Провокация как проверка на безопасность

Оценить
Провокация как проверка на безопасность
Фото Вера Салманова
Представители Общественной палаты устроили скандал на дне открытых дверей «Саратовских авиалиний» в пятницу, 13-го

Идея показать, как работает компания «Саратовские авиалинии», родилась в стенах региональной думы во время круглого стола по вопросу запрета международных полетов для саратовского авиаперевозчика. Поэтому в начале минувшей недели «Саратовские авиалинии» пригласили депутатов, представителей общественности и все без исключения СМИ города на день открытых дверей. Пятница, 13-е, дала о себе знать с первых минут: саратовские общественники устроили организаторам скандал на ровном месте.

Правила одинаковы для всех

Планировалось, что для всех гостей «Саратовских авиалиний» день открытых дверей начнется в здании аэровокзала. Пройти путем пассажира, испытать на себе все прелести досмотровой зоны, лично убедиться в том, что забота о безопасности в аэропорту – превыше всего, и только потом уже в сопровождении сотрудников компании проехать на лётное поле и посмотреть, как работает авиакомпания в штатном режиме – всё это было целью задуманного мероприятия. Ключом, открывающим двери на режимный объект, должен был стать пропуск, выписанный службой авиационной безопасности аэропорта. Пропуск следовало заказать заранее, о чем все приглашенные были предупреждены пресс-службой авиакомпании.

Наличие пропуска – не чья-то случайная прихоть. Ни в одном аэропорту страны вам не удастся попасть в «чистую зону», не имея билета и паспорта или пропуска и паспорта. Может быть, это кого-то удивит, но все сотрудники авиакомпании имеют пропуск, на котором обозначены зоны доступа. Вот как раз пропуск и стал яблоком раздора между общественниками и представителями авиакомпании.

Без пяти минут девять, когда большая часть собравшихся (в основном это были журналисты и блогеры, депутаты акцию проигнорировали) ожидала старта, у рамок металлоискателей на входе в здание аэровокзала возникли представители общественной палаты региона, а также съемочная группа телекомпании «Саратов-24». Ни Евгения Лузановского, ни Юрия Виткина, ни Евгения Малявко в списках службы авиационной безопасности аэропорта не было. Как не было там и съемочной группы телеканала. Это означало только одно: никто из них не позаботился о том, чтобы заказать пропуск заранее. Ни те, ни другие, кстати, этого даже не отрицали.

В течение десяти минут общественники пытались прорваться в здание аэропорта, попутно на телекамеры доказывая, что сотрудники компании препятствуют общественности выполнить свой долг и проверить безопасность работы авиаперевозчика, раз не хотят их, известных людей, пропустить в «чистую зону» и на лётное поле. Также громко и с жаром представители общественной палаты обвиняли «Саратовские авиалинии» в самопиаре, провокации и намеренном создании конфликтной ситуации. Однако на предложенный сотрудниками компромисс – проехать в штаб, оформить пропуска, а к остальным участникам присоединиться чуть позже – согласились.

Чуть позже ситуацию разъяснила руководитель пресс-службы «Саратовских авиалиний» Елена Воронова: главу Общественной палаты Саратовской области Александра Ландо она лично приглашала одним из первых. Условия, при которых представители палаты могли попасть на территорию аэропорта, были оговорены как устно, так и в письменном приглашении. При этом общественная палата до последнего тянула с ответом, примут ли участие в дне открытых дверей ее представители и кто именно это будет. Тут, в общем-то, два варианта: либо общественники по наивности своей полагали себя какими-то особенными людьми, на которых правила не распространяются, либо это была продуманная провокация. Заметим, что на лётное поле все представители общественной палаты, прибывшие на день открытых дверей, все-таки попали, но заявили, что им тут неинтересно, и быстро ретировались.

– На территорию саратовского аэропорта без пропуска не попадет ни общественник, ни губернатор, – подвел итог ситуации заместитель гендиректора «Саратовских авиалиний» по авиационной безопасности Андрей Абрамов.

К огромному облегчению всех присутствующих, больше никакой «чертовщины» в то утро не произошло.

Самолеты и летчики

Провокация как проверка на безопасностьПервая после обязательного досмотра наша остановка – пожарная часть рядом с рулежной дорожкой. Мы ждем посадки «Эмбраера-190», выполняющего рейс из Москвы в Саратов, и имеем возможность пообщаться с сотрудниками авиакомпании.

Руководитель эскадрильи «Эмбраер-190» Алексей Вахромеев работает на предприятии уже тридцать лет, пилотирует «Як-42Д» и «Эмбраер-190», одновременно руководит и лётной службой авиакомпании. Забота о качестве подготовки лётного состава «Саратовских авиалиний» отнимает много времени, но Алексей Николаевич всё равно старается садиться за штурвал хотя бы раз в неделю. Он считает, что если ты сам не летаешь, то вникать в тонкости организации лётной службы становится намного сложнее.

Все лётчики саратовской авиакомпании постоянно учатся, проходят теоретическую, практическую подготовку, раз в год сдают экзамены на подтверждение своей квалификации, раз в полгода проходят полное медицинское обследование. Центры переподготовки тоже выбираются не просто так: они должны соответствовать всем необходимым стандартам. У каждого пилота есть свой график прохождения всех необходимых процедур для получения допуска к полетам, на каждого из них заведено личное дело, в котором отмечено всё, что касается его учебы и здоровья. За тем, чтобы всё было вовремя и по графику, и следит руководитель лётной службы.

