Рейдом по должникам

Оценить
Ситуация с неплатежами за жилищно-коммунальные услуги складывается тревожная. Долги растут, тянут за собой отрасль ЖКХ

Долги населения за ЖКУ в Саратовской области составляют 3,29 млрд руб. Это данные областного минстроя, сообщенные на круглом столе по проблемам ЖКХ в облдуме 6 ноября. За тепло и горячую воду граждане задолжали 1,4 млрд, за газ – 236,8 млн. В масштабах страны задолженность по квартплате превышает триллион рублей.

Хронический неплательщик по принципиальным соображениям

Почему же граждане не гасят вовремя коммунальные платежи?

Большая часть, 80%, добросовестно платит по счетам, в их числе и малообеспеченные категории граждан. Бабушки и дедушки дисциплинированно рассчитываются за ЖКУ, тратя на это значительную часть пенсии. Но определенную лепту граждане, живущие от зарплаты до зарплаты, от пенсии до пенсии, всё же вносят в снежный ком неплатежей. Те, у кого на ЖКУ уходит больше 22% от семейного дохода, могут обратиться за субсидией.

Как тут не вспомнить отмену нескольких симпатичных норм закона об областных стандартах оплаты ЖКУ (закон Саратовской области № 54-ЗСО), дававших послабления малоимущим гражданам. Так, пенсионеры, не имеющие льгот, платили за ЖКУ 10% от дохода, 15% от дохода отдавали одинокие родители, инвалиды и пенсионеры-льготники. Были расширены нормы жилой площади, на которые предоставлялась субсидия, на семью полагалось 15 дополнительных метров.

Закон принимался и для того, чтобы помочь гражданам, и с целью защиты системы ЖКХ от неплатежей. Но у народного губернатора Валерия Радаева иные приоритеты, и с января 2013 года субсидии предоставляются по федеральным нормам.

Чаще хронический неплательщик – это человек с постоянным местом работы и приличной зарплатой. Это либо безнадежный разгильдяй, либо индивидуум с принципиальными соображениями. Таковых немного, но именно на них приходится львиная доля долгов. В России 2,5% потребителей услуг ЖКХ имеют задолженность более года.

Негативный фон – убежденные неплательщики

Появлению убежденных неплательщиков способствует негативный фон вокруг отрасли ЖКХ. Когда в квартире всё нормально, мы не замечаем коммунальные службы. О них вспоминают в неприятные моменты, неудивительно, что их работа чаще освещается в критическом ключе. СМИ сообщают про нечестные управляющие компании, задвоенные платежки, выставление счетов по завышенным тарифам.

Несмотря на весь негатив жилищный фонд эксплуатируется, и в дома поступают свет, газ, тепло и вода. И есть немало нормальных управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, честно ведущих бизнес. Но их в прессе замечают редко. А дела о взыскании долгов с нерадивых потребителей услуг вообще никого не интересуют.

Ландо за переселение

Зато проблема неплатежей обсуждается на различных площадках. Так, на упомянутом выше круглом столе председатель региональной общественной палаты Александр Ландо искренне возмущался неплательщиками: «В каждом доме можно назвать две-три фамилии граждан, которые просто не платят. Надо найти механизм, чтобы эти люди либо лишались квартиры, либо их переселяли в менее комфортное жилье».

Пару лет назад, комментируя долги перед коммунальщиками Юлии Ерофеевой в бытность ее детским омбудсменом, Александр Соломонович не считал долг за ЖКУ, превысивший четверть миллиона рублей, чем-то «аморальным». Он именовал задолженность спором между физическим и юридическим лицом.

Управляющие компании не торопятся искать управу

Особой ретивости в борьбе с хроническими УК не проявляют: заниматься претензионно-исковой работой слишком хлопотно. И долги продолжают расти. Несмотря на повышение пени неплательщикам с июня 2015 года с 1/300 до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ в день при несвоевременной оплате коммунальных услуг.

Всё больше домов в последнее время переходят на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, и жители платят по отдельным счетам за газ, электричество, тепло и горячую воду. Ясно, что и тут появляются неплатежи.

Единороссы за тепло не платят?

В ресурсоснабжающей компании «Техэнерго-Монтаж», работающей с 2009 года, выстроена целая система по взысканию коммунальных долгов.

