Славное дело Ришельё
Для начала обратимся к «Википедии». Она гласит, что «серый кардинал – так называют влиятельных людей (особенно в политике), действующих негласно и обычно не занимающих формальных должностей с такими полномочиями».
Дальше – происхождение понятия: «Францией во времена формального правления монарха Людовика XIII на самом деле фактически управлял Ришельё (которого называли «красным кардиналом» из-за цвета шапочки, положенной кардиналу), за которым стоял не занимавший формального поста отец Жозеф, которого и прозвали «серым кардиналом», потому что он был монахом Ордена капуцинов, носивших рясу серого цвета. В романе «Три мушкетёра» говорится, что «его имя произносилось не иначе как шёпотом».
Получается, что «Википедия» всё запутала. Потому как Дюма нам рассказывал только о Ришельё, которого и принято считать серым кардиналом.
В новейшей политике Саратовской области, которая начинается в 1996 году с приходом губернатора Аяцкова, понятное дело, тоже были свои серые кардиналы. Но в отличие от великого француза, который правил 18 лет, век всех местных теневиков был недолог.
Был, ушел
На самом деле назвать Вячеслава Володина серым кардиналом можно с большой натяжкой. Потому как в правительстве Аяцкова он был главным. Пусть не первым, но, однозначно, вторым и все-таки главным. Потому как Дмитрий Федорович властвовал, сверкал, работал на имидж и на паблик. А Володин распоряжался деньгами, кадрами. Без его визы к Аяцкову не попадал ни один документ.
Нет, Вячеслав Володин не чурался публичности, он с удовольствием общался с журналистами и даже дружил с ними, он брал с собой в рейды представителей СМИ и устраивал публичные разносы нерадивым подчиненным под прицелами камер. Володин в Саратовской области был очень публичным политиком. Но основная его роль исполнялась в тиши кабинетов. Назначения, продвижения, выделение финансирования или его прекращение – на самом деле некоторое время Володин был куда как могущественнее прямолинейного Аяцкова.
Впрочем, Дмитрий Федорович достаточно быстро понял своего заместителя, и в тандеме началось противостояние, которое закончилось отъездом Володина из региона.
И вот тогда началось второе пришествие первого серого кардинала Саратовской области. Будучи депутатом Государственной думы, Вячеслав Викторович создал в регионе свою собственную партию, которая сначала тайно, потом явно выступала против губернатора. Но это был уже другой губернатор. И несколько поздняя история.
Однако природа не терпит пустоты. И в области появился второй серый кардинал.
Новые времена
Звали его Леонид Фейтлихер. Тогда его называли бизнесменом с небезупречным прошлым. Сейчас Леонида Натановича можно смело назвать наивным человеком. Да, умным, с прекрасными аналитическими способностями. Но наивным. Потому что он решил, что благие намерения – это всё. И путь к достижению цели может быть любым. И попутчики на этом пути – тоже. Но не учел Леонид Натанович, что политика – это вещь пострашнее бизнеса девяностых. В те лихие годы многие проблемы в бизнесе решались не по закону, а по понятиям. Но понятия эти свято соблюдались. А в политике – ни законов, ни понятий, ни дружбы, ни обязательств. Только цель, которая оправдывает средства. А цель чаще всего и не благая совсем, а наоборот – вполне себе утилитарная. Даже если маскируется под желание облагодетельствовать всех и вся.
Так вот, в начале двухтысячных Фейтлихер начал борьбу с губернатором Аяцковым. Леонид Натанович стал выпускать газету «Новые времена», куда собрал самых талантливых на тот период журналистов. Газета обличала, вытаскивала на белый свет, добивалась правды и так далее. Короче, издание быстро стало популярным. Его ждали и боялись. Но это была видимая часть политической деятельности Фейтлихера. А была еще и невидимая.
По слухам, вместе с группой товарищей, в которую входили и Вячеслав Володин, уже покинувший Саратовскую губернию, и Михаил Лысенко, бывший мэр Энгельса, сегодня находящийся в местах не столь отдаленных, и покойный прокурор области Евгений Григорьев, Фейтлихер интриговал против Аяцкова.
