Восстание машин
Правительство РФ 10 ноября ещё раз снизило ставку дорожной пошлины «Платон» – как раз накануне планировавшейся на 11 ноября акции дальнобойщиков, намеревавшихся заблокировать федеральные трассы в нескольких регионах страны.
Как заявляют сами дальнобойщики, новая пошлина грозит им разорением (подробнее – в статье «Платон» – кому он друг?» в номере «Газеты недели» от 10.11.2015 г.). В начале ноября перевозчики уже проводили предупредительную акцию протеста (ездили по трассам с минимальной скоростью, затрудняя общее движение).
Теперь плата за пользование федеральными трассами уменьшилась с 3,06 руб. до 1,53 руб. за км. При этом оговаривалось, что с марта следующего года ставка вернётся к уровню 3,06 руб. за км. Дальнобойщики не сочли эти изменения достаточными. Федеральные трассы перекрывать не стали, однако на минувшей неделе фуры выстроились в линию по одной из крайних полос федеральной трассы Краснодар – Кропоткин, затруднив общее движение. Акция продлилась около двух часов. Водители были оштрафованы сотрудниками ГИБДД за нарушение правил остановки/стоянки транспортных средств.
Зато уже на следующий день правительством было объявлено о новых уступках. Система начнёт работать, как и предполагалось, с 15 ноября, однако штрафы за неуплату сборов будут взиматься только в Московской области. Остальным регионам предоставили отсрочку до 1 мая 2016 г. В этот же день группа депутатов внесла в Госдуму законопроект о трёхлетнем моратории на введение налога.
При этом неизвестно, как отсрочка штрафов и даже возможный мораторий на введение налога повлияют на выплаты в пользу РТИТС – компании-оператора, выбранной для организации сбора налога. 50 процентов акций РТИТС принадлежат Игорю Ротенбергу, сыну Аркадия Ротенберга – миллиардера и друга президента РФ Владимира Путина. Так как РТИТС уже организовал работу системы, свою часть работы компания может считать выполненной и претендовать на вознаграждение. Известно, что за операторские услуги РТИТС будет получать от государства более 10 млрд руб. в год.
Стоит отметить, что отсрочка по штрафам и мораторий могут быть даже выгодны компании. Ранее высказывались сомнения, что РТИТС смог полностью подготовить систему взимания налога к работе. Так, всего за неделю до запуска «Платона» контролирующие бортовые устройства, которые дальнобойщики должны устанавливать в фуры, в Саратовской области так и не появились. Контролирующие дорожные рамки были установлены только в Московской области. Купить специальную маршрутную карту через сайт «Платона» также было невозможно.
15 ноября сибирские перевозчики, находившиеся на подъезде к Московской области, сообщали, что не могут активировать маршрутные карты, а сама система зависает.
Размер штрафов за неоплаченный проезд по федеральным трассам составляет 40 тыс. руб. для ИП и 450 тыс. руб. для юридического лица.