Беспредела хватает, пугают хаосом

Оценить
Прямые расчёты с ресурсоснабжающими организциями – это, конечно, хорошо, но лучше, чтоб они были подконтрольны

Прямые договоры между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, как одно из условий «для эффективной работы и улучшения платежной дисциплины отрасли ЖКХ», должны были стать, наверное, главным законодательным новшеством текущего года для жилищно-коммунальной сферы. Соответствующий законопроект – плод творчества Минстроя и Минэнерго – должен был быть рассмотрен Госдумой ещё весной. Потом обсуждение проекта закона перенесли на осень. Однако до сих пор нет никаких конкретных сведений о том, где этот документ и что конкретно он подразумевает.

Правда, на одном из недавних собраний экспертов отрасли в областной думе председатель комитета по вопросам ЖКХ Сергей Нестеров успокоил, что законопроект точно находится в Госдуме и точно рассматривается депутатами. А председатель Общественной палаты Саратовской области Александр Ландо предложил не ждать решения от федералов и принять соответствующее решение на местном уровне.

Испытана и признана оптимальной

Переход на прямые расчёты с РСО поминается часто. И особенно часто – в рассуждениях о том, как бороться с неплательщиками за жилищно-коммунальные услуги и вообще избежать самой возможности накопления многомиллионных (и даже миллиардных) долгов. И каждый раз, когда такие разговоры случаются, наши саратовские эксперты все как один авторитетно заявляют, что для этого перехода на прямые расчёты просто необходим соответствующий закон. Как раз тот, которого ждут от Госдумы.

Его с нетерпением ждут, как выясняется, и ресурсоснабжающие организации, и управляющие компании, и население.

Это особенно интересно в связи с тем, что Жилищный кодекс и сегодня позволяет страждущим заключать прямые договоры на поставку коммунальных услуг между потребителями и РСО. Однако по факту на такой тип взаимодействия перешли единицы многоквартирных домов. В основном те, что выбрали способ непосредственного управления.

Давно на прямые расчёты с гражданами перешли газовики (ООО «Газпром межрегионгаз Саратов»). Этот же путь с частью своих потребителей осваивают и МУПП «Саратовводоканал», и поставщики электроэнергии – СПГЭС и ОАО «Саратовэнерго». Причём, как сообщили нам в последнем, схема прямых расчётов была опробована организацией наряду с другими многочисленными вариантами взаимодействия с потребителем, но признана наиболее удобной и оптимальной.

«Переход на прямые расчёты исключает промежуточное звено в виде УК и ТСЖ из оборота денежных средств. Но ни УК, ни ТСЖ за услуги по сбору денежных средств вознаграждение не получают и считают данную обязанность ярмом, которое только ухудшает финансовое положение компаний. Это причина для злоупотреблений. УК и ТСЖ аккумулируют деньги на расчётном счёте и не всегда передают денежные средства, полученные за коммунальные ресурсы, в адрес ресурсоснабжающих организаций своевременно или в полном объёме. Хотя это их прямая обязанность, прописанная законодательстве РФ, – поясняют в пресс-службе энергокомпании. – Поэтому выстраивание прямых договорных отношений с населением позволит более качественно взаимодействовать с потребителями, обеспечить одинаковые отношения по расчётам за потреблённые услуги. Также прямые расчёты позволяют централизованно отвечать на возникающие вопросы граждан, массово печатать платежные документы, что удешевит затраты на печать и доставку квитанций, что тоже отразится на стоимости коммунального ресурса».

Схемы бывают разными

Массовому переходу многоквартирных домов на прямые расчёты сегодня якобы мешают несовершенство и необязательность этой, предусмотренной законом, возможности. Обязательным условием для реализации подобной схемы является решение общего собрания собственников помещений в конкретном многоквартирном доме. Но из числа жильцов инициаторов не находится, а управляющие организации в добровольном порядке прощаться с агентской ролью в отношениях между поставщиком и потребителем не торопятся.

Многие эксперты считают, что это из корыстных соображений. Представители же управляющих организаций уверяют, что есть куда более важные причины.

По словам юриста УК «Успешный дом» Елены Беликовой, на сегодня в нынешней редакции жилищного законодательства управляющие организации не могут быть полностью исключены из взаимоотношений ресурсоснабжающих организаций с потребителями. Потому что все счета за сверхнормативное потребление ресурсов в МКД выставляются управляющим организациям.

«А откуда берётся это сверхнормативное потребление? Это или потребители недобросовестные (занижают показания счётчиков и так далее), или РСО что-то в счетах химичат», – убеждена Елена Владимировна. Причём сама Беликова на все сто процентов уверена в наличии обеих причин.

«Существует несколько схем так называемых прямых расчётов между потребителями и ресурсоснабжающими организациями. Можно привлечь платёжного агента – заключить договор с городским расчётным центром. Мы, например, так сделали по МУПП «Саратовводоканал», и схема эта замечательно работает. Сумму, которые жильцы должны за воду, расчётный центр сразу вычленяет из поступивших платежей и отправляет в РСО. На счёт управляющей компании эти средства даже не поступают. Мы подписали такое соглашение, и нас оно, как УК, очень устраивает, – рассказывает наша собеседница. – А есть другая схема взаимоотношений потребителя и ресурсопоставщика. Такая, как у одной известной в Саратове энергокомпании с нашими жильцами».

Иначе хаос

На прямые расчёты с потребителями эта энергокомпания, по словам Беликовой, перешла и по индивидуальному потреблению электроэнергии, и по общедомовым нуждам (МОП). Установила свой общедомовой прибор учёта, из данных которого вычитает данные поквартирных счётчиков, которые добросовестные жильцы в компанию подают. Разницу, понятное дело, определяют как траты на ОДН. Только вот оказалось, что не все потребители электроэнергии добросовестные и вовремя снимают показания счётчиков, чтобы оплатить потреблённый объём энергии. И оказалось, что этим недобросовестным потребителям энергокомпания ничего не начисляет. Даже по нормативам, как тем, у кого счётчиков нет. Потреблённая ими электроэнергия засчитывается как общая – на ОДН, и счёт на неё раскидывается на всех жильцов МКД.

«Интересно, что даже если недобросовестные жильцы через какое-то время одумываются и подают данные квартирного прибора учёта и оплачивают свои счета, то корректировка по ОДН не производится. То есть происходит, по сути, незаконное обогащение, – поясняет Беликова. – Туманно всё и с расчётами за горячую воду. РСО, поставляющая эту услугу, тоже перешла на прямые договоры с жильцами наших МКД. Но сейчас выясняется, что если верить расчётам РСО, жильцы на общедомовые нужды тратят в месяц в четыре раза больше горячей воды, чем на личные. Это же абсурд. И с этим надо разбираться. То есть я хочу сказать, что прямые расчёты – это, конечно, хорошо. И я сама, и вся наша УК только за эту схему взаимодействия. Но в ней обязательно должен быть кто-то третий. Необходим контроль как за РСО, так и за жильцами, со стороны которых беспредела тоже хватает. Иначе будет просто хаос».