Е2 – Е4, как сказал гроссмейстер
«Жизнь – как шахматы: всего лишь умелая расстановка нужных фигур на черно-белом поле», – написал однажды российский писатель Олег Рой. С момента возникновения шахмат прошло более тысячи лет, но аккуратно выстроенные в два ряда шестнадцать фигур и квадратная доска из 64 клеток продолжают притягивать к себе внимание миллионов людей из самых разных уголков планеты.
«Ох, как необходимо в нашей жизни»
Раз в неделю, по пятницам, дети в возрасте от 4 до 10 лет спешат на занятия по шахматам в детский центр «Кенгуру», что на улице Политехнической. «В нашем детском центре шахматы уже преподают детям второй год. В первый год работы центра мы не планировали открывать шахматный кружок – учили детей английскому языку, готовили к школе, занимались организацией и проведением праздников и дней рождений, – вспоминает Ольга Шейко, руководитель детского центра. – Однажды мама ребенка, который ходил к нам на подготовку к школе, поинтересовалась, не проводим ли мы занятий по шахматам. «А почему бы и нет?» – подумала я и занялась поисками педагога. Параллельно стала набирать группу юных шахматистов. Родителям рассказывала, что скоро у нас откроется такой кружок. Какой-то особой рекламы в первое время не делали. До конца в успех затеи не верили. Но на занятия записались не один, и не два человека, а шесть! Сначала азы шахмат постигали только мальчики, а потом заинтересовались и девочки. Сейчас в детском центре шахматами занимаются две группы».
«Польза шахмат для меня очевидна, – считает Ольга. – Мне хочется, чтобы мой сын вырос всесторонне развитым, умел принимать решения, логически мыслить. На мой взгляд, шахматы – это именно то, что надо. Дети становятся более дисциплинированными, ответственными, усидчивыми. Всё это ох как необходимо в нашей повседневной жизни!»
«Думаю, что интерес к шахматам детям прививают в основном бабушки и дедушки. Просто далеко не все из них сумели перейти с компьютерами и планшетами на «ты», поэтому своих внуков и внучек они в свободное время занимают тем же, чем занимали их в детстве, – шахматами, шашками и другими настольными играми. У детей появляется интерес к игре, желание научиться играть. Но бывает и по-другому. Например, ребенок скачал на планшет шахматы. Играть толком не умеет, а очень хочется. Компьютерные игры сейчас выпускают с потрясающей графикой, спецэффектами. Шахматы в этом отношении не исключение. Не все родители могут помочь ребенку в освоении шахматной игры, поэтому и отдают в шахматные клубы», – рассказывает Ольга.
«А что нам с мужиками делать?»
Ни на один день с шахматной доской не расстается пенсионер Владимир Григорьевич. Шахматные баталии во дворе девятиэтажки, в которой живет пожилой шахматист, в теплое время года не утихают ни на день. «А что нам с мужиками делать? Мы на пенсии, времени свободного вагон. Ну не квартплату же и цены на продукты в магазине обсуждать? Вот и играем. У нас в доме кто в шашки любит порезаться, кто в нарды, а кто в шахматы. Я, например, шахматист. Изредка в шашки могу сыграть. Нарды мне вот совсем не полюбились», – признается пенсионер.
Иногда на огонек во двор заглядывают пенсионеры из соседних домов. Владимир Григорьевич считает сражение за шахматной доской самым экономным способом скоротать время: «На наши пенсии можно с трудом прожить. За квартиру заплати, еду купи, и вот от пенсии уже ничего не осталось. Музеи, театры, кино, выставки, концерты не все пенсионеры могут себе позволить. Билеты туда о-го-го сколько стоят! Вот поэтому собираемся мы во дворе и играем. Доска с фигурами у меня еще с советских времен сохранилась».
Правда, на дворе уже не лето. Дождливая осень и холодная зима не повод прекращать играть в шахматы. Только теперь шахматные баталии происходят у кого-нибудь дома.
Учебники кусаются
Сегодня играющие в шахматы во дворе дома люди – большая редкость. Совсем иначе было в Советском Союзе. Шахматное движение в СССР охватывало сотни тысяч людей. Кружки успешно работали при дворцах пионеров, в школах и подростковых клубах, на заводах и фабриках. Свой вклад в популяризацию шахмат вносили специализированные журналы и регулярные шахматные рубрики в газетах.
В наше время, чтобы стать обладателем шахматного учебника, долго по книжным магазинам ходить не придется. В каждом магазине книг о шахматах десятки. Выбирай любую. Только стоит такая литература не одну сотню рублей.
«Да, сейчас вновь стали интересоваться шахматами, – рассказывает продавец-консультант одного из книжных магазинов города. – Спрашивают учебники, рабочие тетради по шахматам. Согласна, цены кусаются. Не каждый может себе позволить такие книги. Но сегодня книжным магазинам есть замечательная альтернатива – интернет. Если хорошенько в сети покопаться, то можно найти многие книги в электронном формате. Конечно, этот вариант не такой красочный, не такой практичный, но для экономии семейного бюджета подходит идеально».
Миллионы индийских дебютов
В некоторых регионах России в расписании уроков ученика начальной школы стоит урок шахмат. В последнее время бурно обсуждаются плюсы и минусы ввода в программу обязательного школьного образования шахматных ахов на всей территории страны. В школах многих стран мира шахматы заняли уже прочное место в расписании уроков. Сейчас шахматы энергично внедряются в образовательные системы в США, Венгрии, Аргентине, Мексике, Исландии, Швеции, Израиле, Италии, Испании. А в Индии шахматы изучают около двух миллионов школьников.
«Шахматы как метод развития стратегического мышления, безусловно, нужны и важны. Но в виде обязательного урока, я полагаю, это излишне, – считает Валерия Терентьева, управляющий партнер «WorkLine Group». – Возможно, стоит шахматы сделать в качестве дополнительного урока физкультуры. Шахматы – это один из видов спорта. Шахматы – интеллектуальный спорт, требующий недюжинной физической и психологической подготовки. Способность человека решать в сжатые сроки многоплановые стратегические задачи связана в том числе с его умением работать с интеллектуальным стрессом. И шахматы – отличная поддержка для развития необходимых интеллектуальных и психологических навыков. Шахматы стоит внедрять, но не вместо школьных предметов, а наряду с ними. Что касается изучения шахмат школьниками, хочется напомнить о кружках и секциях в советское время. Шахматы, моделирование, изобразительное искусство, театральные кружки – всё это методы гармоничного и разностороннего воспитания человека. Это внеклассная работа, которая велась как в школах, так и в домах и дворцах пионеров. И именно там проводили дети то время, которое, по мнению господина Мединского, нынешние школьники должны проводить в стенах школы. Почему в Индии этой игрой увлекается такое большое количество детей? Индия – родина шахмат. Поэтому изучение индийскими школьниками этой игры не требует ее повсеместного внедрения как школьного предмета. Шахматы в Индии и без этого популярны. В нашей стране неплохо было бы вернуть шахматам популярность уровня 60-х –70-х годов».