Удачно или нет – не известно. Зато известно, что в 2005 года Дмитрий Аяцков перестал быть губернатором.
В апреле того же года губернатором Саратовской области стал Павел Ипатов, до того руководивший Балаковской атомной станцией.
На радостях Фейтлихер подарил Ипатову «Новые времена», которые быстро превратились в рупор губернатора и правительства и в итоге тихо скончались.
Фейтлихер учредил новое издание – «Наша версия», в которую он опять собрал классных журналистов. Но из серого кардинала Леонид Натанович превратился в оппозиционера, который очень много знает. И на Фейтлихера начали давить. Делали это сильно и планомерно. Несмотря на начавшийся прессинг Леонид Натанович был избран депутатом Саратовской городской думы. Но это не помогло.
Итог противостояния системы и свободолюбия известен – Леонид Фейтлихер эмигрировал. Впрочем, «Нашу версию» он не бросил, и это издание – одно из немногих независимых в области.
Всегда с нами
Есть подозрение, что одним из рычагов давления на серого кардинала был Вячеслав Володин – Фейтлихер знал много, еще о большем догадывался.
Но речь не об этом, а о том, что Павел Ипатов вдруг оказался не тем, кем видел его Володин. Павел Леонидович не стал послушной марионеткой в руках московского политика, а пытался гнуть пусть странную и одному ему известную, но свою линию. За что и поплатился.
Господин Володин быстренько организовал группу единомышленников из числа депутатов, подмял под себя Саратовскую областную думу и начал планомерно давить губернатора Ипатова. Механизм прессинга был прост, как пять копеек. Но очень эффективен. Депутаты принимали популистские законы, требующие финансового обеспечения. И требовали, чтобы губернатор законы исполнял. И брал под это дело кредиты. А потом с невероятным задором клеймили Ипатова за то, что нарастил долг области до невиданных размеров.
Так или иначе, но весь срок правления регионом Павлом Ипатовым областью де-факто руководил Володин. По крайней мере главной политической фигурой в регионе был именно он, а не Ипатов.
Собственно, неоспоримое лидерство в регионе и теперь остается за Володиным. Притом что он покинул Саратовскую область в далеком 1998 году и прочно обосновался на федеральном политическом олимпе. Как известно, Вячеслав Викторович руководил регионом, будучи сначала депутатом и зампредом Госдумы, потом заместителем председателя правительства РФ. Последние четыре года он продолжает держать руку на пульсе областной политики в ранге заместителя руководителя аппарата президента страны.
По большому счету, сегодня для властей предержащих в Саратовской области Вячеслав Володин – бог и царь. Ему жалуются на неугодных коллег, стучат на ошибки конкурентов. С ним согласовывают все или почти все более или менее значимые кадровые назначения.
Одно время Володин старался дистанцироваться от региона. По крайней мере в публичной плоскости имя вождя всуе не упоминали. Но царь далеко, а природа, как известно, пустоты не терпит. И потому в области появился новый серый кардинал. Иного, более мелкого масштаба и иных запросов, но оказывающий очень серьезное влияние на политическую и экономическую жизнь региона.
Давай я тебя коррумпирую
Сергей Георгиевич Курихин – уникальное явление в региональной политике. В четвертый созыв областной думы он попал в губернаторской (Павла Ипатова) части списка «Единой России». То есть избирался не по одномандатному округу, а по списку. Вероятно, внеся изрядную долю в финансирование избирательной кампании. Первые четыре года из депутатской массы Курихин особо не выделялся. А потом губернатор поменялся, изменился и депутатский состав думы. Ну а еще за это время Сергей Курихин сдружился с харизматичным Леонидом Писным. Который, по большому счету, провел его в думу следующего созыва. Дело в том, что аккурат в 2012 году изменилась нарезка округов, и практически весь одномандатный округа Кировского района, в котором очень плодотворно работал Леонид Писной, отошел Сергею Курихину. Писному достались новые территории, который он без труда обаял. А Курихина буквально за руку провел по встречам с избирателями, где пообещал, что Сергей Курихин будет работать ничуть не хуже.