Компания поставляет тепло и горячую воду в 39 многоквартирных домов и объекты социальной сферы: больница № 8, поликлиники, детские сады и другие. В 31 доме жители платят напрямую компании, и сумма долга у них – 9,7 млн рублей. В восьми домах платежи поступают на счет управляющей компании, а затем уже перечисляются ООО «Техэнерго-Монтаж». И по этим домам задолженность 7,1 млн рублей.

Генеральный директор теплоснабжающей организации Сергей Понин отмечает: там, где жители платят напрямую, платежная дисциплина в четыре раза выше. В отдельных УК считают, что не грех попользоваться деньгами ресурсников в своих целях. Как правило, такие УК прогорают, а руководители, путавшие свои и чужие деньги, оказываются фигурантами уголовных дел и отправляются за решетку. Понин назвал две таких УК – ЖСК «Фестиваль» и ЖСК «Лето». Сейчас решается вопрос с ТСЖ «Благовест». В четырехэтажной «сталинке» на 60 квартир за три года долгов накопилось под четыре миллиона.

Общая сумма задолженности перед «Техэнерго-Монтаж» достигла 35 млн рублей, половина приходится на юридические лица. Крупнейший должник – клиническая больница № 8. Стационар, после того как главврач Василий Максимов стал депутатом Госдумы, возглавил его сын Юрий Максимов, который отчего-то «не помнит», что учреждение должно поставщику тепла больше 16 млн рублей. При таком раскладе у ООО «Техэнерго-Монтаж» растет долг за газ. Он достиг 23 млн, и в летнее время потребителям пришлось обходиться без горячей воды.

Письма, звонки, суды и взыскания

По информации Понина, 80% из 4000 граждан – потребителей теплоресурсов платят вовремя. Долги имеются у 827 потребителей. У одного процента они зашкалили за 70 тысяч. У трети долги не превышают 8 тыс. рублей.

Борьба с неплательщиками начинается с вывешивания разного рода информации на досках объявлений у подъездов и в лифтах. Закон о защите персональных данных не позволяет называть фамилии должников, только номер квартиры и сумму долга. Но эти памятки долго не живут, их срывают.

Следующий этап – рассылка извещений с напоминанием о сумме долга и просьба погасить его по телефону (в «базе» собрано много номеров). Проводятся рейды по квартирам должников. Эти меры помогают в половине случаев.

Дальше следует обращение в мировой суд. Типовой иск, отработанная процедура. После получения извещения «ломаются» еще 10–15%. Кто-то гасит долг в ходе суда или получив вердикт. Треть самых упертых дожидается визитов судебных приставов.

Все ли открывают дверь, сомневаюсь я. Вид человека в зеленой форме с золотыми погонами – убедительный аргумент, уверен Понин. Плюс сопровождение в виде участкового и представителей «Техэнерго-Монтажа» творят чудеса. Двери квартир, как правило, распахиваются. Другое дело – общежитие с коридорной системой. Понин удивляется работе «беспроводной почты» в этом «муравейнике». Как только становится известно, что пришли «за долгами», жильцы оперативно отправляются на прогулку целыми семьями.

Визит представительной делегации в обычных домах творит чудеса. В присутствии соседей люди предпочитают расплатиться, а не расстаться, к примеру, с телевизором. Воспитательное воздействие понятых трудно переоценить.

Но ведь деньги в кармане появляются не у всех. Даже если пришли приставы с участковым... Понин соглашается, говорит, что с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, заключают договоры о реструктуризации задолженности.

Взыскать с взыскателя

Но есть «штучные экземпляры», их вспоминают с придыханием. Убежденные неплательщики, имеющие работу с нормальной зарплатой. Специалисты из администрации Саратова, пенсионного фонда, предприниматели, к примеру, учредитель нескольких ювелирных магазинов.

Самым уникальным неплательщиком в «Техэнерго-Монтаже» считают офицера из числа судебных приставов. Юристы организации даже написали в ФС ССП в Москву – думали, начальство в ужас придет, что с человека, чья работа – взыскивать долги, не могут взыскать долг. Получили отписку. Сорок тысяч взыскивали с зарплаты офицера. Сейчас у него опять долг за тепло накопился. Тысяч шестнадцать.