Александр Невзоров. «Уроки атеизма» (Москва, Издательство Э)

Оценить
«Атеизм – сложная штука. В отличие от веры – это работа. Поскольку вы становитесь атеистом под воздействием естественно-научных знаний, под воздействием образования, той работы, которую вы проделываете внутри себя».

«Атеизм – сложная штука. В отличие от веры – это работа. Поскольку вы становитесь атеистом под воздействием естественно-научных знаний, под воздействием образования, той работы, которую вы проделываете внутри себя. А вера – это готовые клише, она гораздо проще, и ее выбирают многие именно в силу этой простоты». Автор этих фраз – Александр Невзоров, который за несколько минувших десятилетий эволюционировал самым неожиданным (для окружающих) образом. Александр Глебович учился в духовной семинарии (был отчислен), был тележурналистом (вёл на питерском ТВ некогда популярную новостную программу «600 секунд», снял фильм «Наши» в защиту вильнюсского ОМОНа, входил в редколлегию прохановской газеты «День», был депутатом Госдумы (хотя в Думе почти не появлялся), был доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах... Казалось бы, такой человек обязан был поддерживать «крымские» эскапады российской власти, осуждать «укрофашистов» и быть горячим сторонником уваровской триады («Православие, самодержавие, народность»).

Однако на деле Невзоров оказывается сегодня на другой стороне баррикады. Он считает включение Крыма в состав России «мародерством» и поддерживает действия украинской армии, которая ныне воюет с непризнанными ДНР и ЛНР. Особенно же не срослось с уваровской триадой, и прежде всего с первым пунктом: Александр Глебович – неверующий. Причем он не просто атеист, а один из тех, кто сегодня рискует публично отстаивать свои взгляды, не боясь уголовной статьи об «оскорблении чувств верующих». Сегодня Невзоров ведет на интернет-ТВ регулярную программу «Уроки атеизма», которая и стала литературной основой его новой книги.

Невзоров намеренно резок. Он не боится выступать сегодня с резкой критикой современного православия, РПЦ и ее иерархов, а на утверждение о том, что в нынешней России верующих – большинство, отвечает без экивоков: «Не думаю, что верующих на самом деле много. Весь этот фанатизм изображают, как правило, такие не вполне состоявшиеся артистки, которых перестают брать в эпизоды, и тогда они уходят в монастыри и по телевизору поднимают громкий вой о вере и православии». Во времена, когда неверие опасно, а прилюдные проявления веры (искренние или нет – вопрос), напротив, могут принести политические дивиденды, Невзоров не боится плыть против течения: по примеру великих французских просветителей XVIII века, он старается развенчать теологические доктрины с позиций научного знания и здравого смысла. Свои взгляды он облекает в форму, которая может вызвать скандал – и заставить задуматься.