Короче, в 2012 году Сергей Георгиевич был избран депутатом Саратовской областной думы пятого созыва, где стал уже опытным депутатом и начал свою игру.
Есть подозрение, что сначала это была только игра, от скуки, а не от большого желания вершить судьбы. Юные депутаты, пришедшие в облдуму на молодежной волне, почуяв вкус власти, стали коситься на думских аксакалов, которые власть в заксобрании упускать не хотели. И для которых всегда был один бог и царь, прочно обосновавшийся в столице.
Молодые, не умаляя роль московского вождя, тоже хотели рулить. В том, что они легко справятся, их убеждал Курихин, например, организовав смешную шумиху вокруг комиссий по проверке депутатских доходов и по присвоению почетных званий.
Есть подозрение, что Курихин не только тешил самолюбие младодепутаов, но и влиял на них более утилитарными способами. И это только одно из направлений деятельности нашего серого кардинала, которое весьма опосредованно конвертируется в материальные блага.
Иное направление деятельности Курихина – дружба и вражда с главой города Олегом Грищенко. Было время, когда эти два незаурядных человека дружили. Потом Грищенко, решив, что влияние на него чрезмерно и не сильно выгодно, стал от Курихина дистанцироваться. Что, понятное дело, не понравилось Сергею Георгиевичу. Наступил период вражды. Этот этап тоже закончился, перейдя в дружбу. Понятно, «дружба», «вражда» эти не имеют ничего общего с нормальными человеческими отношениями. Исключительно политическая и экономическая целесообразность для двух бизнесменов.
Нет, и Олег Васильевич (часто и публично), и Сергей Георгиевич (редко и приватно) заявляют о своем желании облагодетельствовать город и его жителей. Сетуют на то, что недопоняты, окружены если не врагами, то недоброжелателями. Насколько искренны эти заявления, судить не будем. Но общеизвестно, что благими намерениями устлана дорога в не самое приятное место.
Собственно говоря, всё влияние Курихина зиждется на личных отношениях с политическими персонажами региона. Он не просто умело – талантливо играет на пороках, пристрастиях, честолюбии, корыстолюбии и иных, не самых хороших человеческих качествах.
И если какой-либо персонаж не поддается обаянию серого кардинала, то тут начинается «мстя». Для этого у Курихина есть популярное информационное агентство «Взгляд». Именно по его новостной ленте можно легко определить недругов Курихина.
У кардинала век недолог?
Как было сказано выше, кардинал Ришельё правил Францией 18 лет. У местечковых серых кардиналов так долго дергать за ниточки политических марионеток не получается. Либо марионетки осознают свою роль в истории и обрывают путы, либо те, кого подвесить на кукан не удалось, становятся сильнее. Так или иначе, кардинал изгоняется из стаи, где он совсем недавно играл если не первую, то главную роль.
Исключением, которое подтверждает правило, можно назвать Вячеслава Володина. Но тут вообще случай особый, связанный с безусловными талантами нашего великого земляка.
Фейтлихер, невероятно умный и амбициозный человек, продержался лет пять.
Курихин, которого, кстати, Леонид Натанович считал своим учеником, кукловодит в области тоже года четыре. И, есть подозрение, роль серого кардинала ему приелась. Из-за тщетных усилий и слишком малого КПД производимых действий. Ну и окружение Сергея Георгиевича, скажем прямо, сильно уступает своему вассалу. Короче, всё чаще поговаривают, что Сергей Курихин собирается покинуть регион.
Что нас ждет в этом случае? По большому счету, ничего. Нет, наше политическое болото останется болотом. Булькать и источать миазмы оно будет реже, но большим от этого быть не перестанет. Разве что, не обогащаемое газами, совсем затухнет. Но это если не появится очередной кардинал.
Или, но это уже из области фантастики, если в регионе не поменяется власть...