело очень распространенное, и цены снижают очень серьезно. Из нашего города Аврора мы много ездили за покупками: в один соседний небольшой город – за одеждой, в другой – за кожаной сумкой в подарок, в третий – за игрушками на большую распродажу. Понимая, что сама организация жизни в этих городах не рассчитана на пешее хождение по магазинам, я всё же поинтересовался, насколько целесообразны такие поездки: бензин денег стоит, да и время тоже.
Оказывается, очень даже целесообразны, если к делу подходить серьезно. Местная пресса каждую неделю публикует сообщения о распродажах: что, где, в какие дни и насколько дешевле можно купить. Целые пачки специальных рекламных буклетов с подобной информацией развозят по городу и кладут на крылечки домов. Если хорошо ориентироваться в этой информации (опыт достигается упражнением), можно выгадать немалую пользу для семейного бюджета. Цены на вполне качественный товар могут снижаться на 30, 50 процентов.
Поэтому мы и отправились однажды за игрушками на распродажу. Это был не сверкающий зеркальными полами фешенебельный магазин, а просто огромный складской ангар. Но игрушек в нем было очень много, и цены были очень приемлемые. Мы купили нашему джентльмену коробку не коробку, а целый сундук с пластмассовыми кубиками – весьма недорого. Но это был как раз тот случай, когда обмен и возврат невозможны.
Парламентский луг – место для дискуссий, и не только
На краю луга перед парламентом Канады мерзнет на ветру одинокий пикетчик. Перед ним плакат с цитатой о сотворении человека из библейской Книги Бытия: «Male and Female He created Them» и чуть ниже приписка от себя – «Adam and Eve are not Adam and Steve».
Цитата в каноническом русском переводе Библии звучит так: «Мужчину и женщину сотворил их». А приписку с игрой слов насчет Eve и Steve я рискну перевести так: Адам и Ева – не Адам и Сева. Пикетчик протестует против однополых браков. Никто ему не мешает, луг большой, просторный, в другом углу его (но гораздо ближе к зданию парламента) расположилась многочисленная группа поклонников йоги, они разложили на траве какие-то подстилки и давай исполнять разные асаны. А у нас в Москве перед парламентом и луга-то никакого нет. Наверное, поэтому и йоги в Охотном ряду не упражняются.
Мы чуть-чуть не застали еще одну компанию необычных гостей канадского парламента. В те же дни фермеры – владельцы молочных ферм – пригнали сюда несколько десятков своих тракторов, привели и коров. Фермеры протестовали против переговоров по торговому соглашению в рамках транстихоокеанского сотрудничества. США, Новая Зеландия и Австралия требуют от Канады отмены системы тарифов на импорт – в том числе молочных продуктов. Защитные меры в виде высоких тарифов на импорт были введены Канадой еще в 60-е годы. Теперь фермеры опасаются, что если открыть дорогу дешевому иностранному молоку, в частности, из США, то канадские производители серьезно пострадают. Оказывается, не только Россия имеет свою программу импортозамещения. Дай бог удачи канадцам в этом деле.
Нет пределов политическому совершенству
Появление главы государства в новостных выпусках канадского телевидения – большая редкость. Для этого нужен существенный информационный повод – серьезное, масштабное событие. А сусальные ежедневные сюжетики о том, как национальный лидер благосклонно выслушивает отчеты подчиненных, отечески дает руководящие указания или журит «неуспевающих учеников» – кому же это интересно, кто это будет смотреть?
Но другие политики в сентябре и октябре мелькали на экранах часто и помногу. Объяснение простое: шла предвыборная кампания, выбирать предстояло как раз депутатов парламента. Канада – не президентская республика. Партия, получившая большинство в парламенте, формирует правительство и назначает премьер-министра, фактического главу государства.
На всех улицах и дорогах, на зданиях и газонах пестрели агитационные плакаты: красные – либеральной партии, синие – консерваторов, оранжевые – новой демократической. В суть их программ и различий между ними я, конечно, не вникал, но обратил внимание на одну особенность телевизионных выступлений кандидатов: агитация строилась в основном на принципе «от противного». То есть на критике, а попросту говоря, охаивании конкурентов. Не столько на обещаниях – «выберите нас, и будет вам лучше», сколько на стращаниях – «выберете не нас, и будет вам хуже».
Мне-то представлялось, что это называется недобросовестной рекламой. Но оказалось, что такая реклама – как политическая, так и коммерческая (да полно, разве политика – это не коммерция?) – разрешена в Канаде и Соединенных Штатах. Нашей российской демократии есть куда расти и развиваться.
И напоследок маленькая история о гражданских правах. В прессе она получила наименование «Пожилой человек из Калгари против Почты Канады». Некий пожилой джентльмен судился с почтовым ведомством из-за того, что почтовики поставили на газоне – не там, где следовало, по мнению джентльмена – блок почтовых ящиков. (В жилых одно– и двухэтажных районах почтовые ящики для целого квартала ставятся вместе.) Пожилой канадец долго судился с почтой и выиграл это дело!
Вспоминаю старика Френкленда из «Собаки Баскервилей», который судился с сильными мира сего не из корыстных побуждений, а из принципа: «Мы еще проучим наших магнатов, будь они прокляты! Пусть знают, что им никто не позволит безнаказанно попирать общинные права!»