Сейчас в «Саратовских авиалиниях» работают 80 пилотов, авиапарк компании состоит из десяти самолетов – восьми «яков» и двух «эмбраеров». Но в будущем планируется расширение и обновление авиапарка.

– Если сравнивать «Эмбраер-190» с «Як-42Д» – это как суперсовременный компьютер с калькулятором, – делится впечатлениями Алексей Николаевич, пока мы всматриваемся в небо и ждем появления «желтенького». – В »Яке» надо штурвал тягать, думать много, а тут всё на пальчиках.

Однако даже у умной электроники могут быть провалы в работе, поэтому все без исключения пилоты эскадрильи «Эмбраер-190» умеют пилотировать этот самолет, что называется, «на руках».

Транзит-чек и прочие проверки

Провокация как проверка на безопасность«Эмбраер» приземляется и выруливает к своей стоянке, проезжая буквально в трех метрах от нас. И мы отправляемся за ним вслед – на стоянку самолета.

Пассажиры, включая губернатора Саратовской области Валерия Радаева, еще спускаются по трапу, а транзит-чек уже начался. Чек – это техническое обслуживание воздушного судна. Транзит-чек – процедура осмотра самолета сразу после прилета и непосредственно перед вылетом: специально обученный сотрудник, допущенный к обслуживанию самолетов «Эмбраер», проверяет внешний вид воздушного судна, нет ли повреждений (например, царапнули трапом), нет ли потеков жидкости, если экипаж обнаружил во время полета неисправность, она тут же устраняется техническими службами. Все произведенные действия заносятся в бортовой журнал самолета.

– Помимо транзит-чека, бывает daily-чек – проверка воздушного судна раз в 48 астрономических часов, biweekly-чек – техобслуживание самолета раз в две недели, затем идут более сложные этапы технического обслуживания, – объясняет quality-менеджер «Саратовских авиалиний» Юрий Пригородов. – Это А-чек – техобслуживание раз в 750 лётных часов, который проводится непосредственно в ангаре предприятия (ангар был построен в этом году). И С-чек, который проводится раз в 7500 лётных часов. Этот вид обслуживания осуществляется не в России, поскольку в нашей стране нет провайдеров такого вида обслуживания.

За правильной эксплуатацией саратовских «эмбраеров» пристально следят не только в авиакомпании. Уже на этой неделе в Саратове ждут очередную инспекцию бермудских авиационных властей, по чьим правилам эксплуатируются самолеты. Решение зарегистрировать самолеты на Бермудах принял собственник воздушных судов. Напомним, оба «эмбраера» находятся в лизинге и напрямую саратовской авиакомпании не принадлежат. Бермудские авиационные власти пользуются в мире огромным авторитетом, а их правила признаются всеми без исключения странами мира и авиационными администрациями.

Помимо этого, сертификацию линейного техобслуживания бразильских самолетов осуществляют и российские авиационные власти.

«Як» в ангаре

Постоянный технический контроль положен всем воздушным судам, и «яки» «Саратовских авиалиний» здесь не исключение.

В огромном ангаре, который был возведен на аэродроме только в этом году, стоит «Як-42Д». В четверг воздушное судно вернулось из рейса и было заведено в ангар на плановое техобслуживание. Вы когда-нибудь видели самолет на домкрате? Впечатляющее зрелище.

Ангар огромный, и самолет внутри него кажется очень маленьким. У хвостового оперения выставлены стойки – видимо, техобслуживание этой части самолета уже завершено. В тот момент, когда мы заходим в ангар, два авиамеханика разбирают шасси – под крыло, где они расположились, бьет яркий свет прожектора.

– Это плановая форма Г – самая трудоемкая из оперативных форм обслуживания, – объясняет нам технический директор авиационной технической базы. – Кроме того, будет проведено плановое техобслуживание планера, силовых установок и других элементов самолета, а также генеральная уборка салона, которая проводится раз в 15 дней. В понедельник воздушное судно должно выйти в рейс.

Журналистам предлагают выйти на улицу посмотреть на аэропортовую технику. Но очень не хочется – в ангаре тепло, а на лётном поле пронизывающий ледяной ветер. Страшно представить, что до появления ангара все эти работы велись на улице.

Полосе нужен уход

Еще совсем недавно на сайтах некоторых информагентств появилась информация, что техника по обслуживанию аэропорта не прошла плановый техосмотр. Но эта информация устаревшая, а обновленную те же самые информагентства почему-то не опубликовали. Абсолютно вся аэропортовая техника плановый техосмотр прошла и допуск к работе получила.

За последние несколько лет парк этой техники был значительно обновлен: были приобретены автоконвейер, аэродромная уборочная машина (которая, как пылесос, собирает весь мелкий мусор со взлётной полосы), пожарная машина и так далее.

Сами сотрудники отмечают, что предприятие в последние несколько лет переживает качественный скачок. Причем это касается не только приобретения новой техники и обновления авиапарка. Значительно выросло количество рейсов, а значит, количество часов налета у пилотов и, как следствие, квалификация летчиков. Для небольшой региональной авиакомпании это большой прогресс.